П. Рассказ о композиторе Л. Бернстайне и его «Вестсайдской истории»
Леонард Бернстайн (1918-1990). Американскийдирижёр, композитор, пианист, музыкальный деятель, педагог. Закончил Гарвардский университет и музыкальный институт Кёртис (Филадельфия). Ученик У. Пистона (композиция), Ф. Рейнера и С. А. Кусевицкого (дирижирование). Ассистент дирижёра (1943-1944), дирижёр (1957-1958), главный дирижёр (1958-1969) Нью-Йоркского филармонического оркестра и городского оркестра «Нью-Йорк сити симфони» (1945-1948). Выступал в концертах как дирижёр и одновременно исполнитель фортепианной партии в собственных и классических оркестровых сочинениях. Бернстайн - один из крупнейших дирижёров, выдающийся интерпретатор классической, а также современной музыки, в том числе сочинений Шостаковича, Малера. Выступал в Венской опере (поставил «Фальстафа» и свою оперу «Тихое место», 1986). Среди записей «Сомнамбула» (солисты Каллас, Валетти, Модести, Муtо, «Кармен» (в заглавной партии Хорн), «Фиделио» (солисты Яновиц, Колло, М. Юнгвирт, Сотин, Попп, Фишер-Дискау). Широко известны его мюзиклы, в том числе «Вестсайдская история» (1957, Нью-Йорк). Находясь в рамках жанра, Бернстайн вводит в мюзиклы оперные формы, а также добивается в них сквозного симфонического развития. В его музыке мастерски претворены ладогармонические, ритмические особенности джаза, негритянских, мексиканских и других народных песен. В своих сочинениях Бернстайн использует разнообразные музыкальные средства - уличные песенки, рок-н-ролл (например, в «Мессе», 1971). Среди сочинений: оперы «Волнения на Таити» (1952, Уолтем), «Тихое место» (1986, Вена), оперетта «Кандид» (1956, Нью-Йорк), балеты, 3 симфонии, вокальные циклы.
Бернстайн пришел к смелой мысли - взять за основу либретто трагедии «Ромео и Джульетта» и перенести действие в современную Америку. Место действия - Нью-Йорк, точнее, его западные окраины (Вест-сайд), населенные бедняками. Конкурирующие молодежные группировки «Ракеты», куда входят «тинэйджеры» - уроженцы Нью-Йорка, и «Акулы», объединившие пуэрториканцев из семей бедных иммигрантов с острова Пуэрто-Рико. Пара влюбленных связана с этими группировками, что делает их любовь обреченной. Юноша (Тони) хочет положить конец вражде, но тщетно. К тому же он убивает брата возлюбленной (Марии) (как в трагедии У. Шекспира) — одна из кульминаций трагедии.
Слушание: «Ария Тони», «Мария».
- Сравните со сценой схватки.
Слушание: «Сцена драки».
Человеческий голос - оркестр, богато развитая импровизированная мелодия своеобразно претворяет интонационно взволнованную речь.
Сцена схватки - господство стихии, ритмовозвышенной лирики, излагаемые судорожным движением.
Великолепны танцы в постановке Джерома Роббинса, некая комбинация балета, акробатики и джаза. Он превратил драку в балетный бой - притом, что драка остается дракой.
- Как называется прием сочинения музыки, используемый композитором? (Введение в музыкальную ткань конкретной музыки.)
- Перечислите черты, подтверждающие принадлежность этого произведения к жанру мюзикла.
Слушание: «Ария Марии».
Итог. Тема трагической любви продолжает волновать и художников и слушателей. Человек обращается к искусству прошлого, чтобы через него познать законы нравственные, законы человеческих отношений. Сочетание тонкого лиризма и высокой трагедии делают этот мюзикл нестареющим образцом высокого искусства.
Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало рождению нового жанра-жанра мюзикла.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература: Учебник, программа.
2. Наглядные пособия: слуховая наглядность, портрет.
Музыкальный материал:Л. Бернстайн (1918-1990) «Вестсайдская история» (слушание).
Преподаватель Н.Н. Кустарова
(подпись, инициалы имени и фамилия руководителя занятия)
ПЛАН
проведения урока по
Музыке
(наименование учебной дисциплины)
с 8 классом
Тема: №24. Мюзикл. Любовь - вечная тема в искусстве.
Цели: дать определения мюзикла; выявить характерные особенности; определить жанровые категории мюзикла.
