III. Знакомство с жанром оперетты.
В 50-х годах XIX в. в Париже в репертуаре театров появляются сокращенные варианты комической оперы, получившие название оперетт.
Оперетта (итал. — ореretta франц. - ореrettе, буквально — маленькая опера), один из видов музыкального театра (разновидность оперы с разговорным диалогом), сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет с элементами эстрадного искусства. В основе музыкальной драматургии оперетты обычно лежат куплетная песня и танец. Как правило, кульминацию каждой сцены составляет популярный в данное время и в данной стране танец (канкан и галоп у Ж. Оффенбаха, вальс, полька и мазурка у И. Штрауса-сына, чардаш у И. Кальмана и др.), нередко определяющий собой всю музыкальную атмосферу спектакля.
Хотя в оперетте используются и типичные для оперы жанры и виды вокальной и инструментальной музыки - ария, дуэт, ансамбль, хор, они обычно более просты и также выдержаны в песенно-танцевальном характере. Музыкально-вокальные и хореографические номера служат в оперетте для развития действия, утверждения идеи произведения и составляют взаимосвязанное целое. Это отличает оперетту от водевиля и других разновидностей музыкальной комедии и драмы, где музыка играет вспомогательную, дивертисментно-декоративную роль. Термину оперетта первоначально придавалось иное значение. До середины XIX в. опереттой назывались небольшие оперы. Истоки оперетты восходят к традиции музыкально-комедийных спектаклей, её исторические предшественники — комическая опера, включая оперные пародии, французский водевиль, австрийский и немецкий зингшпиль. Характерные особенности оперетты:
— развлекательность;
— присутствие разговорной речи.
Как самостоятельный жанр оперетта возникла в 50-е гг. XIX в. во Франции; в 60-е гг. появились австрийские, в 70-е гг. - английские, в 80-е гг. — американские оперетты. Во Франции получил развитие преимущественно пародийный тип оперетты, его создателями и основоположниками были Ф. Эрве и Ж. Оффенбах; последний поднял театр, пародию на уровень острой социальной сатиры («Орфей в аду» (1858) и др.). Самобытная, иронически злободневная оперетта создана в 70-90-х гг. в Великобритании (А. Салливен). Во 2-й половине XIX в. во Франции (поздние работы Оффенбаха и Эрве, произведения Ш. Лекока, Р. Планкета, Э. Одрана) и в Австрии (произведения И. Штрауса, Ф. Зуппе, К. Миллёкера, К. Целлерра) композиторы постепенно отказались от пародии, сатиры, злободневности и вернулись к историко-бытовым и лирико-романтическим сюжетам комической оперы. На рубеже XIX и XX вв. в Великобритании оперетта сблизилась с мюзик-холлом, а во Франции - с фарсовым театром, став чисто развлекательным, коммерческим зрелищем. В австрийской же, так называемой новой венской оперетте, в которую Ф. Легар и особенно И. Кальман внеслинациональные венгерские мелодии, наступил в начале XX в. период нового подъёма и широкого международного признания. В творчестве композиторов этого направления преобладало лирико-сентиментальное начало, они создали новый тип оперетты - мелодраму-буфф. Традиции венской школы некоторое время оказывали влияние на немецкую (т. н. берлинскую) оперетту, но к 30-м гг. в ней стали преобладать примитивные, развлекательные музыкальные фарсы. В 20-30-е гг. в венской оперетте усилились кризисные черты, утвердились драматургические, музыкальные и театрально-постановочные штампы; зарубежная оперетта в значительной степени деградировала идейно и художественно.
Русский дореволюционный опереточный театр (первый спектакль в 1868) по существу не имел национального репертуара. Начало отечественной оперетте положено в середине 20-х гг. композиторами И. О. Дунаевским и Н. М. Стрельниковым. Позднее в этом жанре работали композиторы Б. А. Александров, Ю. С. Милютин, В. П. Соловьев-Седой, К. Я. Листов, О. Б. Фельцман, А. Г. Новиков, Т. Н. Хренников, В. И. Мурадели, О. А. Сандлер, В. Е. Баснер и др. Они упрочили связь оперетты с массовой советской песней. Обращаются к оперетте и мастера симфонической и оперной музыки - В. В. Щербачёв, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, Г. В. Свиридов. Для работ этих композиторов характерны лирико-романтическая направленность, стремление к актуальной современной тематике, развитие героических, патриотических сюжетов. Создаются историко-бытовые оперетты, музыкальные комедии для детей, произведения, близкие водевилю, мюзиклы. Многообразные традиции народного музыкально-комедийного театра получили развитие в опереттах композиторов других стран - « А. С. Айвазян (Армения), А. П. Рябова (Украина), Р. С. Гаджиева (Азербайджан), Щ. Е. Милорава, Г. Г. Цабадзе (Грузия), А. Я, Жилинского (Латвия), Э. А. Арро, Л. Т. Нормета, Б. В. Кырвера (Эстония), Д. X. Файзи (Татарстан) и др. В 40-50-е гг. стала успешно развиваться оперетта других восточноевропейских стран: Болгарии, Венгрии, Германии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии.
Опера — музыкально-театральное произведение серьезного жанра.
Оперетта — музыкально-театральное представление легкого жанра.
-Давайте вернемся к музыке И. Дунаевского. Слушание обоих фрагментов.
- Мы можем сказать, что серьезная музыка («Песня об Одессе») вторгается в легкую («Выход Ларисы и семи кавалеров»).
Итог. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки способствовало появлению жанра оперетты.
IV. Знакомство с песней Л. Квинт на слова В. Кострова «Здравствуй, мир!».
Исполнение учителем.
-Какой смысл вложил поэт в слово «мир»? Сравните идею песни и стихотворения А. Блока. Есть ли между ними что-нибудь общее?
О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
А. Блок
-Разучивание 1-го куплета.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература: Учебник, программа.
2. Наглядные пособия: слуховая наглядность, портреты композиторов.
3. Музыкальный материал: И. Дунаевский «Песня об Одессе», сцена «Выход Ларисы и семи кавалеров» из оперетты «Белая акация».
Преподаватель Н.Н. Кустарова
(подпись, инициалы имени и фамилия руководителя занятия)
ПЛАН
проведения урока по
Музыке
(наименование учебной дисциплины)
с 8 классом
Тема: №23. Мюзикл. Любовь - вечная тема в искусстве. Периоды развития
Цели: дать определения мюзикла; выявить характерные особенности; определить жанровые категории мюзикла.
Задачи:
Обучающие: дать определение мюзикла; выявить характерные особенности и жанровые категории мюзикла; знакомство с мюзиклом;
Развивающие: развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач; развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля; развитие вокальных навыков;
Воспитательные: воспитание сознательного отношения к учёбе и коммуникативных умений, способствовать формированию личностных качеств (отзывчивость, честность, доброта, любовь).
Ход урока: