Каноническая импровизация и письменная композиция
2. Каноническая импровизация и письменная композиция одинаково теоретичны: творчество как бы все время держит перед глазами лестницу обоснования норм, уходящую к глубинам (высотам) отчеканенной в религиозные символы, философские понятия или научные обобщения духовности. Однако в определенный исторический момент теории двух высоких «музык» разошлись, «лестницы» повели к разным «площадкам». Это дало различное соотношение в творчестве нормативных ограничений и индивидуальной свободы.
В церковном распеве, раге, мугаме - в традициях канонической импровизации теория сохранила метафизическую укорененность. Математическая, религиозная, космологическая, этическая проблематика осталась ключом к регламентированию ладовых, ритмических, тембро-
вых измерений музицирования. В письменной композиции, выросшей в X-XI веках из первых экспериментов многоголосной обработки церковного распева, метафизические корни на протяжении Нового времени истончались. На место космоса или Бога вначале пришли аксиомы о художественно-прекрасном, а затем - об автономных законах музыки. Впрочем, для мысли о музыке в XX веке, особенно его последних десятилетий, вновь актуальны отсылки к философии, математике, религии2.
Когда обоснование музыкальных норм углублено в «последние истины», то и сами нормы обретают статус «последних» - вечных, абсолютных, неколебимых индивидуальной инициативой. Когда же канон упирается в законы самой музыки, то оригинальный авторский шедевр способен изменить канон, задать ему новое строение и содержание. В традициях с «сакральным» каноном и с каноном «автономным» различно соотношение «нельзя» и «можно».
Вообще, в искусстве «нельзя» - условие творческой свободы. Чем жестче ограничения, тем больше шансов проявить подлинно изобретательную фантазию. Чем шире область «можно», тем случайнее фантазия, тем менее значимы детали (ведь нюанс нетривиален лишь на фоне типовой схемы).
«Нельзя», уходящее в метафизическую глубину, наделяет те «можно», для которых выкраивает место в бережно сохраняемом каноне изобретательная музыкальная мысль, особо существенным смыслом. В культурах канонической импровизации (а также в письменной композиции, пока она оставалась в границах сакрального канона) поэтому создается особое напряжение между нормативным регламентом и его конкретизацией в процессе музицирования (сочинения опуса). Как в богословском трактате сквозь авторские слова явственно просвечивает авторитет Священного писания, и находки автора тем весомее, чем яснее они отсылают к первоисточнику, так в канонической импровизации (или композиции) каждая деталь тем ценнее, чем непреложнее сквозь ее уникальность слышен всеобщий нормативный регламент.
«Нельзя», которое заново отстраивается от изобретенных гениями-новаторами «можно», превращает композицию в аналог научного эксперимента. Он может подтвердить имеющееся знание, а может его расширить или даже скорректировать. Художественные детали в этой эстетической системе отсылают к другим художественным деталям, из других сочинений; сегодняшний опус заставляет вспомнить о вчераш-
нем, и в целом оценка музыки регулируется историей - сравнением последующего с предшествующим.
В реальном творчестве нет чистых типов. Импровизация и композиция, устное и письменное сообщались даже в самые «нотные» времена европейской музыки. В инструментальных и вокальных сочинениях Баха, как правило, не целиком выписывалась партия чембало (клавесина). Исполнитель имел дело с нотированной басовой линией и с цифровыми обозначениями аккордов. Как эти аккорды расположить, как связать между собой, как сделать голосоведение живым и перекликающимся с мелодией вокалиста, флейтиста или скрипача, чембалист решал «на ходу», импровизируя. И даже в музыке классиков XVIII-XIX веков выделялись специальные «резервации для импровизации» - не выписываемые композиторами каденции солистов в инструментальных концертах. В XX же веке композиторы нередко впускают исполнительскую импровизацию в конструктивную сердцевину замысла, оставляя на усмотрение исполнителя даже последовательность фрагментов сочинения, как в «Моментах» (1965 г.) Карлхайнца Штокхаузена (касс. 32).
Есть области музыки, в которых смешаны признаки всех типов творчества.