Искусства в коррекционной работе с детьми
С РАЗЛИЧНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Для детей младенческого и раннего возраста
ИГРЫ, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Все эти игры и упражнения могут использоваться в работе с детьми с перинатальной энцефалопатией, а также с детьми, имеющими эмоциональные нарушения в результате социальной или эмоциональной депривации. С небольшими модификациями эти занятия могут проводиться с детьми, имеющими сенсорные нарушения.
Игровые упражнения на основе малых фольклорных форм
Цель: активизация эмоциональной отзывчивости ребенка в общении со взрослым, развитие ситуативно-личностной (направленной на взрослого) и ситуативно-деловой (опосредованной предметами) форм общения, формирование предпосылок к развитию речи ребенка (игры с руками), регуляция мышечного тонуса, активизация моторики, развитие ориентировки в пространстве.
Игры с ручками
1. «Пальчики» (для детей 3-5 мес.)
Взрослый, взяв ладошку ребенка мягкими движениями, поглаживая и разгибая пальчики, приговаривает:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш, а зовут его ....* (имя).
2. «Тише, пальчик, не шуми» (для детей 5-6 мес.)
Взрослый, держа ладошку ребенка в своей руке, поочередно загибает его пальчики (с мизинца), приговаривает:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уже заснул,
Остается большой палец. Обращаясь к нему, взрослый говорит:
Тиши, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Затем разгибает все пальчики и поднимает ручки малыша вверх, весело заканчивает:
Встали пальчики. Ура!
Нам гулять идти пора.
3. «Пальчик-мальчик» (для детей 6-8 мес.)
Взрослый, рассматривая вместе с ребенком его пальчики, говорит: «Это большой пальчик, а эти поменьше, а вот совсем маленький — мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья». После чего поочередно разгибает пальчики ребенка (с большого пальца) и приговаривает потешку:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
В заключение взрослый поет песенку «Где же наши ручки?» (музыка и слова И. Планиды) и обыгрывает ее с ребенком:
Где же, где же наши ручки, (прячет руки ребенка за его спину)
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки? (разводит свои руки в стороны)
Нету наших ручек?
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки! (показывает ручки)
пляшут. пляшут наши ручки, (слегка вращает ими или хлопает)
Пляшут наши ручки.
4. «Ладушки» (для детей 8-12 мес.)
Взрослый, держа детскую ладошку в своих руках, учит ребенка хлопать в ритме потешки, согласовывая движения с текстом:
- Лады-лады-ладушки, (хлопает вместе с ребенком в ладоши)
Где были?
— У бабушки. Лады-лады-ладушки
Побыли у бабушки.
Попили, поели,
Шу, и полетели!(поднимает руки малыша к его голове)
На головку сели!
5. Игровое упражнение «Ладушки». Русская народная мелодия, слова
Н. Блумельфельд (для детей 6-12 мес.)
Игра проводится индивидуально с малышом в разных положениях его тела: лежа, затем сидя, стоя с движениями. Взрослый ласково улыбаясь, взяв ручки малыша в свои теплые руки, напевает песенку и выполняет вместе с ним движения.
1. Ладушки, ладошки,
Звонкие хлопошки.(хлопают в ладоши)
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.
Да! Кулачки сложили,
2. Кулачки сложили,
Кулачками били,(стучат кулаками)
Тук, тук, тука-тук.
Да!
3. Ладушки плясали, (вращает слегка кистями рук)
Деток забавляли,
Ля-ля-ля-л, ля-ля-ля.
Да!
4Ладушки устали,(соединяют руки)
Ладушки поспали.
Баю-баю,баюшки,
Баю-баю, ладушки!
Да!
Игра с малышами, имеющими нарушения слуха, проводится с использованием индивидуального слухового аппарата.
Вариант игры (для детей 1 г. — 1г. 6 мес.)
Если ребенок сидит, стоит, ходит, взрослый активизирует эмоциональную отзывчивость включением в игру образов-игрушек:
1. Ладушки, ладошки,
(взрослый вместе с ребенком хлопает в ладошки)
Звонкие хлопошки.
Хлопали в ладошки, Хлопали немножко.
