Русский композитор Александр Александрович Алябьев (1787—1851)
Среди произведений Александра Александровича Алябьева театральная музыка занимает также немалое место. Но его известность и значение определяются, главным образом, романсами.
Александр Александрович Алябьев был высоко талантливым, оригинальным и разносторонним автором песен и романсов с ярко выраженными романтическими склонностями. Почти все романсы Александр Александрович Алябьева написаны на слова русских поэтов, в том числе Александра Сергеевича Пушкина.
В сравнении с композиторами XVIII века, Александр Александрович Алябьев широко раздвинул рамки русского романса, обогатил его темы и его содержание, ввел множество новых художественных приёмов, нередко очень тонких, остроумных, пленительных.
Большую роль в вокальной лирике Александра Александровича Алябьева играет свободное подражание народной песне, не только крестьянской, но и городской.
К типу простой песни, разукрашенной колоратурами, относится его знаменитый «Соловей». Помимо этого сочинения, у Александра Александровича Алябьева имеется ещё несколько песен, посвященных соловью (например, «Прощанье с соловьем на Севере»), как характерному образу, связанному для него с поэзией русской природы.
Некоторые романсы Александра Александровича Алябьева, которому из-за случайной ссоры пришлось побывать в сибирской ссылке, отражают близкую ему тему изгнания, томления и тоски по родине.
Таков патетический, приподнятый романс «Иртыш». Замечательно хороши «кавказские» песни Александра Александровича Алябьева, отражающие его впечатления не только от природы и романтики Кавказа, но и от непосредственного знакомства с подлинной музыкой кавказских народностей.
В «Черкесской песне» (на слова Михаила Юрьевича Лермонтова), а также в «Грузинской песне»Александр Александрович Алябьев первым из русских композиторов находит характерные обороты «восточной» мелодии, передаёт своеобразный и красочный облик Востока в музыке.
Очень многие из самых оригинальных сочинений Александра Александровича Алябьева посвящены романтической теме разочарования, скорби, глубокой и таинственной печали, которая выражена у него с патетическим подъёмом, вдохновенно и сильно.
Один из лучших романсов этого рода, близкий настроениям поэзии Василия Андреевича Жуковского, — «Гроб» — написан в гибкой, достаточно свободной форме, с переходами от одной манеры изложения, словно от одной речи, к другой.
Многие романсы Александра Александровича Алябьева, как, например, «Два ворона», «Нищая», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», дают как бы характерную зарисовку внешней картины или образа, соединяя при этом меткую, характерную изобразительность с большим лирическим чувством, с определенным настроением от этой картины.
Наконец, значительная часть произведений Александра Александровича Алябьева представляет любовную лирику, и, в отличие от простой бытовой песни, приближается скорее к новому роду камерного романса, требующего уже значительной тонкости исполнения и предвещающего собой романсовую лирику Михаила Ивановича Глинки и других позднейших русских композиторов. Сюда относятся «Талисман», «Боюсь, боюсь, я не привыкла к счастью» и некоторые другие.
ТВОРЧЕСТВО ВАРЛАМОВА
Творчество Александра Егоровича Варламова больше связано с простой бытовой песней, нежели творчество Александра Александровича Алябьева.
Александр Егорович Варламов сам был прекрасным певцом, с успехом исполнявшим свои песни под гитару в домашней обстановке, в дружеском кругу, в быту, где они легко подхватывались и повторялись.
Громадное значение в песнях-романсах Александра Егоровича Варламова приобретают бытовые танцевальные ритмы (вальс, болеро), гитарные звучания («рывки»), простые, яркие, легко поющиеся мелодии.
Некоторые песни Варламова (например, «О, не целуй меня») отчасти приближаются к характеру цыганского пения, очень любимого тогда в русских городских кругах.
Многие его песни, без упоминания его имени, получили известность наравне с городскими народными песнями. Таковы бойкие, плясовые «Вдоль по улице метелица метет», жалостные — «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» и другие.
Особенно Характерна для Александра Егоровича Варламова, наряду с большой лирической задушевностью его мелодий, огненность его музыки, её кипучая страстность.
