Тема года: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА»
Прогулка. – 1ч.
«Картинки с выставки». – 1 ч.
Осенины. – 1 ч.
Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков. В оперном театре. – 1 ч.
Осень: поэт — художник — композитор. – 1 ч.
Весело — грустно. – 2 ч.
Озорные частушки. – 1 ч.
«Мелодия — душа музыки». – 1 ч.
«Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт!». – 1 ч.
Музыкальная интонация. – 1 ч.
Ноты долгие и короткие. – 1 ч.
Величественный орган. – 1 ч.
«Балло» означает «танцую». – 1 ч.
Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик». – 1 ч.
Зима: поэт — художник — композитор. – 1 ч.
Для чего нужен музыкальный размер. – 2 ч.
Марш Черномора. – 1 ч.
Инструмент-оркестр. Фортепиано. – 1 ч.
Музыкальный аккомпанемент. – 1 ч.
Праздник бабушек и мам. – 1 ч.
«Снегурочка» — весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова. – 2 ч.
Диезы, бемоли, бекары. – 1 ч.
«Где это видано...» (смешные истории о музыке). – 1 ч.
Весна: поэт — художник — композитор. – 1 ч.
Звуки-краски. – 1 ч.
Звуки клавесина. – 1 ч.
Тембры-краски. – 1 ч.
«Эту музыку легкую... называют эстрадною». – 1 ч.
Музыка в детских кинофильмах. – 1 ч.
Музыкальные театры мира. – 1 ч.
Класс (34 ч)
Тема года: «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА»
Картины природы в музыке. – 1 ч.
Может ли музыка «нарисовать» портрет? – 1 ч.
В сказочной стране гномов. – 1 ч.
Многообразие в единстве: вариации. – 1 ч.
«Дела давно минувших дней...». – 1 ч.
«Там русский дух... там Русью пахнет!». – 1 ч.
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...». – 1 ч.
Бег по кругу: рондо. – 2 ч.
Какими бывают музыкальные интонации. – 3 ч.
Знаки препинания в музыке. – 1 ч.
«Мороз и солнце; день чудесный!..». – 1 ч.
«Рождество Твое, Христе Боже наш...». – 2 ч.
Колокольные звоны на Руси. – 1 ч.
Музыка в храме. – 1 ч.
М. И. Глинка — основоположник русской классической музыки. – 1 ч.
Что такое патриотизм. – 1 ч.
Русский национальный герой Иван Сусанин. – 1 ч.
Прощай, Масленица! – 1 ч.
Музыкальная имитация. – 2 ч.
Струнные смычковые инструменты. – 1 ч.
С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». – 2 ч.
Вечная память героям. День Победы. – 1 ч.
Легко ли быть музыкальным исполнителем? – 1 ч.
Выдающиеся музыканты-исполнители. – 1 ч.
Концертные залы мира.- 1ч.
Композиторы детям.- 1 ч.
Картины, изображающие музыкальные инструменты. – 1 ч.
«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана. – 1 ч.
Класс (34 ч)
Тема года: «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
«Россия — любимая наша страна...». – 1 ч.
Великое содружество русских композиторов. – 2 ч.
Тема Востока в творчестве русских композиторов. – 1 ч.
Музыка Украины. -1 ч.
Музыка Белоруссии. -1 ч.
Музыкант из Желязовой Воли. – 1 ч.
Блеск и мощь полонеза. – 1 ч.
Музыкальное путешествие в Италию. – 1 ч.
«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди. – 1 ч.
Музыкальная Австрия.Венские музыкальные классики. – 1 ч.
Знаменитая Сороковая. – 1 ч.
Героические образы Л. Бетховена. – 1 ч.
Песни и танцы Ф. Шуберта. - 1 ч.
«Не ручей — море ему имя». – 1 ч.
Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига. – 1 ч.
«Так полюбил я древние дороги...». – 2 ч.
Ноктюрны Ф. Шопена. – 1 ч.
«Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами». – 1 ч.
Арлекин и Пьеро. – 1 ч.
В подводном царстве. – 1 ч.
Цвет и звук: «музыка витража». – 1 ч.
Вознесение к звездам. – 1 ч.
Симфонический оркестр. – 2 ч.
Поэма огня «Прометей». – 1 ч.
«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана. – 1 ч.
