Классификация типов драматургии
1. Предварительные соображения
Категория качества 2
Воплощаемые в музыке душевные движения, виды выразительности в своей совокупности образуют недискретную шкалу качественных характеристик — от полной бесконтрастности до предельной (для данного историко-стилевого момента) конфликтности.
Принимая во внимание условность классификации недискретного ряда, а также неполную определенность понятий «контраст» и «конфликт», можно все же наме-
___________________________________________
1 Г. Риман пишет: «Содержание... музыки образуют мелодические, динамические и агогические подъемы и понижения, носящие на себе отпечаток породившего их душевного движения (разрядка моя. — В. Б.) и сочувственно настраивающие душу слушателя» (см.: Риман Г. Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах. М., 1898, с. 10).
2 В данном и следующем разделах мы имеем в виду лишь конкретное применение общих философских категорий качества и количества к явлениям музыкальной драматургии.
тить три качественные категории как одну из основ классификации специальных экспрессивно-драматургических функций: 1) бесконтрастность, 2) контрастность и 3) конфликтность, создающие соответствующие типы драматургии3.
Такое условное деление методологически вполне возможно, поскольку действие экспрессивно-драматургических функций проявляется в конкретном музыкальном произведении, которое всегда дает основание для качественной эстетической оценки, для определения более или менее точной зоны на этой недискретной шкале.
Категория количества
При всем многообразии видов выразительности в музыке с их невоплотимой посредством слов спецификой, можно все же установить четыре группы экспрессивно-драматургических функций с точки зрения их количественной характеристики, образующие одно-, двух-, трех- и многоэлементную драматургию. Существенную роль при этом играет не цифровой показатель, а тот принцип связи, который способен объединить данное количество элементов, — за внешним числовым выражением скрыта более глубокая внутренняя сущность. Имея в виду большую условность качественной классификации и большую точность количественной, для общей классификации экспрессивно-драматургических функций необходимо исходить из второй (количественной), привлекая первую (качественную) для обозначения внутренних разновидностей. Но прежде всего встает вопрос: что имеется в виду под понятием «элемент» как специфической драматургической единицы?
__________________________________________
3 Понятие «конфликт музыкальной образности» разобрано в статье: Тараканов М. О выражении конфликтов в инструментальной музыке. — В кн.: Вопросы музыкознания, т. 2. М., 1956. Автор настоящего исследования согласен с тезисом М. Тараканова: «...В музыке обычно раскрывается не столько сама конфликтная ситуация, сколько выражается отношение к ней, та внутренне-психологическая реакция, которая возникает у человека, находящегося в конфликтной ситуации» (с. 212).
Таковым надо считать тот отрезок текущего внутреннего музыкального времени, в котором возникает начальный момент i), развивается (продолжающий момент т) и завершается (завершающий момент t) музыкальное событие, важное для реализации данной художественной идеи. Так создается движение по асафьевской формуле i:m:t.
Драматургический элемент воплощается либо всем комплексом i: т : t, либо посредством i:m с переходом в другой элемент, либо одним i. Поскольку решающую роль играет все же начальный момент, понятие «отрезок текущего внутреннего музыкального времени» можно заменить кратким понятием-термином — момент времени. Им может быть как тема, так и любой интонационный оборот на любом уровне формы, вносящий существенно новое в образное развитие.
Например, в теме главной партии первой части «Аппассионаты» сменяются три момента времени (драматургических элемента)—начальная фраза, появление мотива в ритме основной темы Пятой симфонии и завершающий нисходящий пассаж. Эти три момента времени отвечают общему драматургическому принципу, созданному Бетховеном, — движение, сопротивление и преодолевающий его взрыв.
На уровне экспозиции того же Allegro имеется пять моментов времени: тема главной партии в целом, включая и начало связующей (А), предыктовая тема (В), побочная партия до перелома (С), «тихий сдвиг» в ее пределах (D), заключительная партия (Е). Они организованы на основе той же типично бетховенской триады (в схеме: 1, 2, 3) в условиях переключения драматургических функций. Наряду с тем действует и другой драматургический комплекс: драматизм — лирика— драматизм (в схеме: I, II, I), который воспроизводится далее на уровне цикла в целом:
А | BCD 1 2 | E |
I | II | I |
Таким образом, движение экспрессивно-драматургических функций, подобно движению логически-композиционных функций, осуществляется на основе их пере-
ключения и совмещения, охватывая все уровни процесса формообразования.