Задачи:
Обучающие:дать определение мюзикла; выявить характерные особенности и жанровые категории мюзикла; знакомство с мюзиклом “ Notre Dame de Paris”;
Развивающие:развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач; развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля; развитие вокальных навыков;
Воспитательные:воспитание сознательного отношения к учёбе и коммуникативных умений, способствовать формированию личностных качеств (отзывчивость, честность, доброта, любовь).
Ход урока:
1. Организационный момент.
Доброжелательное приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Использование презентации.
2. Актуализация опорных знаний.
После того как был задан последний вопрос “Что такое мюзикл?” учащиеся пытаются сами дать ответ.
3. Изучение нового материала.
- В последнее время мы часто слышим о постановках мюзиклов на театральных сценах. Что такое мюзикл? Каковы его особенности, разновидности? На этом уроке мы ответим на эти вопросы.
Мюзикл – это музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореографического и оперного искусств. (слайд 2). Возник этот жанр в США в начале XX в. в результате синтеза балладной оперы, оперетты, ревю, водевиля, профессиональной эстрадной песни и характерных американских эстрадно-концертных представлений.
Характерные особенности (слайд 2):
Широта жанрового диапазона (комедия, драма, трагедия);
Ведущая роль музыки эстрадного плана;
Равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматургии спектакля;
В основе – литературное произведение;
Стремление к содержательности, высокой идейности, глубине мысли, серьезности проблематики.
Разновидности мюзиклов (слайд 3):
/Учащиеся записывают в тетрадь определение жанра, характерные особенности и разновидности./
Мюзикл - дитя XX столетия. Его историю можно разделить на два периода. Первый период (1900-1930) характеризуется произведениями, которые носят явно выраженный развлекательный характер. Эти произведения должны были удовлетворять спрос преуспевающего бизнесмена того времени.
Второй период связан с экономическим кризисом 1929 г. Серьёзными становятся темы и сюжеты: гражданская война в Америке – “Цветущая девушка” Гарольда Арлена ( 1946 г), вторая мировая война – “Южный Тихий океан” Ричарда Роджерса ( 1948 г.).
Послевоенные десятилетия стали для мюзикла триумфом. Он шагнул за пределы Америки и отправился покорять мир. В этот период появляются такие признанные шедевры как “Целуй меня Кейт” Коула Портера и “Моя прекрасная леди” Фридерика Лоу.
Во второй половине XX столетия мюзикл проникает на театральные подмостки Европы. В Англии появляется произведение завоевавшее всемирное признание – мюзикл “Оливер” Л. Барта.
Опытом западных коллег воспользовались и русские композиторы, создавшие ряд удачных мюзиклов. 24 декабря 1934 г. – премьера музыкальной комедии режиссера Г.Александрова и композитора И.Дунаевского “Веселые ребята”. За ней последовали новые работы этих же авторов – “Цирк” 1936 г., “Волга-Волга” 1938 г., “Светлый путь” 1940 г., “Весна” 1946 г.
Период высшего расцвета отечественного мюзикла приходится на 60-70 годы, когда появились такие композиторы как Г.Гладков ( м/ф “Бременские музыканты”), А.Рыбников (“Юнона и Авось”), М.Дунаевский (“Мэри Поппинс, до свидания”) и т.д.
В 1985 г. на лондонской сцене появляется парижская постановка мюзикла “Отверженные”. За этим красочным шоу по мотивам одноименного романа В.Гюго последовала постановка “Мисс Сайгон” (1989), действие которого происходит во время войны во Вьетнаме.
И, наконец, 1998 г. – премьера мюзикла “ Notre Dame de Paris”
Нотр-Дам де Пари (фр. Notre-Dame de Paris) — французско-канадский мюзикл по мотивам романа Виктора Гюго Собор Парижской Богоматери. Композитор мюзикла — Риккардо Коччанте; автор либретто — Люк Пламондон. Мюзикл дебютировал в Париже 16 сентября 1998 года. Мюзикл попал в Книгу Рекордов Гиннеса, как имевший самый успешный первый год работы.
В оригинальной версии мюзикл гастролировал по Бельгии, Франции, Канаде и Швеции. Во французском театре «Могадор» в 2000 году дебютировал тот же мюзикл, но с некоторыми изменениями. Этих изменений придерживались итальянская, русская, испанская и некоторые другие версии мюзикла.
В том же году стартовала укороченная американская версия мюзикла в Лас-Вегасе и английская версия в Лондоне. В английском варианте почти все роли исполняли те же артисты, что и в оригинале.
