Для хореографических объединений «Понятие партерного экзерсиса»
Разработал:
Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории
Подшивалов В.Н
Введение
Фундаментом любого танца является экзерсис, который может быть классическим, народно-характерным, джазовым, в стиле «модерн» и, конечно, партерным. Что же такое партерный экзерсис и зачем его стоит применять на занятиях в хореографическом объединении?
Хореография, как и все виды искусства, она дает огромное влияние на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое. Особенно это влияние важно в детском возрасте, когда наиболее активно идет процесс формирования личности.
Таким образом, перед преподавателем-хореографом обязательно стоят следующие задачи:
1. Воспитать художественный вкус.
2. Развить чувство ритма и эмоциональную отзывчивость на музыкальный материал, танцевальную выразительность.
3. Дать учащимся первоначальную хореографическую подготовку для дальнейшего обучения хореографическим дисциплинам.
4. Выявить и развить физические данные, природные склонности каждого учащегося.
Помочь формированию скелетно-мышечного аппарата, осанки, повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц – вот основная цель использования партерного экзерсиса.
Кроме того, занятия партерной гимнастикой позволяют начинающим танцорам приобрести навыки вытянутого носка, ровного и подтянутого корпуса, дадут первоначальное представление обучающимся о работе мышц ног, рук, шеи, спины и т.д.;
Партерный экзерсис дает уникальную возможность педагогу, чтобы начать работу по исправлению некоторых недостатков в осанке обучающихся, а именно, асимметрии лопаток, увеличение прогиба в поясничном отделе позвоночника и др.
А еще партерный тренаж – это отличный инструмент развития двигательных функций (выворотности ног, подъема ног, гибкости корпуса, шага, прыжка) и подготовительный этап к традиционному классическому и народно-характерному экзерсисам у станка, требующим высокого физического напряжения.
Для работы с дошкольниками и младшими школьниками лучше других подходит именно партерный экзерсис, т.к. ребенку еще трудно координировать движения своего тела, включать в работу различные группы мышц, а занятия в положении сидя или лежа облегчают ему эти задачи: на полу легче уследить за правильностью исполнения, выворотностью и натянутостью ног и корпуса.
Именно поэтому программа первых годов обучения хореографическому искусству обязательно должна включать в себя следующие разделы партерного экзерсиса:
1. «Балетная осанка».Включает в себя понятия: постановка корпуса, ног, рук и головы. Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом, поэтому в данном разделе большое внимание уделяется упражнениям на развитие мышц живота и спины: сидя на полу с согнутыми и вытянутыми ногами, стоя на коленях и упражнения, лежа на животе, что и является методом формирования балетной осанки.
2. «Подъем стопы».Стопа является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию при прыжке. А в классическом танце играет еще и не малую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом в сочетании с натянутой ногой законченную линию в рисунке танца. Различают 3 формы подъема: высокий подъем, средний и маленький. Но, даже имея от природы маленький плоский подъем, с помощью определенных упражнений можно придать ему правильную красивую форму и выработать силу стопы. Упражнения, сидя и лежа на полу, растягивают ахиллово сухожилие, помогают вытянутости коленного сустава и стопы; развитие подъема, выворотного положения и подвижности стопы.
3. «Выворотность ног».Выворотное положение ног определяется строением тазобедренного сустава, связки коленного сустава (выворотность в голени) и в стопе. Сочетание природной и выработанной на занятиях выворотности ног с легким шагом превращает танец в пленительное зрелище. Выворотность ног позволяет совершенствовать технику. Выворотность ног зависит от 2 важных факторов: от строения тазобедренного сустава и от связок коленного сустава. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к 12 годам. К этому времени носки стоп у ребенка оказываются повернутыми либо наружу, либо внутрь. Причем иногда при хорошей выворотности в бедрах встречается плохая выворотность в коленном суставе и стопах и, наоборот, при хорошей выворотности в коленном суставе и стопах может быть плохая выворотность в бедрах.
4. «Гибкость тела» показатель пластичности тела, способствует грамотному исполнению движений, созданию сценического образа. Начинать работу следует с прогибания корпуса назад, лежа на животе, т.к. гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Наклон корпуса вперед и вниз совершается благодаря растяжению межпозвонковых дисков, а так же икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок.
5. «Балетный шаг».Развитие танцевального шага неотъемлемая часть любого урока хореографии. Шаг создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага в стороны и вперед зависит от степени выворотности ног и подвижности тазобедренных суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда шага способствует также высоте прыжка.
Ниже будут приведены упражнения в положении сидя и лежа на полу, которые развивают танцевальный шаг, выворотность и силу ног, амплитуду движения.
Выполняя эти упражнения, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Перед началом занятий хорошо разогреться, то есть сделать любые упражнения, пока в мышцах не появится ощущение тепла.
2. В процессе обучения каждый ребенок выполняет упражнение в меру своих физических возможностей, но при систематичности занятий, наглядности и поощрениях повышает свои возможности.
3. Обязательно учитывать физиологические особенности ребенка, состояние опорно-двигательного аппарата и физическую подготовленность.
4. Упражнения на гибкость выполнять плавно, без рывков, в медленном темпе.
5. Каждое упражнение выполнять до появления легкой болезненности.
6. Все упражнение направлены на силовую работу различных групп мышц и обязательно должны чередоваться с упражнениями на расслабление.
7. Начинать растягиваться на «выдохе», затем дышать нормально. Заканчивать каждое упражнение «вдохом».