Да!
2. Кашку варили,
(взрослый показывает игрушку — куклу, кошку)
Ложечкой мешали,
(делает круговые движения пальчиком по ладошке)
Куколку кормили,
(протягивает руку малыша к игрушкам, как будто кормит)
Кошечке давали.
Да!
2. Игра-шутка «Идет коза рогатая» (для детей 8-10 мес.). Русская народная мелодия, обработка А. Гречанинова, слова народные.
Ребенок, группа детей сидят или стоят у перил манежа. Взрослый в шутливой форме исполняет песенку, приближаясь к манежу, подняв над головой два пальца в виде «рожек козы». На слова: «Кто каши не ест» и т. д., взрослый топает ногами, на слова: «забодаю, забодаю» — протягивает руки и приближает «рожки» то к одному, то к другому малышу. Игра повторяется несколько раз, вызывая оживление детей.
Идет коза рогатая,-
Идет коза бодатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!
Мэ! Мэ! Мэ!
Вариант игры (для детей 1г. — 1 г. 6 мес.). Перед игрой дети рассматривают картинку с изображением козы, или педагог надевает на руку куклу-козу (би-ба-бо). Дети стоят перед взрослым, лицом к нему. Воспитатель, вытянув указательный палец и мизинец («козу»- би-ба-бо) идет к детям, приговаривая стихотворение речитативом. Дети убегают от козы, взрослый пытается догнать.
3. Игровое упражнение «Заинька» (для детей 2-3 лет). Музыка В. Вер-ховинца, слова И. Плакиды.
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Педагог показывает игрушечного зайца, обращает внимание на особенности его внешнего вида и движений: заяц длинноухий, и легко прыгает «прыг да скок» (заяц скачет).
Для детей с нарушением зрения подготовка к показу дополняется (малыши по очереди берут зайку в руки, трогают длинные ушки, короткий хвостик, педагог обращает внимание, что зайка пушистый, показывает, как прыгает зайка, при этом ребенок должен держать его в руках, чтобы ощущать «подпрыгивание» зайки). Педагог обращает внимание детей, что зайка боится медведя, большого, мохнатого — он рычит. Предлагает детям порычать, как медведь, и прячет зайца за свою спину. После этого короткая пауза — заяц не появляется. Педагог предлагает детям его позвать: «Зайка, зайка!». Зайка выскакивает из-за спины. Педагог говорит детям, что споет ему песенку, и повторяет показ, сопровождая его пением.
1. Заинька-зайка,
Маленький зайка, (зайка прыгает, слегка продвигаясь вперед)
Беленький зайка
Прыг да скок!
Педагог предлагает детям порычать как мишка – заяц прячется.
3.Спрятался зайка, (прячется)
Маленький зайка,
Беленький зайка
Прыг да скок!
Дети зовут зайку, и повторяется первый куплет. При повторении игры педагог предлагает зайкой стать одному из детей, а образ медведя передается с помощью большой игрушки.
Музыкальная деятельность
2. «Медведь и пчелы» (для детей 4-5 лет).
Цель: учить передавать образно-игровые движения, автоматизировать поставленный звук «Ж», сочетать движение с текстом.
Педагог рассказывает детям о трудолюбивых пчелках, собирающих с цветов сладкий сок, который потом превращается в мед, и про медведя, который любит отнимать у маленьких пчелок мед. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.
1. В ясный солнечный денек,
Весело порхая,
Собирает сок
Пчелка полевая.
2. У пчелы полно забот,
Над цветком пчела кружит,
Добывать ей надо мед.
Про дела свои жужжит,
Жу-жу, жу-жу, жу-жу!
3. Друг за другом полетели, ж-ж-ж,
(пчелки летают)
Дружно песенку запели, ж-ж-ж!
Я пчелка полевая, ж-ж-ж!
(дети поют)
Я устали не знаю, ж-ж-ж!
Среди цветов летаю, ж-ж-ж!
И мед там собираю, ж-ж-ж!
Воспитатель предупреждает пчелок:
Осторожно, пчелки!
Здесь медведь за елкой!
В ульи улетайте
И свой мед спасайте!
(пчелки улетают)