Люка Пламмонда и Ришара Кошана.( слайд 4) Л. Пламмонд долго искал героя своего мюзикла. Он причитывал роман В.Гюго “Собор Парижской Богоматери”, пересматривал уже снятые фильмы на этот сюжет, пока не понял, что, эта история должна принести успех мюзиклу хотя бы во Франции, где любят свою историю и все французское. И, действительно, билеты были проданы за 6 месяцев до премьеры. Только дисков было выпущено более 7 миллионов.
Собор Парижской Богоматери – символ Парижа (слайд 5). Он расположен в старой, средневековой части столицы, на острове Ситэ. Его строили почти без перерыва 185 лет. Нотр-Дам прославился скульптурными чудовищами, которые украшают водостоки. Парижане не очень любили этот большой ( высота 35 м., длина 130 м., высота колоколен 69 м., вес колокола Эммануэль – 13 тонн, его языка – 500 кг.) и старый собор… до 1831 г., когда появился роман В.Гюго “Собор Парижской Богоматери”
Сюжет
Цыганка Эсмеральда находится под опекой цыганского барона Клопена со смерти своей матери. После того, как табор цыган пытается проникнуть в Париж и получить убежище в Соборе Парижской Богоматери, их прогоняют королевские солдаты. Капитан стрелков, Феб де Шатопер, заинтересовывается Эсмеральдой. Но он уже обручен с 14-летней Флёр-де-Лис.
На празднике шутов горбатый, кривой и хромой звонарь Собора Квазимодо приходит, чтобы посмотреть на Эсмеральду, в которую он влюблён. За его уродство его избирают Королем шутов. К нему подбегает его опекун и наставник, архидьякон Собора Парижской Богоматери Фролло. Он срывает с него корону и наказывает ему даже не смотреть в сторону Эсмеральды и обвиняет её в колдовстве. Он делится с Квазимодо планом похищения Эсмеральды, в которую он тайно влюблен. Он хочет запереть её в башню Собора.
Ночью поэт Гренгуар бродит за Эсмеральдой, и становится свидетелем попытки её похищения. Но поблизости караулил отряд Феба, и он защищает цыганку. Фролло удаётся незаметно сбежать — никто и не предполагает, что он тоже участвовал в этом. Квазимодо арестован. Феб назначает Эсмеральде свидание в кабаре «Приют любви». Все это слышит Фролло.
Гренгуар попадает в Двор чудес — обитель бродяг, воров и прочих люмпенов. Клопен решает повесить его по причине того, что он, не будучи преступником, зашёл туда. Он должен был быть повешен, если только кто-нибудь из девушек, живущих там, не захочет выйти за него замуж. Эсмеральда, после предложения со стороны Клопена, соглашается, чтобы спасти его. Он обещает сделать её своей музой, но Эсмеральда поглощена мыслями о Фебе. Она расспрашивает его о значении имени своего возлюбленного.
За попытку похитить Эсмеральду Квазимодо приговорили к колесованию. Фролло наблюдает за этим. Когда Квазимодо просит пить, Эсмеральда подает ему воду.
На рыночной площади все трое — Квазимодо, Фролло и Феб признаются ей в любви. Вот «Три сердца, созданных различно». В благодарность за воду Квазимодо показывает ей Собор и колокольню, приглашая заходить, когда она захочет.
Фролло преследует Феба и вместе с ним заходит в «Приют любви». Увидев Эсмеральду в одной постели с Фебом, он ударяет его кинжалом Эсмеральды, который она всё время носила с собой, и убегает, оставив Феба умирать. Эсмеральду обвиняют в этом преступлении. Феб вылечивается и возвращается к Флёр-де-Лис, которая просит поклясться Феба, что разлучница будет наказана.
Фролло судит и пытает Эсмеральду. Он обвиняет её в колдовстве, проституции и покушении на Феба. Эсмеральда заявляет, что она непричастна к этому. Её приговаривают к казни через повешение.
За час до казни Фролло спускается в подземелье тюрьмы Ла-Санте, где заключена Эсмеральда. Он ставит условие — он отпустит Эсмеральду, если та примет его любовь и будет с ним. Эсмеральда отказывается.Архидьякон пытается взять её силой.
Фролло целует Эсмеральду в губы,а тем временем в подземелье проникают Клопен и Квазимодо. Клопен оглушает священника и освобождает падчерицу. Эсмеральда скрывается в Соборе Парижской Богоматери. Жители «Двора Чудес» приходят туда, чтобы забрать Эсмеральду.
