Фреска Софийского собора в Киеве с изображением музыкантов и скоморохов
История русской музыки уходит в глубокую древность. Первым русским композитором-классиком, музыкантом мирового значения был Михаил Иванович Глинка, современник Александра Сергеевича Пушкина.
Предшественники Глинки уже писали русские оперы, романсы и инструментальные пьесы. За много столетий до этого сложилась русская церковная музыка. Ещё раньше, вероятно, с тех пор как жили люди на нашей земле, существовало народное искусство.
Образцы древнеславянского искусства оказались на редкость жизненными и послужили важным питательным источником для всей русской музыки. То были стариннейшие, ещё языческие, обрядовые песни восточных и отчасти западных славян, песни-плачи по умершим, свадебные, военные, лирические, трудовые, тесно связанные со всей бытом, со всеми событиями человеческой жизни и окружавшей человека природой.
Многие из этих древних песен не забыты до сих пор. Отголоски их звучат в народных песнях, поющихся в наши дни. Некоторые из них обработаны русскими композиторами и включены в их оперы, симфонические и камерные произведения.
Именно славянские племена, населявшие нашу землю ещё задолго до образования Киевского государства, отличались особой музыкальностью. С пением шли они в военные походы, с пением совершали многочисленные языческие обряды.
Очень рано появились у них музыкальные инструменты — рога, трубы, всевозможные дудки, бѝло и т. д.
К тому времени, когда сложилось большое и сильное Киевское государство, объединившее славян на огромной территории, то есть к IX веку, созрела уже достаточно высокая культура древней Руси.
С IX столетия и позже наши сведения о музыке Руси расширяются и обогащаются. Мы знаем о существовании не только народных песен и плясок в древнем Киеве, но и о военной, ратной музыке княжеских дружин, о пении под гусли на княжеских пирах, о сказывании нараспев былин, воспевавших подвиги русских богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других.
Знаем и о музыкальных инструментах, как созданных самим народом, так и занесённых в богатый, оживленный Киев с Запада и Востока.
Самым любимым инструментом Киевской Руси стали гусли, постоянно упоминающиеся в былинах, изображаемые иконописцами.
Когда Киевская Русь приняла христианство (IX век), в Киеве были воздвигнуты замечательные соборы — чудесные образцы древнерусского зодчества, а в них зазвучала и хоровая церковная музыка.
Постепенно создавались и росли кадры профессиональных церковных певцов, владеющих старинной нотной грамотой, ибо церковная музыка уже записывалась особыми знаками. Самые старинные письменные памятники музыкальной культуры на Руси относятся к XI—XIV векам и связаны именно с церковной музыкой. Таким образом, Киевская Русь оставила нам не только сведения о музыке, но и образцы старинного музыкального письма.
Вслед за Киевом выдвинулись и другие центры русской музыкальной культуры, Из них особое значение получили: на северо-западе — Новгород Великий, в северо-восточной Руси — города Владимиро-Суздальского княжества. Повсюду развивалось и росло народное искусство.
Все события русской истории и связанные с ними переживания народа — от тяжкого гнёта татаро-монгольского ига до победоносного присоединения к Руси новых городов—получили свое отражение в народной песне.
Новые герои, новые образы входили в русскую былину. Так, например, в Новгороде любимым героем стал гусляр и торговый гость — удачливый и умный Садко.
Своеобразными хранителями и исполнителями народного искусства, а также его авторами-импровизаторами были в те времена на Руси скоморохи, бродячие актёры, певцы, плясуны, потешники, выступавшие и на княжеском пиру и на деревенских свадьбах. Скоморохи были хорошо известны ещё в древнем Киеве. В торговом и шумном вольном Новгороде их стало особенно много.
В Новгороде и во Владимире, а также в других русских городах с XII—ХIII веков выдвигались замечательные русские церковные певцы, мастера-роспевщики, создававшие новые церковные роспевы, обучавшие новых певцов.
Церковная музыка на Руси издавна была чисто хоровой. Её строгие, плавные, широкие мелодии исполнялись в один голос — мужским хором. Культура хорового пения a capella, то есть хорового пения без сопровождения инструментов, обладающего особой прелестью строгого и чистого искусства, — была, таким образом, очень древней в нашей стране и связывалась как с народными, так и с церковными обычаями.
Всё то, что было создано в русской музыке до XV—XVI веков, унаследовала Москва, ставшая постепенно крупнейшим центром объединения русских земель. В Москву при царе Иване Грозном, сделавшем так много для укрепления русского государства, потянулись целые семьи скоморохов из Новгорода; в Москву были выписаны лучшие новгородские певцы и певческие книги.
В Москве еще несколько ранее был учрежден лучший хор — так называемый хор государевых певчих дьяков, выступавший в придворной церкви и на торжественных придворных празднествах.
Росло значение русского государства в Европе, расширялись его границы, росло международное значение московского двора, с которым считались европейские властители, всё чаще посылавшие к нему своих представителей для политических и торговых переговоров. В связи с этим увеличивалась и пышность придворной жизни, повышалась и роль музыки — музыки церковной, торжественной, сначала хоровой, а затем и инструментальной.
Крепли культурные связи с заграницей, откуда московский двор начал выписывать сложные музыкальные инструменты — орган, а позже, при царе Федоре — клавесин (предок нашего фортепиано).
НАКАНУНЕ РЕФОРМ ПЕТРА I
Значительный перелом в истории музыкальной культуры произошёл у нас к концу XVII столетия, накануне грандиозных реформ Петра I.
Культурные потребности огромного государства, вступившего в новый период своего развития, сказались не только в области просвещения, науки, литературы, но и в области музыки.
При московском дворе впервые возникли театральные представления. В особо отстроенной для этого царем Алексеем «хоромине» в селе Преображенском под Москвой ставились духовного и светского содержания, где в немалом количестве исполнялась и музыка — песни, хоры и даже инструментальные номера.
Появились и исполнители на различных инструментах, сначала выписанные из-за границы, а затем русские, быстро обучившиеся новому делу.
Церковная музыка, издавна следовавшая старинному обычаю, была обновленановыми, современными формами и приёмами.
Выдвинулись замечательные русские композиторы, авторы многоголосных хоровых концертов для церкви — Василий Титов, Николай Калачников, Николай Бавыкин и многие другие.
Возникли и новые формы бытового пения, так называемые, канты, — сначала духовные, а затем светские песни для 3—4 голосов. Канты явились своеобразными предками русского романса.
Но и русский романс и другие, известные нам теперь роды музыкального искусства — опера, соната, симфония — ведут свою историю в России с XVIII века. Именно в XVIII столетии наша страна освоила и развила те музыкальные формы, которые были свободны от церковных обычаев и сюжетов, то есть формы чисто светского искусства.
Вместе с тем опера, соната и симфония, хотя они и опирались на народную мелодику, на образцы народного музыкального творчества, уже не могли исполняться средствами обычного народного музицирования, а требовали особых условий, особых профессиональных кадров, то есть квалифицированных оперных певцов, скрипачей и других инструменталистов.