Проговаривание и пропевание скороговорок
Работа ведется в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов (по методу К.Орфа).
Используемые приемы:
- отмечание метрической пульсации хлопками,
- равномерное чередование хлопков и шлепков,
- щелчки на первое произнесение, шлепки – на второе,
- проговаривание текста в ускоряющемся темпе – от медленного к быстрому (темп задает педагог хлопками или четкими ударами в бубен),
- проговаривание текста в разной динамике – от шепота до почти крика,
- чтение скороговорок по подгруппам.
- проговариваниеканоном, когда одна подгруппа начинает говорить, а вторая вступает с опозданием на фразу,
- пропевание скороговорок в качестве распевок по полутонам с использованием шумовых инструментов для задания темпа,
- произнесение на одном дыхании.
Ритмодекламация
Это движение, озвученное и подсказанное стихотворной речью. Этот прием непроизвольно вызывает сокращение определенных мышц. Ритмодекламация не требует точного интонирования звука.
Речевой хор – это коллективная ритмодекламация под музыку. Речевой хор позволяет детям ощутить радость от коллективного исполнения. Здесь музыкальный слух взаимодействует с речевым. Проговаривание текста должно быть четким, слаженным, интонационно выразительным, эмоциональным. Сопровождать речевой хор могут и звучащие жесты, и шумовые инструменты.
Планирование работы по развитию творческих способностей детей средствами театрализации
Младшая группа
Задачи:
1. Воспитание умения следить за развитием действий в драматизациях и кукольных спектаклях.
2. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
3. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.
4. Поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.
5. Вызывать желание участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях.
1 квартал (сентябрь – ноябрь)
Виды художественно-игровой деятельности | Методы | Средства | Репертуар |
Песенное творчество | Сопровождение движений песенкой, придуманной ребенком на отдельные слоги | Игрушки | «Ах, ты, котенька-коток», «Бай-бай» - р.н.м. |
Танцевальное творчество | Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку | Атрибуты: шапочки зверей, листья, косынки | «Прятки» Р.Рустамова, «Хитрый кот» - р.н.прибаутка, выход персонажей сказки «Репка», «Птички» А.Банниковой, «Зайчики» Е.Тиличеевой |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Вызывать интерес и желание играть с музыкальными игрушками | Погремушки, колокольчики, бубны | «Игра с погремушками» Н.Быканова, «Дождик» Н.Любарского, игра «Тихо-громко» |
Самостоятельная деятельность | Побуждать к пению знакомых песен, к воспроизведению низких и высоких звуков | Игрушки | «Петушок» - р.н.прибаутка, «Птичка» М.Раухвергера |
Проведение праздников | Обогатить детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение | Атрибуты, декорации | «Золотая осень» |
Проведение досугов и развлечений | Вызывать интерес к происходящему, воспитывать умение следить за развитием действия | Костюмы, декорации | Сказка «Репка», Бабушка-загадушка |
2 квартал (декабрь – февраль)
Песенное творчество | Обучать детей сочинять песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной и плясовой | Игрушки, иллюстрации | «Колыбельная для зайки», «Пляска куклы», игра «Где мои детки?» |
Танцевальное творчество | Побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения под разнохарактерную музыку | Фонограмма, флажки, ленты, мишура | Танец снежинок, зайчиков, «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковский, игра «Зайцы и лиса» Е.Вихаревой |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Поощрять стремление детей использовать детские музыкальные инструменты | Фонограмма, шумовые инструменты | «Ах ты, береза», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль я» - р.н.п. |
Самостоятельная деятельность | Побуждать детей играть в музыкальные дидактические игры, развивать чувство ритма | Бубен, погремушка, барабан | «Мышки и мишка», «Где мои детки», «Угадай, на чем играю» |
Проведение праздников | Развивать желание участвовать в празднике, воспитывать чувство удовлетворения от участия в совместной деятельности | Атрибуты, необходимые для проведения праздника | «Новогодняя елка» |
Проведение досугов и развлечений | Развивать воображение, фантазию детей, эмоционально раскрепощать, прививая интерес к происходящему | Атрибуты для театрализации | «Зимние радости», «Теремок», «Бабушка-загадушка» |
3 квартал (март – май)
Песенное творчество | Побуждать детей сочинять песенки на заданный текст | Игрушки, шапочки персонажей | Импровизировать в определенном жанре: плясовая, марш, колыбельная |
Танцевальное творчество | Воспитывать эмоциональное отношение к музыке через танцевальные движения | Фонограмма, шапочки зверей, игрушки | «Поезд» Н.Метлова, «Цыплята и курица» А.Филиппенко, «Серенькая кошечка» В.Витлина |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Поощрять стремление детей использовать детские музыкальные инструменты | Фонограмма, бубны, колокольчики, ложки, барабаны | Оркестровое сопровождение свободных плясок, выход персонажей |
Самостоятельная деятельность | Поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях | Загадки, иллюстрации, игрушки | Игра «Кто по лесу ходит», «Коза рогатая» - р.н.м. |
Проведение праздников | Вызывать у детей желание выступать перед родителями, детьми | Костюмы, декорации, атрибуты | «Мамин праздник», Весенний лес» |
Проведение досугов и развлечений | Прививать любовь к театральному искусству, умение сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц | Декорации, предметно-игровая среда | «На бабушкином дворе», «Теремок» |
Средняя группа
Задачи:
1. Воспитание устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности.
2. Подведение детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, песенных и танцевальных импровизациях.
3. Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях.
4. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями.
1 квартал (сентябрь – ноябрь)
Виды художественно-игровой деятельности | Методы | Средства | Репертуар |
Песенное творчество | Побуждать детей импровизировать интонацию и ритм плясовой, колыбельной | Шапочки, декорации | Кукла пляшет, спит, «Саша, где ты?», пропевать свое имя |
Танцевальное творчество | Побуждать детей сочинять танцевальные характеристики персонажей в жанре народной пляски | Фонограммы, костюмы персонажей | «Полянка», «Как у наших у ворот», «Две тетери» - р.н.м., «Птички» А.Серова, игра «Кот Васька» |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Знакомство с инструментами, с помощью которых можно воспроизводить различные ритмы | Погремушка, бубен | «Кап-кап» М.Сатулиной, «Андрей-воробей» - р.н.м. |
Самостоятельная деятельность | Содействовать возникновению интереса к самостоятельному музыцированию | «Качели» Е.Тиличеевой, игра «Птица и птенчики» | |
Проведение праздников | Создавать радостное настроение | Атрибуты, декорации, костюмы | Сказка «Катя и звери», «Осенины» |
Проведение досугов и развлечений | Побуждать детей заниматься театрализованной деятельностью | Иллюстрации, костюмы, декорации | Сказка «Репка», «В гостях у сказки», «Город, в котором ты живешь» |
2 квартал(декабрь – февраль)
Песенное творчество | Осваивать ритм плясовой, колыбельной. Играть на бубне, металлофоне как пляшет медведь, скачет зайка | Шапочки зверей, бубен, металлофон | Песенка лисички (вальс), песенка волка (марш), песенка медведя (пляска) |
Танцевальное творчество | Подводить детей с сочинению танцевальных импровизаций героев сказки | Атрибуты, фонограмма | «Зайчики» Т.Ломовой, «Медведь и зайцы» В.Ребикова, «Лошадки в конюшне» М.Раухвергера |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Обучать детей приемам игры на металлофоне (на одном звуке, на двух) | Металлофон, иллюстрации | «Андрей-воробей!» - р.н.м. «Кто как идет» Г.Левкодимова, «Курица» Е.Тиличеевой, игра «На чем играю» |
Самостоятельная деятельность | Совершенствовать ритмическое чувство ребенка, звуковысотный слух | Иллюстрации, игрушки, музыкальные инструменты | Игры «Кто как идет», «Курица», «Эхо» |
Проведение праздников | Продолжать развивать интерес к выступлениям перед родителями, детьми | Атрибуты, декорации, костюмы | «Новый год», «День защитника Отечества», «Зимние колядки» |
Проведение досугов и развлечений | Развивать умение понимать содержание сказок, оценивать поступки действующих лиц | Атрибуты | «Зимняя сказка», «Любимые игры», концерт старших детей |
3 квартал(март – май)
Песенное творчество | Подводить к сочинению мелодий на заданный текст | Куклы кукольного театра | «Катилось яблочко» В.Агафонникова, стихи А.Барто |
Танцевальное творчество | Обучать детей сочинять танцевальные импровизации в жанре польки, выразительно передавать движения игровых персонажей | Куклы кукольного театра, мягкие игрушки, фонограмма | «Полька с игрушками» - чеш.н.м., «Вся мохнатенька» В.Агафонникова |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Побуждать детей импровизировать на игрушках-инструментах | Ложки, погремушки, бубны, колокольчики, металлофон | Ритмические импровизации |
Самостоятельная деятельность | Совершенствовать динамический слух, ритмический слух | Металлофон, молоточки, погремушки, бубен | «Громко – тихо» Г.Левкодимова, «Музыкальные молоточки» Е.Тиличеевой |
Проведение праздников | Прививать устойчивый интерес к русскому народному фольклору, вызывать желание участвовать в утренниках | Предметно-игровая среда | «8 марта», «Прилет птиц» |
Проведение досугов и развлечений | Вызвать устойчивый интерес к происходящему на сцене, обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания | Атрибуты | Просмотр выступлений старших детей, «Весна пришла», «Пословицы и поговорки», «Небылицы» |
Старшая группа
Задачи:
1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации.
3. Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.
4. Поддерживать желание выступать перед родителями, детьми.
1 квартал(сентябрь – ноябрь)
Виды художественно-игровой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Репертуар |
Песенное творчество | Побуждать детей к импровизации простейших мелодий | Шапочки, игрушки | На слоги: «Та-ра-ра», «динь-дон», «Баю-бай» |
Танцевальное творчество | Развивать умение передавать характерные особенности персонажей, выраженные в музыке | Шапочки, фонограммы | «Ах, ты, береза», «Из-под дуба» - р.н.м., «Медведь» В.Ребикова |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Обучать детей играть попевки, побуждать подбирать эти попевки от других звуков | Металлофон | «Дождик-дождик», «Андрей-воробей», «Труба» Е.Тиличеевой, «Спите, куклы» Е.Тиличеевой |
Самостоятельная деятельность | Побуждать заниматься музыкальной театрализованной деятельностью | Лесенка, ксилофон, игрушки | Игра «Уложи куклу спать», «Жил был у бабушки» р.н.п. |
Проведение праздников | Приобщать детей к русскому народному фольклору | Атрибуты, декорации, игрушки | «Золотая осень», игра «Репка-репонька», «Я на камушке сижу» - р.н.м., «День города» |
Проведение досугов и развлечений | Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость | Атрибуты, декорации | Концерт для малышей, музыка П.И.Чайковского |
2 квартал(декабрь – февраль)
Песенное творчество | Учить импровизировать окончания несложных мелодий в определенной тональности | Игрушки | «Сверчок» Е.Тиличеевой, «Пароход» Е.Тиличеевой |
Танцевальное творчество | Побуждать детей к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей, выраженных в музыке | Шапочки, флажки | «Выйду за ворота» Е.Тиличеевой, «Наши кони чисты» Е.Тиличеевой, «Котик и козлик» Е.Тиличеевой |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Учить детей исполнять попевки на одном звуке, на двух | Металлофон, ксилофон | «Музыкальный букварь» Н.Ветлугина, «Лиса по лесу ходила» - р.н.м. |
Самостоятельная деятельность | Активизировать театрализованную деятельность, совершенствовать ритмический слух | Шумовые инструменты, ксилофон | «Петух, курица и цыпленок» Г.Левкодимова, «Небо синее» Е.Тиличеевой |
Проведение праздников | Воспитывать эмоционально положительное отношение к праздникам, желание участвовать в подготовке и проведении праздников | Атрибуты, декорации, костюмы, фонограмма | «Новогодняя елка», «День защитника Отечества» |
Проведение досугов и развлечений | Учить детей правильно оценивать поступки действующих лиц, воспитывать добрые чувства | Ширма, куклы, фонограмма | «Колядки», инсценирование песен |
3 квартал (март – май)
Песенное творчество | Совершенствовать песенное творчество, импровизировать окончание мелодии, начатой взрослым | Игрушки, шапочки, беззвучные игрушки (балалайки, гармошки) | «Зайка, зайка, где ты бывал» Г.Зингера, «Едет, едет паровоз» |
Танцевальное творчество | Побуждать детей к поискам выразительных движений для передачи характерных | Фонограмма, атрибуты, ленты, султанчики | «Всадники и упряжки» В.Витлина, «Вальс» Д.Кабалевского, «Долговязый журавель» - р.н.п. |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Поощрять стремления детей подбирать знакомые попевки | Металлофон, ксилофон | «Василек», «Зайка», «Сорока-сорока» |
Самостоятельная деятельность | Приобщать к театрализованной деятельности | Атрибуты, шумовые инструменты | «Про лягушек и комара» А.Филиппенко, «Ваня-пастушок»-р.н.п. |
Проведение праздников | Воспитывать интерес к театральному искусству | Костюмы, декорации | «8 марта», «Масленица», «Веснянка» |
Проведение досугов и развлечений | Вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, желание активно участвовать | Фонограммы, игрушки, костюмы | «Русские посиделки», «Небылицы», концерт для малышей |
Система занятий ритмопластикой в ДОУ на основе внедрения технологии А.И.Бурениной
Содержание работы
по ритмической пластике
дошкольника.
Цель программы – физкультурными методами добиться правильное выполнение движений в театрализованной деятельности средствами упражнений, танцев.
3-4 года.
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекание нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.
Приоритетные задачи:воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки ; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
Основное содержание