Королевские солдаты под началом Феба вступают с ними в бой. Клопен убит. Бродяги изгнаны. Фролло отдаёт Эсмеральду Фебу и палачу. Квазимодо ищет Эсмеральду и вместо неё находит Фролло. Тот признается ему, что отдал Эсмеральду палачу за то, что она отказала ему. Квазимодо скидывает с собора Фролло и умирает сам с телом Эсмеральды на руках.
История создания
Работа над мюзиклом началась в 1993 году, когда Пламондон составил примерное либретто на 30 песен и показал его Коччианте, с которым прежде уже работал и написал прежде в числе прочего песню «L’amour existe encore» для Селин Дион. У композитора уже было наготове несколько мелодий, которые он и предложил для мюзикла. Впоследствии они стали хитами «Belle», «Dance mon Esmeralda» и «Le temps des cathédrales». Самая известная песня мюзикла — «Belle» — была написана первой.
За 8 месяцев до премьеры был выпущен концепт-альбом — диск со студийными записями 16 главных песен постановки. Все песни были исполнены артистами мюзикла, за исключением партий Эсмеральды: в студии их пела Noa, а в мюзикле — Элен Сегара. На постановку были приглашены звёзды канадской эстрады — Даниэль Лавуа, Брюно Пельтье, Люк Мервиль, но главную роль Квазимодо отдали малоизвестному Пьеру Гарану, хотя изначально композитор писал партии Квазимодо для себя. Эта роль и прославила Пьера, взявшего себе псевдоним Гару.
Премьера российской версии мюзикла состоялась в Москве 21 мая 2002 года. Продюсерами постановки выступили Катерина Гечмен-Вальдек, Александр Вайнштейн и Владимир Тартаковский. Автор текста русской версии — поэт, бард, драматург и сценарист Юлий Ким.
В 2008 году состоялась премьера корейской версии мюзикла. В 2010 году состоялась премьера бельгийской версии мюзикла.
-Интонации какого композитора похожи на интонацию арии Эсмеральды? (Шуберт “Аве Мария”)
-К какой разновидности мюзиклов относится этот мюзикл? (мюзикл-опера)
- На слайде 10 два круга. К какой из указанных сфер вы отнесли бы услышанное произведение? Заштрихуйте у себя в тетрадях.
Вывод. Мюзиклы разные по содержанию, настроению и по художественной форме стали одним из ярких театрально-музыкальных явлений нашего времени.
Музыкально-хоровая работа
Итог урока.
Музыка может быть легкой по содержанию и восприятию. Очень важно, чтобы человек стремился не только без разбора слушать легкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьезную музыку, дающую пищу уму и сердцу. Ведь людям нужна самая разная музыка, отражающая нашу жизнь во всем ее многообразии.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература: Учебник, программа.
2. Наглядные пособия: слуховая наглядность, портрет.
Музыкальный материал:
Нотр-Дам де Пари (фр. Notre-Dame de Paris) — французско-канадский мюзикл по мотивам романа Виктора Гюго Собор Парижской Богоматери.
Преподаватель Н.Н. Кустарова
(подпись, инициалы имени и фамилия руководителя занятия)
ПЛАН
проведения урока по
Музыке
(наименование учебной дисциплины)
с 8 классом
Тема: № 25. От оперы – к рок-опере.
Цели:
Задачи:
- обучающая – научить понимать направления рок-музыки, проникновения рока в классическую музыку.
- развивающая – формирование представления о музыке как о художественном воспроизведении жизни.
- воспитательная – воспитание личностного понимания историко-нравственной сущности музыкального наследия.
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Эпиграф к уроку (запись на доске и прочтение вслух):
Родилось рано наше поколенье -
Чужда чужбина нам и скучен дом:
Андрей Вознесенский
3. Работа по теме урока:
Учитель: Появление на советской сцене 80-х годов рок-оперы "Юнона и Авось" было чудом. Но оно произошло. Не исковерканная цензурой, она предстала перед зрителями и мгновенно стала всенародно любимой. И хотя потом её несколько раз запрещали и снимали со сцены, уже ничто не могло помешать успеху этого гениального произведения. И по сей день "Юнона и Авось" остаётся первой и единственной русской рок-оперой, получившей всемирное признание и славу. Причиной такого успеха было сочетание талантливой музыки Алексея Рыбникова и не менее талантливого либретто поэта Андрея Вознесенского в 1978-1979 годах. И то и другое было прорывом в культуре того времени. Для обоих это стало важным этапом в их творческой биографии. Для Андрея Вознесенского это произведение стало неким итогом его работы за многие годы. Музыкальная линия, его важнейшая составляющая, выстроена из рок-композиций, изумительных лирических романсов и обработок русской православной музыки. Актеры поют неоперными голосами, с предельной экспрессией в сопровождении роковой инструментальной группы и состава классического оркестра.
