Игра на скрипке — это прежде всего игра

В первую очередь надо учить не детей, а их родителей.

Хотя мы принимаем в нашу школу совсем маленьких детей, мы не сразу даем им в руки скрипку. Сначала мы учим маму сыграть про­стенькую пьесу, чтобы она могла учить ребенка в домашних условиях. Что же касается ребенка, то сначала мы даем ему послушать запись пье­сы, которую собираемся разучивать. Основное место обучения ребенка — это семья. Поэто­му для того, чтобы у ребенка была правильная осанка и постановка руки, необходимо сначала

научить этому родителей. От этого зависит все дальнейшее обучение. Пока кто-то из родителей не освоит простейших вещей на скрипке, дети вообще не берут инструмент в руки. Это очень важный принцип, поскольку как бы родители ни хотели, чтобы их ребенок научился играть, дети в три-четыре года такого желания не испы­тывают. Основной замысел заключается в том, чтобы ребенок сам сказал, глядя на родителей: «Я тоже хочу». Поэтому первая пьеса, которую ребенок сыграет, ежедневно проигрывается ему в записи, а в классе он только наблюдает, как играют на скрипке другие дети (и его мама). Тем самым для ребенка создается подходящая об­становка, а мама тем временем и в классе, и дома играет на предназначенной для него маленькой скрипке. Очень скоро это приводит к тому, что ребенок забирает скрипку у матери со словами: «Я тоже хочу поиграть». Звуки инструмента и мелодия ему уже знакомы. Поскольку он видит, как радуются другие дети, играя на скрипке, ему тоже хочется присоединиться к этому веселью. Таким образом нам удается пробудить в нем желание.


Взращенные с любовью


Взращенные с любовью




Мы побуждаем детей играть с инструментом

Как только создалась подобная ситуация, на­чинается собственно обучение. Первым делом родители спрашивают ребенка:

— Ты тоже хочешь научиться играть на скрипке?

Ответ всегда бывает положительным!

— Ты будешь усердно заниматься?

—Да.

— Хорошо, мы попросим учителя, чтобы в следующий раз он тоже разрешил тебе поиграть.

Этот метод всегда приносит успех. С каким трепетом ребенок приходит на первый урок! И с какой радостью он кричит после его оконча­ния: «Я тоже играл! Мне теперь можно играть с другими детьми». Родители, которые хорошо понимают детей, становятся для нас прекрасны­ми помощниками. Занятия делятся на индиви­дуальные и групповые. В том случае, когда ро­дители плохо разбираются в психологии детей, они полагают, что платят только за индивиду­альные уроки, а групповые занятия считают от­дыхом. Поэтому они строго следят за тем, чтобы ребенок посещал индивидуальные занятия и не обращают внимания на групповые. Однако на самом деле ребенку больше всего нравятся имен­но групповые занятия. Там у него есть возмож-




ность поиграть с детьми, которые уже чему-то научились. Это влияние имеет огромное значе­ние для их обучения. Именно здесь и воспиты­вается талант.

Все начинается с игры

«Мой ребенок не любит упражняться дома», — зачастую жалуются родители. Это происходит потому, что они не хотят понять пси­хологию ребенка, считающего, что скрипка — это игрушка. Такие родители не хотят платить деньги только за то, чтобы ребенок развлекал­ся. Другими словами, они подходят к воспита­нию с коммерческими мерками, а это сильно от­вращает ребенка от обучения. Начинать любое обучение необходимо с игры, а возникающее при этом радостное настроение само поведет ребен­ка в нужном направлении. В этом и заключается наша методика.

Хитоми Касуя в три года играла на скрип­ке по три часа в день. Как можно убедить трех­летнего ребенка столько времени посвящать му­зыке? Мать Хитоми купила ей скрипку вместо куклы и каждый день ставила ей запись одной и той же скрипичной пьесы. Музыка была по­стоянным фоном повседневной жизни. Хитоми целый день могла играть со скрипкой, словно с игрушкой. Время от времени мать, следуя на-


Взращенные с любовью


Взращенные с любовью




шим инструкциям, показывала ей, как нужно правильно держать скрипку и смычок, причем все это происходило в виде игры матери и дочки. Это самый лучший способ обучения. В конечном итоге у ребенка в ходе игры вырабатываются не­обходимые навыки. Если же вы подходите к делу формально и внушаете ребенку, что это не игра, а серьезное занятие, у него сразу же наступает деформация сознания. Сначала надо воспитать сознание, а потом уже приступать к формирова­нию навыков. Это совершенно естественный по­рядок вещей. Хитом и Касуя очень быстро осво­илась с инструментом, и в 1964 году, когда ей было всего пять лет, она уже отправилась вместе с нами на гастроли в Америку.

Пять минут или три часа

Наряду с детьми, которые не любят упраж­няться дома, есть немало и таких, для которых упражнения на скрипке благодаря мудрому ру­ководству родителей становятся естественной частью повседневной жизни.

Однажды в летней школе я обратил внима­ние на шестилетнего мальчика, который очень чисто и технично исполнял концерт Вивальди. Я спросил у матери, сколько лет он уже играет на скрипке.

— Полтора года, — ответила она.

— Очень хорошо играет! И как долго он упражняется каждый день?

— Примерно три часа.

Другого я и не ожидал. Если ребенок усер­дно работает, то это сказывается на его игре. Это заметно невооруженным глазом. Постоян­ные и длительные упражнения по нужной мето­дике приводят к появлению способностей. Если строго придерживаться этого принципа, то не­обходимые навыки обязательно возникнут. При сравнении ребенка, который упражняется пять минут в день, с тем, кто работает по три часа, разница очень ощутима, даже если оба играют на скрипке каждый день. При недостаточной ра­боте навык не формируется. Только приложен­ные усилия ведут к успеху. Исключений не бы­вает. Если ребенок, упражняющийся лишь пять минут в день, захочет повторить результат того, кто упражняется по три часа, то ему потребуется для этого девять лет. То, что один делает за три месяца, другой одолеет только за девять лет. И по-другому быть не может. Хитоми Касуя, Тосия Ето, Кодзи Тойода, Кендзи Кобаяси — все они работали не меньше трех часов в день.


Взращенные с любовью

Взращенные с любовью





Выработка способностей

Наши рекомендации