Джазовый оркестр. – 1 ч.
Что такое мюзикл? – 1 ч.
Под небом Парижа. – 1 ч.
Петербург. Белые ночи. – 1 ч.
«Москва... как много в этом звуке...». – 1 ч.
«Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна». – 2 ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс
Тема года: « Музыкальная прогулка».
I четверть
№ | Тема. | Кол-во часов. | Дата | Знания, умения и навыки, отрабатываемые на уроке. | Формирование УУД | Формы организации урока. Средства обучения. | Способы контроля. | Коррекционные задания. | |||
План. | Факт. | План. | Факт. | ||||||||
1. | Прогулка. | 1ч. | Умение слышать звуки природы. | (П) Развитие интереса к предмету «Музыка». (М/П) Умение строить речевые высказывания о музыке. (Л) Наличие мотивационной основы учебной деятельности. | Урок-знакомство. Т. Чудова «На полянке» из цикла «Шесть пьес для фортепиано»; С. Прокофьев балет «Золушка». (Кузнечики и стрекозы) В. Шаинский «Мир похож на цветной луг» | ------ | |||||
2. | Картинки с выставки. | 1ч. | Характеристика музыкальных произведений. | (П) Развивают певческие и слушательские способности. (М/П) Самостоятельно решают творческую задачу. (М/К) Осваивают диалогову ю форму общения. (Л) Наличие эмоционнально – ценностного отношения к искусству. | Урок-экскурсия. М. Мусоргский «Прогулка»; «Избушка на курьих ножках»; «Балет невылупившихся птенцов», А. Заруба «Странное дело», С. Соснин «До чего же грустно» | Опрос. | |||||
3. | Осенины. | 1ч. | Знакомство с разными обычаями. | Урок-концерт. «Серпы золотые»; «Осень»; «Восенушка…осень», Ю. Чичков «Осень» | Пение. | Работа с шумовыми инструментами | |||||
4. | Композитор-сказочник. | 1ч. | Научиться понимать музыкальные интонации. | Традиционный урок. Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»; Г. Струве «Ветер по морю гуляет», РНП «Во саду ли, в огороде» | Опрос. | ||||||
5. | В оперном театре. | 1ч. | Понятие: опера, оперный театр. | (П) Учатся слушать, анализировать, развивают вокальные способности. (М/К) Осваивают диалоговую форму общения. (М/П) Учатся проводить простые аналогии и сравнения. (Л) Оценивают результаты деятельности. | Урок с использованием мультимедийной установки. Н. Римский-Корсаков «Садко»; «У меня ли во садочке» р.н.п. | ------- | |||||
6. | Осень: поэт – художник - композитор. | 1ч. | Учимся описывать музыку словами и красками. | Комбинированный урок. С. Прокофьев «Золушка», А. Плещеев «Миновало лето»; Т. Попатенко «Листопад»; Д. Васильев-Буглай «Осенняя песенка». | Опрос. | Мы рисуем музыку. | |||||
7. 8. | Весело - грустно. | 2ч. | Понятие: лад, тональность. | Урок-викторина. Р. Шуман «Веселый крестьянин»; Л. Бетховен «Сурок»; Д. Кабалевский «Клоуны»; В. Шаинский «Вместе весело шагать» | Угадай-ка. | Развитие мышечной моторики через движения. | |||||
9. | Озорные частушки. | 1ч. | Понятия: куплеты, частушки. | «Подружки»; М. Раухвергер «Школьные частушки»; «Мальчишечьи куплеты», Т. Попатенко «Частушки». | Пение сольно. |
II четверть
№ | Тема. | Кол-во часов. | Дата | Знания, умения и навыки, отрабатываемые на уроке. | Формирование УУД | Формы организации урока. Средства обучения. | Способы контроля. | Коррекционные задания. | |||
План. | Факт. | План. | Факт. | ||||||||
1. | Мелодия – душа музыки. | 1ч. | Понятие: мелодия. | (П) Научатся слушать, анализировать, развивают вокальные способности. (М/К) Осваивают диалоговую форму общения. | Традиционный урок. Э. Григ «Пер Гюнт» (Песня Солвейс); Г. Струве «Моя Россия». | -------- | |||||
2. | «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» (проект) | 1ч. | Знакомство с творчеством Моцарта. | Традиционный урок. В.А. Моцарт «Маленькая ночная музыка» 3 часть; «Волшебная флейта» («Послушай как звуки хрустально чисты»). | Опрос. | ||||||