Учитель: Сюжет оперы основан на романтической истории любви дочери коменданта испанской североамериканской крепости Сан-Франциско Кончиты Аргуэльо к начальнику первой русской кругосветной экспедиции и второго русского посольства в Японию Николаю Петровичу Резанову. Личность, деятельность и романтическая любовь Н.П. Резанова к дочери испанского коменданта Сан-Франциско Консепсии де Аргуэльо, которая прождала своего жениха, не зная о его смерти, более тридцати лет, вдохновляло творчество таких поэтов и писателей как Г.Р. Державин, русский поэт Александр Алланд и американский писатель, и поэт Френсис Брет-Гарт.
Учитель: Как вы считаете, почему тема любви актуальна и вечна?
Дети: Потому что сама любовь вечна, чувство любви - высокое чувство.
Звучит запись - "Пролог"
Учитель: Как иначе можно назвать пролог в опере?
Дети: Увертюра.
Учитель:
В основу либретто легла это поэма "Авось!". Но, создавая текст для рок-оперы, Андрей Андреевич очень многое в ней изменил. В либретто любовь героев предстаёт возвышенной, почти святой, оставляет чувство пронзительной грусти, надежды. Но как бы ни были прекрасны персонажи, и как бы ни была сильна их любовь, им не суждено быть вместе и ничего нельзя изменить.
Звучит запись - "Отпевание"
Учитель: Как называется такой номер в опере?
Дети: Монолог.
Учитель: Именно Резанов как историческое лицо совершил первое кругосветное путешествие, а не Крузенштерн и Лисянский, как принято полагать. Темой путешествия графа Резанова поэт интересовался давно и возвращался к ней не раз. Самый известный отрывок из рок-оперы был написан ранее в 1976году. В нем появляется тема прощания с любимой и родиной, являющейся главным лейтмотивом всего произведения, поразительно точно передающим настроение и эмоциональную окраску самой рок-оперы:
Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь,
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь...
Звучит запись - "Ты меня на рассвете разбудишь"
Учитель: Если бы мы услышали этот номер как отдельное произведение, то, как бы он назывался?
Дети: Романс - камерно-вокальное произведение.
Учитель: Следующий номер "Сцена в церкви, молитва", где Резанов просит благословения и помощи у пресвятой девы Марии.
Звучит запись - "Сцена в церкви, молитва"
Учитель: Каков характер музыки?
Дети: Музыка напряженная.
Учитель: Музыкальная форма?
Дети: Строится на контрастах.
Учитель: Фактура?
Дети: Многоплановая (традиции классики и русского церковного песнопения).
Учитель: Одним из образов-символов, проходящих через всю оперу, является образ Родины-России. В либретто она единственная, с кем он прощается перед отплытием и ради которой обязан вернуться:
Там храм Матери Чудотворной.
От стены наклонились в пруд
Белоснежные контрфорсы,
Будто лошади воду пьют.
Учитель: В жизни Резанова было три возлюбленных: Богоматерь, Кончита и Россия. В более поздней лирике Вознесенский, видя окружающую действительность, может только жалеть Россию. Но любовь к ней не только не убывает, а возможно, становится еще сильней:
Я тебя сравненьем не унижу,
Нищая любимая страна.
Он надеется, что в такой стране, как наша, все будет хорошо, но только позже, не в годы жизни поэта:
Жаль, что я, Россия, не увижу
Твои золотые времена...
Богоматерь предстаёт перед нами обычной земной женщиной, она приравнивается к образу Кончиты. В либретто Богоматерь полюбила Резанова и выбрала его для исполнения своего замысла - объединения России Америки.
Звучит запись - "Ария пресвятой девы Марии"
Учитель: Такой голос называется колоратурное сопрано, это самый высокий женский певческий голос. Почему Рыбников выбрал именно такой голос?
Дети: Потому что образ девы Марии возвышенный, недосягаемый, божественный.