Учитывая движение моментов времени по многоуровневой системе, аналогичной той, что приведена в генеральной схеме (с. 52—53), можно установить классификацию типов драматургии, лежащую в основе музыкальной драматургии как общего принципа.
2. Классификация
1. Одноэлементная драматургия (монодраматургия) базируется на развитии одного начального момента времени, без сопоставления с другими типами выразительности и психологических состояний. Ее функциональная основа — самодвижение. Примером на уровне музыкального произведения могут служить большинство прелюдий из «Хорошо темперированного клавира» Баха. В них воплощена художественная идея, не заключающая в себе внутреннего контраста. В прелюдии Шопена № 6 объект монодраматургии внутренне контрастен, а в его же «Революционном этюде» (ор. 10 № 12) — внутренне конфликтен. Таким образом, монодраматургия может быть представлена во всех трех качественных вариантах со всеми промежуточными формами. Кроме того, в процессе саморазвития идеи, воплощенной в данном моменте времени, могут возникать новые моменты времени, порой и контрастирующие исходному.
Термин «самодвижение» («саморазвитие») трактуется в настоящем исследовании не в широком, философском, а в тесном, теоретическом смысле слова как принцип развития одной музыкальной идеи, без непосредственного воздействия на этот процесс других противопоставляемых ей идей.
Основанием для использования данного термина могут служить следующие положения: «Самодвижение — собственное внутреннее необходимое самопроизвольное изменение системы, которое определяется ее противоречиями, опосредствующими воздействие внешних факторов и условий... Диалектико-материалистическая концепция самодвижения исходит из того, что самодвижение присуще не только материи в целом, но и всем ее конкретным видам... Материя, как таковая, абсолютно не обусловлена в своем самодвижении какими-либо внешними воздействиями. Однако абсолютный характер самодвижения материи в целом проявляется в относительных самодвижениях конкретных материальных систем...»4
_________________________________________
4 «Философская энциклопедия», т. 4. М., 1967, с. 550.
Драматургическое развитие такого рода, как объективная реальность, и есть именно «относительное самодвижение» системы; его отражение в нашем сознании представляет собой основу для предлагаемого теоретического обобщения.
Идеи самодвижения касается А. Швейцер в книге «Иоганн Себастьян Бах» — в связи с анализом существа жанра и формы баховских концертов: «Здесь словно осуществлено... саморазвитие идеи, творящей свою противоположность, дабы преодолеть ее, затем снова создающей новую противоположность, чтобы снова преодолеть ее, и так далее, пока она не вернется к себе самой после того, как исчерпана жизнь. Испытываешь подобное же впечатление непостижимой необходимости и загадочного удовлетворения, следя за развитием темы в этих концертах, когда она впервые выступает в совместном tutti, затем покоряется таинственно разделяющим силам и в заключительном tutti снова обретает себя»5. Так знаменитый исследователь искусства великого полифониста в вольной философско-поэтической форме схватил самое существо самодвижения, как оно воплощено в творчестве Баха (конечно, не только в его концертах).
Иногда в текучих формах прелюдий Баха внутренняя напряженность, обусловленная развитием одной темы, приводит к появлению (на правах добавочного тематического импульса) контрастирующих оборотов, чаще всего речитативного характера. Один из простейших примеров — прелюдия № 2 из первого тома «Хорошо темперированного клавира». В главной партии первой части Десятой симфонии Шостаковича саморазвитие приводит к кульминации (12)6, предвосхищающей общую кульминацию части (от 45 до 47). В них на разных уровнях воплощены конфликты действительности в типичном для Шостаковича преломлении.
2. Двухэлементная (парная) драматургия предполагает сопоставление двух различных моментов времени. Различие может доходить до контраста, а далее и до конфликта— антагонистического противопоставления, при котором обнажается функционально-философская сущность этого типа драматур-
_________________________________________
5 Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 1965, с. 300. Разумеется, слово «идея» в этом тексте следует трактовать не в платоновском, а в материалистическом смысле.
6 Партитурные ориентиры даются посредством указаний в скобках на соответствующую цифру партитуры — например (12). Число тактов до цифрового ориентира или после него обозначается посредством второй цифры со знаками « + » или «—». Например, (12—3) означает три такта до цифры 12, а (12+3) — три такта после цифры 12.
гии. В качестве его онтологических истоков выступают пара «плюс — минус», два направления одного измерения (вверх — вниз, вправо — влево, вперед — назад), этические категории добра и зла, антиномии «свет — тьма», «жизнь — смерть» и т. д.
