Арттерапевтическое направление.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

КИНЕЗИТЕРАПИЯ

Для дошкольников с задержкой психического развития, нарушениями речи, слуха

Ссоставитель Л. И. Анискина

Тема: «В гостях у морского царя» в форме игры-рассказа «Волшебный сон».

Занятие проводит психолог, используя музыкальные аудиозаписи, по­добранные по сюжету занятия. Специального обучения детей движениям на занятии не проводится, а используется двигательная импровизация или движения по подражанию действиям взрослого.

Предварительно у детей формируется представление о том, кто такой морской царь, где он живет, показываются иллюстрации, проводится бесе­да о морских обитателях (крабах, морских звездах, русалочках, раковинах и т.д.). Дети изображают их в рисунках, аппликации.

Цель занятия: коррекция психоэмоционального состояния, снятие мы­шечных зажимов, эмоционального напряжения, создание радостного наст­роения средствами свободного движения и воображения.

Первая часть. Игровые задания на регуляцию мышечного тонуса и релаксацию. Музыка «Морской бриз» из серии «Звуки живой природы».

«На берегу моря» (сидя на полу на коленях). Детям предлагается закрыть глаза и представить, что они сидят на берегу моря и слушают шум волн, крики чаек.

«Игра с волной» (сидя на полу). Психолог, продолжая свой рассказ, просит детей «поиграть» с волнами, наклоняясь вперед и возвращаясь на­зад, мягкими движениями рук «поласкать» волны.

«Отдыхаем на берегу» (лежа на спине). Дети ложатся на берегу, закры­вают глаза, свободно раскинув руки. Психолог дает установку на снятие на­пряжения, релаксацию и под мягкое звучание музыки вербально рисует образ детей, лежащих на берегу моря и расслабляющихся под лучами солн­ца, которое пронизывает каждую клеточку тела ребенка.

Вторая часть. Игровые задания на развитие целостного образа тела и воображения «Сон». Музыка «Прибой», «Шторм» из серии «Наедине с природой».

Дети лежат на спине. Психолог рассказывает историю о том, что детям приснился сон. Морской царь вышел на берег моря и пригласил их к себе в подводное царство на веселый праздник, а для того, чтобы они могли там находиться, превратил их на некоторое время в разных морских обитателей.

«Морские звезды». Аудиозапись, «Вальс», музыка И. Штрауса.

а) Дети сидят на полу, расставив ноги и руки в стороны. Им предлага­ют собрать тело в комочек, а затем вернуться в исходное положение.

б) Дети лежат на животе, раздвинув руки и ноги в стороны. Они долж­ны одновременно соединить руки над головой и ноги вместе. Упражнение повторяется несколько раз.

Третья часть. Игровые упражнения на овладение «языком вырази­тельных движений» и снятие мышечных зажимов.

«Русалки и крабы» (образно-танцевальные движения). Аудиозапись, музыка «Пасадена», «Босанова» из серии «Танцы для детей». Дети вместе с психологом по очереди импровизируют движения образов танцующих «русалок» (девочки) и «крабов» (мальчики). Во время танца психолог ак­центирует внимание детей на чувствовании тела, понимании телесной экс­прессии окружающих, возможности снятия мышечных зажимов в свобод­ном танце.

Четвертая часть. Игровое задание па развитие ориентировки в про­странстве (реальном и воображаемом).

«Катание на раковинах». Аудиозапись, «Вальс», музыка И.Штрауса. Дети стоят врассыпную, представляя себя в «раковинах», держа в руках во­ображаемые весла. Отталкиваясь то справа, то слева, они «плывут на рако­винах» и оказываются на берегу моря.

«На морском берегу». Аудиокассета, «Морской бриз» из серии «Звуки живой природы». Дети лежат на спине и, закрыв глаза, слушают музыку, расслабляясь под мягкие звуки голоса психолога, который постепенно воз­вращает их из «волшебного сна» в реальность.

После музыкального фрагмента психолог говорит, что сон закончился, все проснулись, и предлагает детям рассказать о своих ощущениях и мыс­лях, которые они испытывали в этом «сказочном путешествии».

ИЗОТЕРАПИЯ

План-конспект

Для детей 5-6 лет с нарушениями речи, задержкой психического развития

Составитель О. Ю. Соколова

«Создаем образ из пятен» (рисунок на влажной бумаге).

Цель: стимулировать потребность в изобразительной деятельности, раз­витие познавательных интересов, снятие эмоционального напряжения, формирование чувства личной безопасности, уверенности в себе.

Подгруппе детей (3-4 чел.) предлагается поиграть с красками. Они «волшебные»: с их помощью можно изобразить на бумаге необычные кар­тинки. Для этого надо поверхность бумаги с помощью кисточки сделать влажной, а затем разбрызгать на ней капли акварельными красками или сделать легкие движения кончиком мокрой кисти.

Во время экспериментирования с красками, их смешения арттерапевт общается с детьми, акцентируя внимание на их ощущениях, выясняя, что они испытывают, когда краски, как живые, «бегают» по мокрой бумаге, создавая фантастические образы.

После того, как рисунок высохнет, психолог помогает ребенку разгля­деть образы, которые получились на листе. Затем предлагает аккуратно об­вести их контуры гелевой ручкой. Полученные изображения обсуждают­ся с детьми. Затем из детских работ делается выставка.

ВОКАЛОТЕРАПИЯ

Индивидуальное занятие

Для младших школьников с нарушениями зрения, речи, задержкой психического развития

Составитель Т. В. Антонова

Цель занятия: коррекция психоэмоционального состояния средствами пения, создание положительного эмоционального фона, активизация рабо­ты внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диа­фрагмы, дыхания.

1. Пропедевтический этап.

Организация, установление эмоционального контакта с ребенком.

Релаксационная часть. Ребенку предлагается принять удобное положе­ние, сидя в удобном кресле, расслабиться и послушать в музыкальной запи­си композицию современных спокойных мелодий в исполнении на духовых инструментах (саксофоне, флейте и др.). Обращается внимание ребенка то, что звучание этих инструментов достигается за счет хорошего дыхания.

2. Основной этап.

Разогрев вокального аппарата.

Дыхательные упражнения. Упражнения с закрытым ртом на ом-м-м-м м, затем на ми-а-а, по полутонам в восходящем и нисходящем движении пределах квинты. Создание вибрационного эффекта. Чтобы ее ощущать ребенок кладет руку на часть грудной клетки. Дыхание берется после каж- дого такта.

Небольшие попевки в пределах квинты на гласный «О», «А».

Работа над вокальным формированием звука.

Пение на одной ноте различных слогов «ми», «ма», «мо», «му» для сгла- живания разницы в произношении гласных.

Упражнение на активизацию диафрагмы. Пение стаккато.

Оптимизация настроения:

исполнение вокального произведения, знакомой песни, создающей по ложительныйэмоциональный настрой.

3. Заключительныйэтап: релаксация, слушание радостной, рит мичной мелодии, усиливающей приподнятое настроение.

Наши рекомендации