Учитель: Очень интересна история стихотворения "Матросы", написанного в 1977 году. Вознесенский переносит в "Юнону и Авось" лишь часть этого произведения, тем самым умышленно меняя его смысл. В либретто надежда на "авось" - единственная возможность доплыть до Америки:
Наша вера вернее расчёта
Нас вывозит "Авось!"...
Часть, которая не вошла в либретто, является самой важной в "Матросах". В ней говорится о том, что судьба человека, надеявшегося только на авось, предопределена: таким людям не выжить в современном мире и все их старания безнадёжны. Потрясающий эффект производит в стихотворении сравнение судьбы с предметом быта - авоськой:
Но от нашей надежды свойской
Сетям пустых судеб,
Через век назовут авоськой
Сумку, где носят хлеб...
Звучит запись - "Песня моряков"
Учитель: Но почему же Андрей Андреевич не включил в либретто эти, самые главные, на наш взгляд, слова?
Дети: "Песня Моряков" звучит в середине рок-оперы, когда у слушателей ещё есть надежда на то, что всё получится, что всё будет хорошо. И если бы Вознесенский вставил в либретто данное произведение полностью, то тем самым сразу бы сказал, что бесполезно, не нужно и глупо надеяться на возможность достижения какой-либо цели в жизни.
Учитель: Как встречают Резанова в Америке?
Дети: Без неприязни.
Учитель: Встретив Кончиту, Резанов увидел в ней земное воплощение своего идеала и перенёс на неё до этого мучавшее его чувство. Тем самым он, можно сказать, предпочёл живую женщину духу Божьей Матери, предав Богоматерь. И с этого момента удача покидает его.: В жизни Резанова было три возлюбленных: Богоматерь, Кончита и Россия. И время от времени ему приходилось выбирать между ними. Но в итоге Господь забирает у него их всех.
Звучит запись - "Сцена на балу"
Учитель: Что же может заставить Бога отвернуться от людей? Кого считал Резанов своим идеалом? Что говорится в главной христианской заповеди? Можно ли сопоставить любовь к земной женщине с любовью к образу Божьей Матери? Над этими вопросами я предлагаю вам подумать дома и в письменном виде изложить в тетрадях.
Вокальная работа. Разучивание романса "Ты меня на рассвете разбудишь"
Вокально-хоровая работа строится по фразам. По нотам исполняется по фразам (обращать внимание на чистоту интонирования малых интервалов, выдерживать звуки в конце фраз, привести к эмоциональной и звуковой кульминации к третьему куплету).
Итог урока
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература: Учебник, программа.
2. Наглядные пособия: слуховая наглядность. А.Рыбников «Юнона и Авось».
Преподаватель Н.Н. Кустарова
(подпись, инициалы имени и фамилия руководителя занятия)
ПЛАН
проведения урока по
Музыке
(наименование учебной дисциплины)
с 8 классом
Тема: № 27. Слияние музыки двух столетий - рождение нового шедевра.
Цель: Подчеркнуть жизненность искусства прошлого, которое обогащает музыкальную культуру современности; провести параллель сквозь века ХIХ-ХХ, показать, что музыка Бизе по строю чувств, образности не менее современна для нас, чем музыка наших современников.
Задачи:
- обучающая – закрепить жанр «сюита», «хабанера».
- развивающая – формирование представления о музыке как о художественном воспроизведении жизни.
- воспитательная – воспитание личностного понимания историко-нравственной сущности музыкального наследия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Работа по теме урока:
I. Знакомство с «Кармен-сюитой» Р. Щедрина.
Вспомнить о творчестве Р. Щедрина.
«Образ Кармен стал известным всем благодаря музыке Бизе. «Кармен» без Бизе всегда будет, думается, нести некоторое разочарование, очень сильно наша память связана с музыкальными образами бессмертной оперы. Обратили ли вы внимание на такой парадокс: в кино, скажем, всегда хотят видеть новое, в музыке, как правило - слышать уже знакомое. Вот как раз в музыкальной транскрипции спрятана возможность выявить новые отношения к уже знакомому материалу, найти новые детали, ракурсы, решить новыми музыкальными средствами, стараясь, конечно, сохранить индивидуальность автора». Р. Щедрин.
Щедрин блестяще справился с задачей транскрипции оперы в балетную сюиту, сохранив целостность драматического сюжета.
Вспомнить понятие «сюита».
В новелле французского писателя Проспера Мериме: «Кармен - свободолюбивая цыганка, которая живет только по велению сердца, женщина, которая своим поведением не вписывается в общепринятые рамки, которая избрала смерть взамен жизни по правилам».