Возможно и неконфликтное противопоставление двух элементов, логически связанных между собой (как колебания маятника), например, вступление — изложение, изложение — дополнение.
Некоторые же виды парной драматургии допускают самую различную степень контрастирования сопоставляемых элементов. К ним относятся диалог, а также логическое сопряжение типа «вопрос — ответ», представляющие традиционные, устойчивые формы реализации данного драматургического принципа.
Парное противопоставление проявляется на всех уровнях от ядра (контраст двух элементов) до цикла. Чем выше уровень, тем, при прочих равных условиях, более значительно идейно-художественное существо контрастных элементов и их сопряжения. Пример двухэлементной драматургии на уровне цикла — Тридцать вторая соната Бетховена.
Возвращение первого драматургического элемента после второго создает широко распространенный репризный вариант двухэлементной драматургии, которую в этом случае не следует именовать парной.
3. Наиболее активно действие драматургических принципов в трехэлементной (триадной) драматургии. Соотношение «тезис — антитезис — синтез» — одно из самых значительных в функционально-философском аспекте — существует в разных вариантах, каждый из которых тесно связан как со спецификой художественной идеи, так и с принципами творческого мышления композитора. Типичный для Бетховена вариант триады — «действие — противодействие — преодоление (и одновременно новый акт действия)»— был уже отмечен в связи с разбором главной партии и экспозиции первой части «Аппассионаты»7.
_________________________________________
7 См. также в статьях автора этих строк «К вопросу о драматургии музыкальной формы» (сб. «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров». М., 1971) и «Соната Бетховена „Quasi una fantasia cis-moll" („Лунная")» (сб. «Бетховен», вып. 2, М., 1972).
Возможны и иные виды реализации триадного принципа. Драматургия «Поэмы экстаза» и ряда других сочинений Скрябина — от высшей утонченности через полетность к высшей грандиозности — специфична именно для этого композитора 8. Триада «созерцание — действие — осмысление» — существо симфонизма Шостаковича.
Воплощение столь масштабных идейных комплексов тяготеет к высоким уровням композиционного формообразования. Однако триадная драматургическая основа проникает и на более низкие уровни. Перенося рассмотрение всех форм ее проявления в главу, посвященную разбору проблем композиционного ритма, отметим только, что, хотя данный драматургический принцип наиболее ярко проявляет себя в аспекте контрастном и конфликтном, возможны малоконтрастные и неконтрастные его формы.
4. Многоэлементная (множественная) драматургия. Ее функционально-философская основа — смена типов выразительности, психологических состояний, воплощенных в виде отличимых друг от друга моментов времени. Помещая разбор соответствующих тенденций в раздел о драматургическом развитии, отметим здесь ряд важных принципов.
Существует закономерность, обусловленная психологией восприятия: многоэлементность в любой сфере стремится к внутренней группировке, создающей двух- или трехэлементные образования более высокого порядка. На примере экспозиции «Аппассионаты» можно было понять сущность этого принципа. В отношении драматургии следует отметить, что многоэлементность как таковая в своем чистом виде проявляется прежде всего вциклической и контрастно-составной формах. Группировка связана, в основном, с противопоставлением темпов (медленно — быстро или быстро — медленно), что образует парное сочетание, воспроизводимое несколько раз. Возможны и иные, трехчленные репризные соотношения (быстро — медленно — быстро или, наоборот, медленно — быстро — медленно).
Темповый и жанровый контраст в разбираемых формах может быть подчинен определенной драматур-
________________________________________
8 См. статью автора этих строк «О драматургии сочинений Скрябина» («Советская музыка», 1972, № 1).
гической последовательности в распределении типов выразительности. Наиболее обобщенное ее выражение сформулировано Т. Ливановой9. Сопоставление действенного, драматического в широком смысле слова начала с лирическим, жанрово-бытовым и жанрово-обобщенным (эпическим) образует философски обоснованную последовательность типов выразительности. Такой тип, хотя и очень распространенный в венско-классических образцах, не является единственно возможным в пределах этого стиля, а тем более в последующие эпохи. Начиная с «Фантастической симфонии» Берлиоза возникает тенденция к индивидуализации всех параметров музыкальной формы, в том числе драматургических закономерностей.
Параллельно этому происходит и усиление роли множественной драматургии, проникновение ее на более низкие уровни процесса формообразования, вплоть до темы.