3. | Музыкальная интонация. | 1ч. | Понятие: интонация. | (П) Развитие владения основами теории музыки. (М/П) Осуществление поиска необходимой информации. (М/К) Осваивают диалоговую форму общения. (Л) Позитивная самооценка. | Традиционный урок. С. Прокофьев «Болтунья»; Е. Полякова «Дождик»; «Как на тоненький ледок» | Пение. | |||||
4. | Ноты долгие и короткие. | 1ч. | Понятие: длительность. | Комбинированный урок. М. Мусоргский «Картинки с выставки». Ю. Литовко «Веселые лягушки». | Опрос. | Работа с шумовыми инструментами | |||||
5. | Величественный орган. | 1ч. | Знакомство с инструментом - орган. | (П) Узнавание по изображению и различие на слух тембров музыкальных инструментов. (М/П) Осуществление поиска необходимой информации. (Л) Развитие эстетических чувств. | Традиционный урок. И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор, «Органные хоральные прелюдии». | Опрос. | |||||
6. | «Балло» означает «танцую». | 1ч. | Понятия: бал, танец, балет. | (П) Учатся анализировать музыкальные произведения, формируют вокальные навыки. (М/П) Строят рассуждения. (М/Р) Организовывают свою деятельность. (Л) Оценивают результаты деятельности. | Урок с использованием мультимедийной установки. С. Прокофьев балет «Золушка»; Т. Попатенко «Котенок и щенок». | -------- | Танцевальные движения. | ||||
7. | Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик». | 1ч. | Знакомство с творчеством Чайковский. | Урок-концерт. П. Чайковский «Щелкунчик» («Увертюра»; «Сражение»); В. Алеев детский спектакль «Щелкунчик» («Песня Мышильды»; «Песня Щелкунчика»). | Пение. |
III четверть
№ | Тема. | Кол-во часов. | Дата | Знания, умения и навыки, отрабатываемые на уроке. | Формирование УУД | Формы организации урока. Средства обучения. | Способы контроля. | Коррекционные задания. | |||
План. | Факт. | План. | Факт. | ||||||||
1. | Зима: поэт – художник – композитор. | 1ч. | Понятия: вариация, тема. | (П) Умение определять характер и настроение музыки. (М/П) Умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями. (Л) Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Урок-знакомство. С. Прокофьев «Золушка» (Вариации Феи, зима). Ц. Кои «Зима». | ------- | |||||
2. 3. | Для чего нужен музыкальный размер. | 2ч. | Особенности музыкального размера. | (П) Владение основами теории музыки. (М/П) Умение строить речевые высказывания о музыке. (Л) Развитие этических чувств. | Традиционный урок. П. Чайковский «Спящая красавица» (Вальс); «Щелкунчик» (Трепак); «Полька»; Г. Струве «Я стараюсь»; «Хор, хор, хор!». | Опрос. | Развитие мышечной моторики через движения. | ||||
4. | Марш Черномора. | 1ч. | Особенности маршевого ритма. | Традиционный урок. М. Глинка «Руслан и Людмила»; Л. Лядов «Все мы моряки». | Пение. | ||||||
5. | Инструмент-оркестр. Фортепиано. | 1ч. | Понятия: оркестр, фортепиано. | (П) Узнавание по изображению и различие на слух тембров музыкальных инструментов. (М/П) Стремление находить продуктивное сотрудничество при решении музыкально – творческих задач. (Л) Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | М. Глинка «Марш Черномора» (ф-но); Н. Осминина «Пушкинские сказки». | Опрос. | |||||
6. | Музыкальный аккомпанемент. | 1ч. | Понятия: аккомпанемент, аккапело. | Комбинированный урок. П. Чайковский «Вальс»; Г Вольф «Садовник»; М. Славкин «Лошадка пони». | Пение. | Оркестр шумовых инструментов. | |||||
7. | Праздник бабушек и мам. (проект) | 1ч. | Певческие навыки. | Урок-концерт. П. Чайковский «Мама»; М. Славкин «Праздник бабушек и мам»; В. Шаинский «Песенка мамонтенка». | Пение хором. | ||||||