«Хосе! Я тебя больше не люблю, а ты меня еще любишь и поэтому хочешь убить меня... Ты имеешь право убить меня, но Кармен всегда будет свободной». П. Мериме «Кармен».
Композитор перенес действие на арену цирка. История любви и смерти Кармен, ее жизнь воспринимаются как своеобразная коррида, ставка которой - жизнь. Как и у Бизе, Кармен Щедрина обаятельная своей непосредственностью, щедростью, она не признает никаких компромиссов, что ведет к трагической концовке. В основе драматургии Щедрина - ярчайший контраст, который по мере развития драмы усиливается и приобретает форму столкновения. Уже с первых тактов музыка предрекает трагический финал.
Звучит «Вступление».
- Какие инструменты использует композитор для создания напряженности музыки?
- Опишите цветовую гамму, которую, возможно, создала в вашем восприятии эта музыка.
Звучит выход Кармен и «Хабанера».
- Какой вы представляете себе Кармен?
Проспер Мериме представлял ее себе такой: «Глаза у нее были раскосые, но чудесно выразительные, губы немножко полные, но красиво подчеркнутые, а за ними виднелись зубы, белее очищенных миндалин. Ее волосы, может немного грубые, были черные, с синим, как вороново крыло, отливом, длинные и блестящие... Это была страшная и дикая красота, лицо, которое на первый взгляд удивляло, но которое нельзя было забыть».
У Бизе - Кармен - воплощение женской красоты и обаяния, натура страстная, смелая и свободолюбивая. В ней ничего не осталось от хитрости и воровской деловитости героини П. Мериме.
- Какой ее представлял Р. Щедрин?
- Созвучны ли музыкальные интонации вашим представлениям о Кармен?
- Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор, создавая музыкальный образ героини балета?
- Опишите ритмические особенности выхода и танца Кармен.
Чередование фрагментов балета основано на принципе контраста. Тревожной, даже жалобной музыкой овеяна сцена гадания Кармен.
«Я надеялся, что Кармен убежит: она могла бы взять моего коня и поскакать... но она оказалась тут. Ей хотелось, чтоб могли подумать, будто она меня испугалась... Она была так увлечена своим гаданием, что и не заметила, как я вошел. Она то брала кусочек свинца и с задумчивым видом поворачивала его во все стороны, то напевала какую-нибудь колдовскую песню...«Я всегда думала, что ты меня убьешь». П. Мериме.
- Проследите за движением музыкальной интонации начального фрагмента сцены гадания, за динамическими сменами. Как вы объясните авторскую задумку?
Слушание сцены гадания.
Вывод. Щедрин подходит к музыке Бизе очень бережливо, не искажая ее, а только поворачивая к слушателям новыми гранями. Рисуя героев оперы Бизе, композитор отводит большую роль тембровым краскам. У Кармен они изобразительные, яркие, часто специфично-национальные: кастаньеты, бубен, маракасы. Виброфон создает светлый, блестящий колорит. Образ Хосе, а он до дезертирства был младшим офицером, связан с мелкими и выразительными барабанными созвучьями. Как лейтмотив трагичного композитор использует колокола.
II. Продолжение работы над романсом Николая и Кончиты А. Рыбникова.
Итог урока
Домашнее задание:
- Подумайте, может ли виброфон отражать тонкие движения чувств?
- Почему именно виброфон использовал Щедрин для создания образа Кармен?
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература: Учебник, программа.
2. Наглядные пособия: Музыкальный материал: «Кармен-сюита» Р. Щедрина (Вступление, Выход Кармен и хабанера, Сцена гадания), романс Николая и Кончиты А. Рыбникова.
Преподаватель Н.Н. Кустарова
(подпись, инициалы имени и фамилия руководителя занятия)
ПЛАН
проведения урока по
Музыке
(наименование учебной дисциплины)
с 8 классом
Тема: № 28. Роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле
Цель: определить значение термина «легкая» музыка на примере музыки А. Хачатуряна.
Задачи:
- обучающая – ознакомить с творчеством А. Хачатуряна.
- развивающая – формирование представления о музыке как о художественном воспроизведении жизни.
- воспитательная – воспитание личностного понимания историко-нравственной сущности музыкального наследия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Работа по теме урока:
I. Беседа о музыке А. Хачатуряна.
- Музыку А. Хачатуряна мы слышали в классе уже несколько раз и обычно по двум-трем тактам незнакомого произведения узнавали его автора.
