В программах воспитания и обучения дошкольников

с разными вариантами нарушений в развитии

Музыкальное воспитание в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением речи, зрения, слуха, задержкой психическо­го развития, умственной отсталостью, с нарушением опорно-дви­гательного аппарата является составной частью общей системы обучения и воспитания детей и имеет коррекционно-развивающую направленность. Структура и содержание раздела программ «Музыкальное воспитание» отражают специфику того или иного варианта нарушения в развитии ребенка.

Материалы раздела «Музыкальное воспитание» распределяют­ся по основным видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения) и по возра­стным этапам. В разделе обозначается основная форма музыкаль­ной деятельности — музыкальное занятие.

В основе программы по музыкальному воспитанию для детей с проблемами лежат общие для детей с разной патологией развития принципы:

1. Принцип целенаправленности педагогического процесса. Соблю­дение данного принципа основывается на общих целях воспита­ния и развития личности ребенка, которые соотносятся с целями и задачами коррекционно-образовательной работы и предполага­ют создание условий для реализации программы коррекционной работы в соответствии с особенностями и спецификой наруше­ний в развитии.

2. Принцип целостности и непрерывности педагогического про­цесса. Он обеспечивается единством социально-нравственного, общекультурного развития личности, ориентирован на особенности развития личности ребенка с проблемами. Непрерывность образо­вательного процесса не только обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности ребенка, но и предпола­гает дифференциацию содержания в зависимости от уровня раз­вития ребенка и характера нарушения.

3. Принцип гуманистической направленности педагогического про­цесса. Он состоит в признании самоценности личности и созда­нии условий для ее гармонического развития, предъявлении к ребенку разумных и посильных требований.

4. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности обуче­ния и воспитания. Данный принцип предполагает построение обра­зовательного процесса на основе максимального использования зоны актуального развития ребенка и ориентации на «зону ближайшего развития» и обеспечивается специальными технологиями, отражен­ными в содержании, методах и организационных формах.

5. Принцип личностно-деятельностного подхода в воспитании и обучении. Личность ребенка с проблемами рассматривается как субъект, формирование которого осуществляется в деятельности, в общении с другими людьми.

6. Принцип художественно-коррекционного воздействия. Он пред­полагает использование художественно-коррекционных техноло­гий, направленных на решение задач художественно-эстетиче­ского развития детей и одновременно коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений в развитии средствами музыки.

В разделе «Музыкальное воспитание» даются музыкально-об­разовательные сведения общего характера (музыка всегда о чем-то рассказывает; она имеет свой «язык», средства выразительно­сти, которые передают ее содержание, чувства, настроение чело­века; музыка создается композиторами и народом). В подразделах («Восприятие музыки», «Пение», «Движения под музыку») зало­жены сведения о конкретных видах этой деятельности: в подраз­деле «Пение» — о вокально-хоровых навыках, в подразделе «Дви­жения под музыку» — даны понятия о музыкально-ритмических навыках и основах выразительных движений (танцевальных, об­разных, гимнастических с предметами и без них, пространствен­ных перестроениях).

Программы включают в себя перечень практических умений, которыми дети должны овладеть при слушании музыки, пении, выполнении движений под музыку, игре на инструментах.

Структурная и содержательная сторона программ по музыкаль­ному воспитанию детей с разными вариантами нарушений имеет свои особенности, которые определены характером имеющихся нарушений в развитии детей.

Так, в программе обучения и воспитания детей с нарушением слуха (слабослышащих) в разделе «Музыкальное воспитание» введен подраздел «Развитие слухового восприятия», разделе «Пение» заменен разделом «Развитие голоса, ритмическая стимуляция и хоровая декламация».

В этом подразделе определены возможности речевой деятель­ности таких детей, которые могут развиваться в процессе ритмо-декламации, хоровой декламации, перечислены ритмические на­выки, которыми ребенок может овладеть посредством игры на музыкальных инструментах. В разделе «Движения под музыку» особо выделены ориентировка в пространстве, согласование движений с речью, передача темпа, ритма и других средств музыкальной выразительности.

В программе обучения и воспитания для умственно отсталых demetiss разделе «Музыкальное воспитание» помимо основных ви­дов музыкальной деятельности (восприятия, пения, движений под музыку) особо выделяется подраздел «Музыкально-дидактиче­ские игры», которые способствуют сенсорному развитию детей данной категории. Программные задачи по видам деятельности подкрепляются музыкальным репертуаром, конкретизирующим работу с детьми.

Наши рекомендации