8. 9. | «Снегурочка» - весенняя сказка. | 2ч. | Оперный жанр и его особенности. | (П) Учатся анализировать музыкальные произведения, формируют вокальные навыки. (М/П) Строят рассуждения. (Л) Оценивают результаты деятельности. | Урок с использованием мультимедийной установкой. Н. Римский-Корсаков: «Вступление»; «Песня и пляска птиц»; «Первая песня Леля»; «Песенка о солнышке»; Е. Крылатов«Ласточка». | Опрос. | Сказки кистью. | ||||
10. | Диезы, бемоли, бекары. | 1ч. | Знаки музыкальной речи. | (П) Овладение основами теории музыки. (М/П) Осуществление поиска информации. (Л) Наличие учебно-познавательного интереса. | Традиционный урок. В. Алеев «Особенные знаки»; В. Герчик «Нотный хоровод». | Угадай-ка. | |||||
11. | «Где это видано…» (смешные истории о музыке). | 1ч. | Музыкальные истории. | (П) Стремление к музыкально – творческому самовыражению. (М/П) Осуществление элементов синтеза искусств. (Л) Наличие эмоционального отношения к искусству. | Урок-концерт. В. Шаинский «Антошка». | Пение. |
IV четверть
№ | Тема. | Кол-во часов. | Дата | Знания, умения и навыки, отрабатываемые на уроке. | Формирование УУД | Формы организации урока. Средства обучения. | Способы контроля. | Коррекционные задания. | |||
План. | Факт. | План. | Факт. | ||||||||
1. | Весна: поэт – художник – композитор. | 1ч. | Взаимосвязь разных видов искусств. | (П) Умение определять характер и настроение музыки. (М/П) Умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями. (Л) Развитие эстетических чувств. | Комбинированный урок. Э. Григ «Утро»; С. Полонский «Весенняя песенка»; В. Райн «Вот уже снег последний идет». | -------- | Оркестр шумовых инструментов. | ||||
2. | Звуки – краски. Тембры – краски. (для 2 а) | 1ч. | Художественное восприятие музыки. | (П) Владение основами теории музыки. (М/П) Умение строить речевые высказывания о музыке. (Л) Развитие этических чувств. | Комбинированный урок. И. Стравинский «Жар-птица»; «Речка» р.н.п. | Опрос. | Мы рисуем музыку. | ||||
3. | Звуки клавесина. | 1ч. | Понятие: клавесин. | (П) Узнавание по изображению и различие на слух тембров музыкальных инструментов. (М/П) Стремление находить продуктивное сотрудничество при решении музыкально – творческих задач. (Л) Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | Традиционный урок. И.с. Бах «Гавот №1»; Г. Гладков «По следам бременских музыкантов»; И.Гайдн «Старый добрый клавесин». | Опрос. | |||||
4. | Тембры – краски. | 1ч. | Тембровые особенности музыкальных инструментов. | Комбинированный урок. О. Мессиан «Страдания Иисуса» (№7); И.С. Бах «Итальянский концерт»; С. Рахманинов «Прелюдия ре мажор»; Б. Бриттен «Вариация и фуга на тему Пёрселла»; С. Прокофьев «Симфония №7» | Пение. | Музыка в красках. | |||||
5. | «Эту музыку лёгкую называют эстрадною». | 1ч. | Понятие: эстрадная музыка. | (П) Стремление к музыкально – творческому самовыражению. (М/П) Осуществление элементов синтеза искусств. (Л) Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | Урок-викторина. Б. Баккарах «Все капли дождя»; «Браво клоун»; (Э. Пиаф); А. Зацепин «Песня о медведях»; Г. Гладков «Песня друзей». | Пение сольно. | |||||
6. | Музыка в детских кинофильмах. | 1ч. | Музыка в кино. | Урок с использованием мультимедийной установки. В. Косма музыка к кинофильму «Игрушка»; А. Рыбников «БУ-ра-ти-но!»; «Песня Красной Шапочки». | Опрос. | Метроритмическая работа. | |||||
7. | Музыкальные театры мира. | 1ч. | Знания приобретённые за учебный год. | (П) Развитие стремления к музыкальному творчеству. (М/П) Участие в музыкальной жизни класса. (Л) Оценивают результаты деятельности. | Урок-обобщение. Материал по выбору учащихся. | Опрос. |
Класс.