Наиболее характерные черты его творчества:
- особое пристрастие к танцевальности (его балеты «Гаянэ», «Спартак»);
- особенно яркое и красочное звучание оркестра, своеобразие мелодий, связанных с интонационной природой народной музыки Армении.
- Сегодня прозвучит музыка, в которой мы услышим все характерные черты, но восточные интонации в ней почти не заметны. Это объясняется тем, что услышим мы музыку, которую Хачатурян сочинил (еще до Великой отечественной войны) к постановке в одном из московских театров пьесы М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Естественно, что русская интонация вышла здесь на первый план. В пьесе «Маскарад» рассказывается о драматических событиях, зародившихся на костюмированном балу и завершившихся трагической смертью героини пьесы Нины Арбениной.
В начале XX века эту пьесу уже ставили в театре, и музыку к ней написал А. К. Глазунов. Он сочинил музыку ко всему спектаклю, а вот вальс, самую важную сцену, он отказался писать. Он был убежден, что лучший, более подходящий к этой сцене, чем «Вальс-фантазия» М. Глинки, написать невозможно.
Напомнить фрагмент «Вальса-фантазии».
«Это не просто вальс, а целая лирическая драма, разворачивающаяся на фоне вальса».
Хачатурян написал всю музыку к драме, в том числе и вальс - напряженный, страстный, полный драматической взволнованности. Этот вальс - одно из вдохновеннейших произведений Хачатуряна -давно уже завоевал широчайшую популярность во всем мире.
Звучит «Вальс» Хачатуряна.
Как новый вальс хорош! В каком-то упоенье
Кружилась я быстрей - и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалилось; не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость...
М. Ю. Лермонтов
- Какая из предложенных частей монолога героини могла б стать эпиграфом:
1)к «Вальсу» М. И. Глинки;
2)к «Вальсу» А. И. Хачатуряна.
Обосновать.
Звучит «Галоп».
-
- Какой танец относится к «легкой» музыке, какой к «серьезной», хотя оба бальные? Почему?
- Почему для создания картины бала выбран такой танец, как галоп? По словам Арбенина маскарадная толпа «стрекочет и гудит...»
Вывод. Это один из примеров того, как «легкая» и «серьезная» музыка уживаются рядом в одном и том же произведении.
- Что такое «легкая» музыка? (Легкая для восприятия - от эстрадной песенки до Моцарта - и легкая по содержанию. Основной признак легкой музыки - ее развлекательность, т. е. определения «серьезная» и «легкая» — не формальные, а содержательные. Песня - от шлягера до песен Шуберта. Танец - от полонеза Шопена до танца на танцплощадке. Марш от траурно-героического Бетховена до циркового парада-алле. Т. е. далеко не всегда можно провести резко очерченную грань. Только понимая многообразные связи между «легкой» и «серьезной» музыкой, можно избежать догматизма. Мы с вами видели на примерах музыки Верди, где «развлекательные» эпизоды подчинены глубокому замыслу всей оперы, точно так же элементы серьезной музыки, например в оперетте, подчинены общему развлекательному характеру.)
II. Исполнение романса Николая и Кончиты А. Рыбникова.
III. Разучивание песни «Друг для друга», муз. В. Иванова
сл. В. Некляева.
Исполнение учителем.
- Какие чувства и настроения пробуждает в вас песня?
- О чем она?
Разучивание 1 -го куплета и припева.
- Обратить внимание на ритмическую пульсацию куплета, на синкопу. Прохлопать ритм.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература: Учебник, программа.
2. Наглядные пособия: Музыкальный материал: «Галоп» и «Вальс» А. Хачатуряна, «Вальс-фантазия» М. Глинки, «Романс Николая и Кончиты» А. Рыбникова, «Друг для друга», муз. В. Иванова, сл. В. Некляева.
Преподаватель Н.Н. Кустарова
(подпись, инициалы имени и фамилия руководителя занятия)
ПЛАН
проведения урока по
Музыке
(наименование учебной дисциплины)
с 8 классом
Тема: № 29. Два протока одной могучей реки
Цель: показать взаимосвязь «легкой» и «серьезной» музыки; рассказать о драматической роли развлекательной песенки в опере «Риголетто» Д. Верди.
Задачи:
- обучающая – ознакомить с творчеством Д. Верди;
- развивающая – формирование представления о музыке как о художественном воспроизведении жизни.
- воспитательная – воспитание личностного понимания историко-нравственной сущности музыкального наслед