Комплексные задачи- 2-3 навыка одновременно.
Последовательно разъясняемые и осваиваемые навыки требуется со временем объединить в один комплекс и добиваться закрепления навыков в комплексе. Для детей это сложно и может быть малоинтересно. Поэтому лучше сначала тренировать все навыки отдельно, пробуя иногда совмещать задачи, подсказывая во время начала фонации последовательность действий, например - вдох (имеется в виду правильный, не поверхностный вдох), высота (услышать, где звук), рот (открыть рот и т.д.). Можно ставить задачу правильного дыхания на первый план, оставляя пока без внимания другие и т.д.
Основной певческий комплекс включает в себя три навыка:
Вдох (с задержкой), предслышание высоты звука, фонация (с правильной артикуляцией звуков и т.д.).
Фонация или пение - тоже составной навык:
предслышание высоты звука - внутренний объём или зевок, настрой на звучание в резонаторе, форма рта при заданной слоговой артикуляции, певческое округление звука.
Комплексные вокально-хоровые навыки, которые можно отнести к следующему уровню сложности помещены в раздел методических рекомендаций следующей ступени обучения для 2-3 классов, хотя их тренировать и объяснять суть навыка целесообразно с 1 класса, когда подробно и последовательно объясняются певческие задачи.
РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Одновременно с началом занятий по хору необходимо включать в работу ритмические задания и упражнения. Сначала это могут быть игры- ритмические комбинации (см. ниже Семёрки), которые учащиеся повторяют за учителем. Но уже на первых уроках надо познакомить детей с ритмическими карточками и начинать систематическую работу над осознанием и организацией ритмических навыков. Знакомство с настоящими названиями длительностей нот - целая и т.д., обязательно, но начинать надо с ритмослогов. Я использую не часто употребляемые слоговые названия ти-ти, та-ти, а слоги дили-дон, да-а, слоги, на мой взгляд, более звонкие и игровые (по системе К. Вейса). Как показала практика особого значения для воспитания чувства ритма разница в назывании ритмослогов не имеет.
Через 1-2 урока, когда дети справятся с раскладывание ритмических заданий карточками, я объясняю настоящие названия длительностей и использую их затем паралелльно с игровыми. Необходимость в карточках, как пособия для первоначальных ритмических навыков, довольно быстро отпадает, а на дальнейшее продолжение занятий с постепенным усложнением ритмов и раскладыванием карточек времени на уроке нет. Т.е. ритмослоги используются на начальном этапе, чтобы дети наглядно представили разницу в долготе и соотношении звуков (дон - четверть, дили - две восьмушки, да-а-половинная, по - четвертная пауза).
Формы работы с карточками:
- прохлопать и разложить карточками строчку стихотворения, фразу из песни и т.д.
- диктант (учитель прохлопал или простучал ритм из 3-4-5 карточек, дети «разгадали» и разложили)
- самостоятельно придуманные учениками задания (разложить и прохлопать группой учеников или всем вместе - Танино задание и т.д. из 4 карточек)
- варьирование данного ритма из 4-5 карточек с заменой карточек (а как можно по-другому сделать?)
Возможно использовать ритмические задания продолжительностью 4-6-8 тактов, предварительно записанные большими нотами на плакате или на доске. Если штили у нот разнонаправлены вверх и вниз - по партиям, то можно озвучить ритмические задания разными вариантами:
Штили вверх – правая рука, вниз - левая рука.
Вверх - хлопаем, вниз - топаем и т.д.
Вверх - простучим ритм палочками, вниз - на треугольниках и т.д.
Игры - ритмические комбинации. Помимо карточек с ритмическими заданиями можно использовать ритмические игры на координацию движений. В них ритмический рисунок обычно повторяется один и тот же, варьируются движения (игра «Семёрки»). Следует обращать внимание на чёткое исполнение заданного ритма, без ускорений и замедлений. В последствии надо самим сочинять с детьми ритмические комбинации с использованием ударных, шумовых инструментов и т.д.
Ритмические игры (с хлопками)считаются устным народным творчеством. В каждой стране есть что-то подобное – например, у нас в России для малышей игра «Ладушки», «Сорока» и др. В последнее десятилетие в школах появились новые, явно заимствованные из интернета или из общения со сверстниками зарубежных стран, ладошковые или хлопковые игры. Играют парами, приговаривая рифмованный текст, типа считалок, с английскими словами (кока кола, ай лав ю и т.п.) или выдуманными звукосочетаниями. Наиболее популярных игр около пяти: Тик-так и прочие. Задача одна - повторить без ошибок последовательность движений с хлопками синхронно с напарником в быстром темпе. В игре комбинируются разнообразные варианты хлопков иногда с синкопой. Как правило, игроков не менее двух, но есть и игры по кругу. Подобные игры известны во многих странах – Испания, Англия, Африка с региональными различиями, бывает с похожими текстами (Мэри Мак и др). Хлопки могут чередоваться со шлепками по коленям, по бёдрам, по бокам, по груди, с щелчками. Чаще в основе простой ритм рифмованных прибауток. Существуют игры без слов, где главным является воспроизведение ритма и последовательность различных движений рук, исполняться они могут без участия второго играющего в паре и требуют специального разучивания, тренировки координации «Треугольник».
В музыкальных, театральных, инструментальных обучающих методиках за рубежом эти игры применяются с успехом и даже иногда в длинных комбинациях показываются как концертные номера (упражнение с чашкой, семёрки и др., из которых составляется концертная композиция)
Треугольник» (Испания)
Дети, осваивая предложенный ритм, делают это «с рук», подражательно, повторяя за педагогом или друг за другом.Упражнение требует точности темпа в отстукивании метрических долей, умения держать устойчивый темп.
Семёрки».
Состоит из 5-6 комбинаций, сопровождается счётом вслух с 1 до 7.В интернете выложено много видеороликов, где различные коллективы, в том числе и хоровые, демонстрируют эту игру. Вариант движений один и тот же. Правда есть выступление хора подростков на концерте перед родителями, где все движения исполняются каноном.
Если говорить о применении таких ритмических игр на хоровых занятиях, какова может быть практическая польза?
1. Воспитание метроритмических навыков:
· Точность прохлопывания метрических долей, т.е. удержание точного темпа. Все дети без тренировки начинают ускорять движения, надо помочь осознать точность, равномерность метра.
· Проработка синкоп и других ритмических трудностей через движение, звучащие жесты (работа на будущие трудности).
· Воспитание двигательной координации в различных последовательностях движений.
· Равномерное, симметричное владение правой и левой руками.
2.Ритмические игры могут использоваться в групповых занятиях на хоре как вариант переключения на другие виды полезной деятельности, как вариант зарядки, двигательной активности.
3. Последовательность звучащих жестов, которая освоена в таких упражнениях, выученный ритмический рисунок может сопровождать некоторые произведения – русские народные песни – так называемые топотушки, хлопушки - или песенные произведения в танцевальной ритмике популярного жанра, так же театрализованные песни.
4. Игры могут использоваться на внеклассных мероприятиях, КВН, праздниках в виде общих массовых игр (подробнее в сборнике «Современный хормейстер», вып. 1).