Рассказ учителя о Дж. Гершвине и его джазовой музыке.
Имя Джорджа Гершвина вам известно. В начальной школе мы слушали «Колыбельную» из оперы «Порги и Бесс».
Джордж Гершвин - первый американский композитор, музыка которого стала известна всему миру. Его талант был настолько многогранным и гибким, что смог объединить европейский симфонизм с джазовой импровизацией. Это было так неожиданно, что обратило внимание на себя всего мира.
Гершвин вспоминал о том, как в шестилетнем возрасте он замирал у одного из магазинов, где на старом механическом пианино | звучали модные тогда регтаймы. Став композитором, Д. Гершвин пишет джазовые лирические песни. Особенно он интересуется музыкой негров Америки. Для того чтобы лучше освоить их музыкально-ритмический язык, Гершвин поселяется в хижине среди негров. Изучает обряды, песни, танцы. Сидя между ними, подпевает, подыгрывает певцам. Композитор вскоре мог соперничать с любым из них. Своими знаниями и умениями композитор воспользовался при сочинении оперы «Порги и Бесс», в основе которой мысль о том, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Опера отличается глубиной чувств, изобразительностью развития афро-американского фольклора. Это была первая опера в стиле симфоджаза. Дж. Гершвин был не согласен с мнением о том, что джаз является музыкой второго сорта. Он был уверен, что джаз сумеет обогатить европейскую симфоническую музыку.
«Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Ярешил, насколько это возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом. Я слышал свою композицию, как музыкальный калейдоскоп Америки - наш кипящий котел, нашу много. I национальную энергию, наши блюзы, нашу столичную суматоху»; говорил Гершвин о замысле создания своей «Рапсодии в стиле блюз».
Это произведение на конкурсе «Что есть американская музыка» имела, по словам современников, «нокаутирующий» успех. Оно же положило начало новому направлению - симфоджазу - сплаву симфонической и джазовой музыки, который открыл новые возможности для многих композиторов. Гершвина сравнивали с принцем, который «взял Золушку (джаз) за руку и открыто провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство завистливых сестер».
Гершвин еще долго подвергался нападкам критиков за то, что он, автор легкой музыки, взялся за сочинение «серьезной».
Слушание и обсуждение «Первого концерта для форте-! пиано с оркестром» Дж. Гершвина. I
- Слушая музыку, обратите внимание, как будет сопоставляться, а иногда объединяться негритянский джаз с европейским симфонизмом (легкая музыка с серьезной).
Слушание «Первый концерт для фортепиано с оркестром» (1 ч.) Д. Гершвина.
- На доске два круга. К какой из указанных сфер вы отнесли бы услышанную музыку? Заштрихуйте.
- Сколько образов? (Два.)
- В чем заключена драматургия? (Контраст джазовой музыки и симфонии, легкой и серьезной музыки.)
- Каковы особенности музыкального языка вступления? Что они напоминают?
- Какие элементы использовал Дж. Гершвин для построения 1-й части концерта? (Экспозиция - 1-я и 2-я темы; разработка, реприза — 1-я и 2-я тема. Гершвин избегал привычных форм, но основной принцип сонатно-симфонической формы сохранил - контраст двух образов.)
Вывод. Музыкальная культура наших дней, поражающая многоликостью, пестротой языков и стилей, мучительно стремится обрести устраненную цельность. Появление симфоджаза - подтверждение этому.
4. Итог урока.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература: Учебник, программа.
2. Музыкальный материал:Дж. Гершвин (1898-1937) Первый концерт для фортепиано с оркестром (фрагмент).
Преподаватель Н.Н. Кустарова
(подпись, инициалы имени и фамилия руководителя занятия)
ПЛАН
проведения урока по
Музыке
(наименование учебной дисциплины)
с 8 классом
Тема: № 22. От оперы к оперетте.
Цель: напомнить историю возникновения жанра оперы; дать определение «оперетта», определить характерные особенности жанра.
Задачи:
- обучающая – определить взаимодействие музыкальных образов, их развитие от оперы к оперетты.
- развивающая – содействовать развитию культуры слушателя у школьников.
- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.
Музыкальный материал: И. Дунаевский «Песня об Одессе», сцена «Выход Ларисы и семи кавалеров» из оперетты «Белая акация».
Ход урока