Главные принципы и технология метода музыкальной психорегуляции дыхания
Первый принцип – креативация личности.
Процесс эмоционально-дыхательного тренинга осуществляется в основном через вокально-речевую деятельность. За счет данной деятельности возникает эффект стимуляции работы первого полушария мозга, что изменяет межполушарные взаимоотношения и приводит в результате к творческому развитию личности. Этот эффект называется креативацией личности. Невостребованность чувственной сферы не развивает ее, а даже может привести к задержкам психического развития и физического.
Второй принцип – межфункциональная взаимодинамика.
Этот принцип предполагает обязательное физическое закрепление каждого психического шага. Соотношение функциональных нагрузок (эмоционально-дыхательной, интеллектуальной, двигательной) в процессе образовательной деятельности должно быть таким, чтобы нагрузка на психическую функцию была сбалансирована с нагрузкой на физическую функцию.
В вокально-речевом процессе на дыхание нанизывается эмоциональная реакция (вокал), интеллектуальная и моторная деятельность (речь). Триада Дыхание-Эмоции-Речь – единый взаимосвязанный процесс.
Парадоксальное дыхание
Гимнастика А.И.Стрельниковой
Суть методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы.
Эта гимнастика универсальная. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение.
Она не имеет противопоказаний и очень результативна:
- улучшение звучания голоса,
- повышение внимания, улучшения памяти,
- избавление от «профессиональных» фарингитов,
- увеличение работоспособности,
- оздоровление всего организма, снижение заболеваемости.
При речевых нарушениях, особенно связанных с нарушением голоса, эта гимнастика позволяет:
- работать с просодической стороной речи детей,
- улучшать речевое дыхание и звучность речи,
- помогает устранять гнусавость и нарушение темпа и ритма речи.
Упражнения, разработанные А.И.Стрельниковой:
· улучшают красоту тембра,
· расширяют диапазон голоса.
Дыхательная гимнастика помогает актерам и певцам, тем, кто потерял голос и тем, кто хочет петь, но не имеет выдающихся вокальных данных.
Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребенка, делает его здоровым.
Инсценирование песен
Инсценирование песен – наиболее значимый для детей момент. Каждая песня требует своего сценического воплощения. Характер песни определяет динамику сценического решения. Песни патриотического характера требуют строгого, выдержанного исполнения. А вот песни эстрадного направления подразумевают использование танцевальных движений. При этом можно использовать пение солистов и выступление танцевальной группы. При инсценировании игровых и шуточных песен следует применять закон сцены – темпоритм сценического действия, мизансцены, словесное действие.
Музыкальное сопровождение лучше осуществлять на музыкальном инструменте – фортепиано, аккордеоне. Можно использовать проигрыш на детских музыкальных инструментах (детский оркестр).
При инсценировании предполагается определенное сценическое оформление: костюмы, атрибуты, декорации.
Процесс импровизации, обыгрывание песен более длительный, чем просто разучивание. Сначала детям предлагается:
- прослушать песню, проговорить текст.
- «игровые пробы», в которых дети пытаются выразить в движениях содержание песни.
Роль педагога – наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их и помогать в подборе образных движений.
Следующий этап – творческое самовыражение. Так, в некоторых композициях предлагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент – проигрыш, запев, припев. Наша задача – накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться, чтобы добиться навыка.
У детей важно воспитывать:
- чувство красоты,
- стремление все сделать самостоятельно,
- культуру движения.
Так же у детей развивается воображение, эмоции, умение «оживлять игровой персонаж». Надо учить детей находить такие изобразительные средства (жесты, мимика, интонация, тембр голоса), которые бы передавали сущность характера, настроения, поведения.
Методические приемы:
1. слушание музыки и беседы о ней, словесное описание музыкальных образов.
2. Подбор сказок, стихов, помогающих интерпретировать музыкальный образ.
3. Пластические импровизации.
4. Показ вариантов педагогом, чтобы стимулировать активность детей.
Импровизация у детей возможна только на базе развития музыкального слуха, творческого воображения, свободного владения своим телом.