Интерактивные формы проведения занятий.

7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов.

8. Формы контроля:

8.1. Текущий контроль;

8.2. Итоговый контроль.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

9.1. Основная литература;

9.2. Дополнительная литература;

9.3. Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Методические рекомендации для студентов по дисциплине "История исполнительского искусства" по специальности "Оркестровые духовые и ударные инструменты".

Материалы текущего и итогового контроля студентов .

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели:

Привить студентам знания по истории духового исполнительства, расширить профессиональный кругозор, показать историческую обусловленность и последовательность в развитии ис­кусства игры на духовых и ударных инструментах.

Задачи:

На основе источниковедения и историографии исполнительства на духовых инструментах раскрыть историческую последователь­ность совершенствования выразительных возможностей духовых и ударных инструментов в оркестровом, камерном и сольном исполнительстве, ознакомление студентов с основными эстетическими, педагогическими и исполнительскими взглядами и принципами мировых националь­ных школ и отдельных выдающихся музыкантов-духовиков. С указанных позиций рассматриваются и вопросы, связанные с конструктивно-техническим совершенствованием духового музы­кального инструментария.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История исполнительского искусства» входит в базовую часть цикла теории и истории музыкального искусства. Занимая самостоятельное место в этом дисциплинарном цикле, «История исполнительства на духовых инструментах» представляет, по существу, комплекс теоретического осмысления профессии, избранной студентом. Ее изучение помогает молодому музыканту осознать роль и значение духовых и ударных инструмен­тов и исполнительства на них в целостном историческом процессе развития музыкального искусства, помогает освоить основы методо­логии теоретического познания избранной специальности.

Все проблемы, освещаемые в настоящем курсе, рас­сматриваются в контексте развития музыкального искусства, в русле общеисторического процесса, на основе принципа историзма и хро­нологической периодизации. Дисциплина тесно связана со следующими предметами, и предполагает знание этих предметов: «Специальный инструмент», "История отечественной музыки", "История зарубежной музыки", "Музыкальная форма", "Ансамбль духовых инструментов", "Оркестровый класс", "История искусства", "История".

3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:- ос­новные факты в истории исполнительства на духовых инструмен­тах, основную литературу в соответствии с профилем подготовки;

уметь: -анализировать и сравнивать исполнительские школы и направления;-ориентироваться в этапах развития инструментария; - разбираться в основных положениях источниковедения и историографии и применять их методологию в истории исполнительства на конкретном духовом инструменте;

владеть: -понятийным аппаратом дисциплины «История исполнительского искусства; - способностью к осмыслению развития духового искусства в контексте с другими видами искусства и литературы, с философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода; - владеть способностью к представлению современной картины мира на основе целостной системы гуманитарных знаний, включающих в себя «Историю исполнительского искусства».

Формируемые дисциплиной компетенции:

- способность и готовность осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);

- способность и готовность работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4);

способность и готовность осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ПК-1);

- способность и готовность пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4)

- способность и готовность постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5);

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Курс лекций и семинаров делится на два основных раздела: 1) история зарубежного исполнительства на духовых инструментах; 2) история отечествен­ного искусства игры на духовых инструментах.

Возможно также использование историче­ских материалов по региональной истории исполнительства.

Общий объем дисциплины – 144 часа (4 кредита)

4.1. Общий объем распределяемых часов по видам учебной работы

Виды учебной работы Всего (час.):
Семестр
Аудиторные занятия (АЗ)                
Формы занятий                      
Групповые занятия (ГЗ)     - - - -    
Мелкогрупповые занятия (МГЗ)                      
Индивидуальные занятия (ИЗ)                      
Виды занятий                      
                       
Лекции (Л)                
Семинары (С)     - - - -    
Интерактивные занятия (ИАЗ)                
Самостоятельная работа студента (СРС)     - - - -    
В том числе экзамены:                  
Другие виды СРС                    
Экзамены - +     - - - -    
Зачеты   + - - - - - - -    
Общая трудоемкость (в часах)     - - - -    
Общая трудоемкость (ЗЕД)     - - - -    

4.2. Объем распределяемых часов по темам

Название разделов и тем Всего часов Виды учебных занятий
Аудиторные занятия,   Самостоятельная работа.
лекции Семинары (практические занятия)
  1. Введение.Задачи курса, используемая литература
 
  1. Духовые инструменты Древнего Мира (Др.Египет,Китай, Индия, Палестина, Греция, Рим)
 
  1. Духовые инструменты в эпоху Средневековья и Возрождения
 
  1. Искусство игры на духовых инструментах в Европе XVII - первой половины XVIII веков. Кванц И.И. «Опыт наставления в игре на флейте»
 
  1. Расцвет исполнительской культуры во второй половине XVIII века
 
  1. Духовые инструменты в творчестве Л.ван Бетховена
 
  1. Великие инструментальные реформы XIX cтолетия и их генезис
 
  1. Духовые инструменты в творчестве романтиков (Вебер, Шуман, Шуберт, Берлиоз и др.)
 
  1. Духовые в творчестве импрессионистов (Дебюсси, Равель)
 
  1. Духовые в творчестве И.Стравинского
 
  1. Духовые инструменты в творчестве зарубежных композиторов ХХ века (Хиндемит, Пауэр, Бозза, Пуленк и др.)
 
  1. Современные зарубежные школы и их крупнейшие представители
 
  1. Исполнительское искусство в России ( до ХVIII века включительно)
 
  1. Искусство игры на духовых в России XIX – начала XX веков
 
  1. Роль ИРМО в развитии духового искусства в России
 
  1. Духовые в творчестве композиторов России XIX века (Чайковский, Р.-Корсаков и др.)
 
  1. Формирование школы игры на духовых инструментах в России ХХвека
 
  1. Современно исполнительское искусство в России.
 
ИТОГО:

5. Содержание дисциплины

5.1. Тематика разделов дисциплины

Тема 1. Введение. Цели и задачи, содержание курса

Роль духовых инструментов в мировой музыкальной культуре, их использование в различных жанрах.

Взаимосвязь исполнительства, музыкальной литературы, истории художественных стилей, инструментоведения, истории оркестра, педагогики и методики.

Экзаменационные требования. Обзор литературы по курсу.

Наши рекомендации