Введение. как шутить и о чём?

ВВЕДЕНИЕ. КАК ШУТИТЬ И О ЧЁМ?

На эти вопросы каждый должен ответить сам. Руководитель команды КВН (капитан, режиссёр, сценарист) индивидуально или сообща определяет концепцию команды, её стиль и, следовательно, содержание и форму подачи шутки. Но под словом "ОПЫТ" обычно подразумевают нечто иное, нежели умение остро, актуально и смешно отображать действительность. Научить людей по-другому видеть окружающее невозможно, а вот объяснить основные принципы подачи сценического материала в зрительный зал - наша первоочередная задача.

На данный момент в КВН сформировались три основных направления игры, то есть, три введение. как шутить и о чём? - student2.ru течения в реализации подачи смешного зрителю.

Первое направление - основополагающее, оно, можно сказать, стало причиной возникновения Клуба, и иначе как КОМИЗМОМ его не назовёшь. Под этим, возможно, банальным, словом подразумевается умение произносить текст так, чтобы вызвать улыбку зрителя. Составляющие этого направления просты, но, в то же время, сложны: чёткая артикуляция, искусная риторика, выразительная жестикуляция и доступность темы. Яркими примерами комизма могут быть и древнегреческие актёры, и современные артисты "Аншлага", только в КВН это явление коллективное, и тут начинают работать такие факторы, как чувство команды и слаженный темпоритм. Из высшей лиги КВН в этом направлении работают большинство команд ("Сборная Минска", "Сборная Владивостока", "ЧП" и т.д.).

Второе направление привнесли в КВН театралы, люди с актёрским образованием и стажем. Словом БУФФОНАДА обычно ругают тех, кто переигрывает на сцене. Но это в театре, а на играх Клуба эта форма подачи оказалась приемлемой и востребованной. Это течение располагает приемами сценической пластики и композиции, клоунады и пантомимы, яркими типажами и МХАТовскими паузами, а так же четко выраженным сюжетным наполнением. КВН в этом направлении приближается к ШОУ, к грандиозному празднику с участием "звёзд мировой эстрады" и "героев кинофильмов". В высшей лиге Маслякова команд, двигающихся в этом направлении, меньше, но они, как правило, чаще добираются до полуфиналов и финала ("Уездный город", "Утомлённые солнцем", "Дети лейтенанта Шмидта" и т.д.).

Третье направление в Клубе возникло под воздействием нового времени. Желание шагать в ногу с современной культурой и развитие технического обеспечения эстрады расширило возможности КВН. Игра стала заимствовать приёмы и способы подачи информации телевидения, эстрады и компьютерных программ. Совмещая несовместимое, решая задачи в постмодернистском ключе, КВН вышел на новый уровень. Конечно, ФАРС возник не сегодня, но раньше он преследовал другие цели. В Клубе это направление развернуло игру на грани фола, недосказанности и переосмысливания элементарных эстрадных вещей. Новый театр абсурда. Подкупает своей новизной лёгкая наглость игроков, взаимодействие эгоцентричных персонажей - чем не наша действительность? Популярность этого направления объясняется видимой легкостью и самоуверенностью, хотя на самом деле это отточенность действий и практика, отшлифованная опытом. Возможно, эта видимость и приводит к несостоятельности команд, практикующих фарс, однако в Московском КВН мы встречаем профессионалов ("Сборная Петербурга", "Уральские пельмени", "Парма").

Конечно, говорить о проявлении в команде того или иного направления в чистом виде не приходится, тем более, что команды меняются, растут, экспериментируют. Да и задания чаще предопределяют игру. Как правило, "ВИЗИТКИ" чаще комического характера, а "МУЗЫКАЛКИ" в рамках буффонады. С полной уверенностью можно говорить лишь об узнаваемости зрителями манеры игры команды. Ведь даже вербальные сценарии той или иной сборной разительно отличаются друг от друга и узнаются по стилю.

ОСНОВЫ ШУТКИ

введение. как шутить и о чём? - student2.ru введение. как шутить и о чём? - student2.ru

Почему некоторые шутки называют неудачными? И что такое "специфический юмор"? Отвечая на эти вопросы в спектре игры КВН, сталкиваешься с необходимостью определения каких-то параметров шутки. И если грани цензуры и этики очерчивает каждый организатор (режиссёр) игр, то контур смешного сильно размыт и часто приводит к нежелательным результатам.