ТВОРЧЕСТВО ГУРИЛЁВА
Иной характер носят песни Александра Львовича Гурилёва. В них всегда на первом плане трогательная чувствительность («Домик крошечка», «Вьётся ласточка» и другие), мягкая лирика — качества, которые и создали его песням особую популярность в самых широких городских кругах.
Мелодии Александра Львовича Гурилёва, как и мелодии Александра Егоровича Варламова, были для своего времени прекрасными образцами подлинно бытового искусства, отвечавшего широким запросам, легко запоминавшегося и вместе с тем зрелого, мастерского, цельного.
Алексей Николаевич Верстовский, Александр Александрович Алябьев, Александр Егорович Варламов и Александр Львович Гурилёв были не только историческими предшественниками Михаила Ивановича Глинки; они были его старшими современниками, а Алексей Николаевич Верстовский даже пережил Михаила Ивановича Глинку.
И всё же их историческое место определяется, главным образом, подготовкой творчества Михаила Ивановича Глинки.
Это не означает, что их произведения лишены самостоятельного художественного значения. Многие песни Александра Львовича Гурилёва, например, «Однозвучно гремит колокольчик», до сих пор сохранили свою силу и популярность.
Александр Александрович Алябьев, Алексей Николаевич Верстовский и другие своим творчеством значительно продвинули в своё время русскую музыку далеко вперёд по её великому и прогрессивному пути.
Именно, благодаря их славным творческим усилиям, завершившим большой предглинкинский период русской музыки, стало возможно появление первого русского музыкального классика — Михаила Ивановича Глинки. В 1836 году был поставлен «Иван Сусанин» и начался новый — классический — период русской музыки.
РЕПЕРТУАР, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ:
«МУЗЫКА ДОГЛИНКИНСКОГО ПЕРИОДА»
1. Алексей Григорьевич Теплов — одна или две песни из сборника «Между делом и бездельем» (см. сборник «Ранний русский романс» под ред. Т. Трофимовой в А. Дроздова или «Историю русской музыки в нотных образцах» под ред. С. Л. Гинзбурга).
2. Евстигней Ипатьевич Фомин — отрывки из оперы «Мельник-колдун, обманщик и сват», (см. клавир): песни Мельника «Как вечор у нас» и «Уж как шли старик со старухой», песня Филимона «Вот спою такую песню», песня Анюты «Кабы я млада уверена была».
3. Фёдор Михайлович Дубянский — «Стонет сизый голубочек» (см. «Историю русской музыки в нотных образцах» под ред. С. Л. Гинзбурга).
4. Иосиф Антонович Козловский — «Прежестокая судьбина» (см. Финдейзен. Русская художественная песня).
5. Иван Евстафьевич Хандошкин — Соната для скрипки соло (есть отдельное издание).
6. Дмитрий Степанович Бортнянский — Соната для клавира (фортепиано; см. у Гинзбурга).
7. Алексей Николаевич Верстовский — отрывки из оперы «Аскольдова могила»: Баллада Торопа «Уж солнце поздними лучами», романс Надежды «Где ты, жених мой ненаглядный», ария Неизвестного «Скоро, скоро месяц ясный», куплеты Торопа «Близко города Славянска», «Заходили чарочки по столику».
8. Александр Александрович Алябьев — «Соловей», «Иртыш», «Грузинская песня», «Черкесская песня», «Гроб», «Вечерний звон», «Два ворона», «Нищая», «Колыбельная», «Боюсь, боюсь, я не привыкла к счастью», «Талисман», «Зимний вечер», «Что затуманилась, зоренька ясная».
9. Александр Егорович Варламов — «Красный сарафан», «Вдоль по улице», «О, не целуй меня», «Горные вершины», «На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий».
10. Александр Львович Гурилев — «Домик-крошечка», «Однозвучно гремит колокольчик», «Вьется ласточка сизокрылая», «Падучая звезда», «Разлука», «На заре туманной юности».
11. Александр Александрович Алябьев— Ференц Лист — «Соловей» (фортепиано).
Примечание: Фортепианную транскрипцию «Соловей» Ференца Листа на тему Александра Александровича Алябьева иллюстрирует популярность доглинкинской русской музыки не только в России, но и на Западе.
12. Василий Поликарпович Титов — «Уединенная сосна», «Прости», «Коварный друг», «Ветка».
13. Михаил Юрьевич Виельгорский — «Любила я», «Талисман».