Существуют шутки водителей (про прямой карданный вал), шутки весёлой компании (про соседа под диваном), шутки, основанные на общих воспоминаниях (про недоеденную картошку), но всё это не вызывает никаких мыслей, а значит, и эмоций. Следовательно, нужно определить первый критерий смешного - общедоступность, или социальность.

Любой психолог вам скажет, что эмоции сами собой не переходят от человека к человеку. Нельзя безудержным смехом заставить смеяться весь зрительный зал, скорее всего, вы вызовете негативное отношение. Поэтому "транспортом" эмоции и является шутка. Вы должны изложить причину вашего хорошего настроения так, чтобы другой, незнакомый вам человек смог расшифровать событие и извлечь из него для себя какие-то эмоции (желательно положительные). Отсюда второй критерий смешного - информативность.

Но информация должна быть подобрана так, чтобы зритель не ломал голову, путаясь в ваших выводах и умозаключениях на, вроде бы, понятные ему темы. Не забывайте, что КВН - это скоротечный и одноразовый процесс, где нет времени подумать, сравнить и вернуться на полчаса назад. В общем, зрителем практически сразу отсеивается социальная информация, которая оказывается непростой и труднодоступной. Следующий критерий смешного определяет простота.

Хотя капельку загадки стоит оставлять, ведь "разжеванная" шутка оскорбляет зрителя. А возможность предугадывать и додумывать стимулирует зал и привлекает его к непосредственному участию в процессе игры. Таким образом, вы развиваете у зрителей креативную способность, и это - тоже критерий смешного.

И самое главное, при создании простой информации на общедоступную тему с креативной изюминкой не забудьте о лаконичности. Краткость - сестра не только таланта, но и друг КВН. Ведь, чем короче шутки, тем их больше в лимитированном временем сценарии.

Стоит сразу объяснить, что данные критерии определяют среднестатистическую шутку, и некоторые отклонения и эксперименты могут пойти на пользу, если, конечно, вы обременены опытом и многолетней практикой юмора на сцене.

Допустим, что вы научились инстинктивно отсеивать смешной, но не КВНовский хлам, и ваши шутки укладываются в предложенный выше пятигранник, но ваш юмор по-прежнему серый, и его плохо воспринимает зал. Отсюда следует вывод, что чего-то не достаёт, и, избавившись от всего вредного и лишнего, нужно приступать к насыщению шутки полезным и необходимым. Даже если от вашей остроты все друзья и родственники падают на пол, знакомые надрывают животы, а случайные слушатели хихикают в ладошку, то это всё равно ещё не сценический материал. Ведь любое представление - это не только слово, но и действие, и свет, и звук, и всё с претензией на оригинальность и неповторимость. А КВН - представление в полном смысле этого слова и одними диалогами тут не отделаешься.

Можно выделить пять самых распространенных областей, где формируется смешное. Шутка может возникнуть не только на основе юмора (словесной шутки), достаточно какого-то смешного действия (пантомимы, клоунады) или актуальной темы (популярной передачи, рекламы), или яркого атрибута (нелепого костюма, странного реквизита, стильной музыки), или оригинальной формы подачи (так, как этого еще никто не показывал). Поэтому, определив место рождения шутки, снабдите её недостающими компонентами. Например, если это пантомима, то действие уже есть, но пригодится ещё комментарий или вербальная подводка к ней, а так же понадобится типичная музыка на подложку или динамичная отбивка в момент кульминации. Для полноты шутки осталось выявить в ней актуальность и продумать оригинальную подачу.

Иногда, конечно, невозможно снабдить шутку всеми компонентами. А ещё хуже - её можно испортить (музыкой или лишней фразой). Поэтому-то и следует сначала протестировать шутку на сочетание со словесным юмором, музыкой, актуальностью, оригинальностью и действием, а уж потом выносить на суд зрителей и жюри самый приемлемый вариант. И помните, пятикомпонентная шутка всегда ярче и запоминается лучше, чем "сухая" идея рассмешить.

ВЫВЕДЕНИЕ. ЖИЗНЬ - ЭТО ИГРА

Всё, что вы прочитали, абсолютно вам не пригодится, если не будете пробовать материал на практике. КВН - это такое оригинальное образование нашей культуры, где любые правила обозначаются для их последующего нарушения, где любая мысль или идея свежа только один сезон, где кропотливая работа превращается в одноразовый шик. Ради пяти минут на сцене нужно не только творить и созидать, но ошибаться и разрушать. Если вы сделаете всё не так, как написано, то ваши шансы на успех не уменьшатся - главное что-нибудь да делать, ведь жизнь - это игра.

ВВЕДЕНИЕ. КАК ШУТИТЬ И О ЧЁМ?

На эти вопросы каждый должен ответить сам. Руководитель команды КВН (капитан, режиссёр, сценарист) индивидуально или сообща определяет концепцию команды, её стиль и, следовательно, содержание и форму подачи шутки. Но под словом "ОПЫТ" обычно подразумевают нечто иное, нежели умение остро, актуально и смешно отображать действительность. Научить людей по-другому видеть окружающее невозможно, а вот объяснить основные принципы подачи сценического материала в зрительный зал - наша первоочередная задача.

На данный момент в КВН сформировались три основных направления игры, то есть, три введение. как шутить и о чём? - student2.ru течения в реализации подачи смешного зрителю.

Первое направление - основополагающее, оно, можно сказать, стало причиной возникновения Клуба, и иначе как КОМИЗМОМ его не назовёшь. Под этим, возможно, банальным, словом подразумевается умение произносить текст так, чтобы вызвать улыбку зрителя. Составляющие этого направления просты, но, в то же время, сложны: чёткая артикуляция, искусная риторика, выразительная жестикуляция и доступность темы. Яркими примерами комизма могут быть и древнегреческие актёры, и современные артисты "Аншлага", только в КВН это явление коллективное, и тут начинают работать такие факторы, как чувство команды и слаженный темпоритм. Из высшей лиги КВН в этом направлении работают большинство команд ("Сборная Минска", "Сборная Владивостока", "ЧП" и т.д.).

Второе направление привнесли в КВН театралы, люди с актёрским образованием и стажем. Словом БУФФОНАДА обычно ругают тех, кто переигрывает на сцене. Но это в театре, а на играх Клуба эта форма подачи оказалась приемлемой и востребованной. Это течение располагает приемами сценической пластики и композиции, клоунады и пантомимы, яркими типажами и МХАТовскими паузами, а так же четко выраженным сюжетным наполнением. КВН в этом направлении приближается к ШОУ, к грандиозному празднику с участием "звёзд мировой эстрады" и "героев кинофильмов". В высшей лиге Маслякова команд, двигающихся в этом направлении, меньше, но они, как правило, чаще добираются до полуфиналов и финала ("Уездный город", "Утомлённые солнцем", "Дети лейтенанта Шмидта" и т.д.).

Третье направление в Клубе возникло под воздействием нового времени. Желание шагать в ногу с современной культурой и развитие технического обеспечения эстрады расширило возможности КВН. Игра стала заимствовать приёмы и способы подачи информации телевидения, эстрады и компьютерных программ. Совмещая несовместимое, решая задачи в постмодернистском ключе, КВН вышел на новый уровень. Конечно, ФАРС возник не сегодня, но раньше он преследовал другие цели. В Клубе это направление развернуло игру на грани фола, недосказанности и переосмысливания элементарных эстрадных вещей. Новый театр абсурда. Подкупает своей новизной лёгкая наглость игроков, взаимодействие эгоцентричных персонажей - чем не наша действительность? Популярность этого направления объясняется видимой легкостью и самоуверенностью, хотя на самом деле это отточенность действий и практика, отшлифованная опытом. Возможно, эта видимость и приводит к несостоятельности команд, практикующих фарс, однако в Московском КВН мы встречаем профессионалов ("Сборная Петербурга", "Уральские пельмени", "Парма").

Конечно, говорить о проявлении в команде того или иного направления в чистом виде не приходится, тем более, что команды меняются, растут, экспериментируют. Да и задания чаще предопределяют игру. Как правило, "ВИЗИТКИ" чаще комического характера, а "МУЗЫКАЛКИ" в рамках буффонады. С полной уверенностью можно говорить лишь об узнаваемости зрителями манеры игры команды. Ведь даже вербальные сценарии той или иной сборной разительно отличаются друг от друга и узнаются по стилю.

Наши рекомендации