В программах воспитания и обучения дошкольников
с разными вариантами нарушений в развитии
Музыкальное воспитание в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением речи, зрения, слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью, с нарушением опорно-двигательного аппарата является составной частью общей системы обучения и воспитания детей и имеет коррекционно-развивающую направленность. Структура и содержание раздела программ «Музыкальное воспитание» отражают специфику того или иного варианта нарушения в развитии ребенка.
Материалы раздела «Музыкальное воспитание» распределяются по основным видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения) и по возрастным этапам. В разделе обозначается основная форма музыкальной деятельности — музыкальное занятие.
В основе программы по музыкальному воспитанию для детей с проблемами лежат общие для детей с разной патологией развития принципы:
1. Принцип целенаправленности педагогического процесса. Соблюдение данного принципа основывается на общих целях воспитания и развития личности ребенка, которые соотносятся с целями и задачами коррекционно-образовательной работы и предполагают создание условий для реализации программы коррекционной работы в соответствии с особенностями и спецификой нарушений в развитии.
2. Принцип целостности и непрерывности педагогического процесса. Он обеспечивается единством социально-нравственного, общекультурного развития личности, ориентирован на особенности развития личности ребенка с проблемами. Непрерывность образовательного процесса не только обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности ребенка, но и предполагает дифференциацию содержания в зависимости от уровня развития ребенка и характера нарушения.
3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. Он состоит в признании самоценности личности и создании условий для ее гармонического развития, предъявлении к ребенку разумных и посильных требований.
4. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности обучения и воспитания. Данный принцип предполагает построение образовательного процесса на основе максимального использования зоны актуального развития ребенка и ориентации на «зону ближайшего развития» и обеспечивается специальными технологиями, отраженными в содержании, методах и организационных формах.
5. Принцип личностно-деятельностного подхода в воспитании и обучении. Личность ребенка с проблемами рассматривается как субъект, формирование которого осуществляется в деятельности, в общении с другими людьми.
6. Принцип художественно-коррекционного воздействия. Он предполагает использование художественно-коррекционных технологий, направленных на решение задач художественно-эстетического развития детей и одновременно коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений в развитии средствами музыки.
В разделе «Музыкальное воспитание» даются музыкально-образовательные сведения общего характера (музыка всегда о чем-то рассказывает; она имеет свой «язык», средства выразительности, которые передают ее содержание, чувства, настроение человека; музыка создается композиторами и народом). В подразделах («Восприятие музыки», «Пение», «Движения под музыку») заложены сведения о конкретных видах этой деятельности: в подразделе «Пение» — о вокально-хоровых навыках, в подразделе «Движения под музыку» — даны понятия о музыкально-ритмических навыках и основах выразительных движений (танцевальных, образных, гимнастических с предметами и без них, пространственных перестроениях).
Программы включают в себя перечень практических умений, которыми дети должны овладеть при слушании музыки, пении, выполнении движений под музыку, игре на инструментах.
Структурная и содержательная сторона программ по музыкальному воспитанию детей с разными вариантами нарушений имеет свои особенности, которые определены характером имеющихся нарушений в развитии детей.
Так, в программе обучения и воспитания детей с нарушением слуха (слабослышащих) в разделе «Музыкальное воспитание» введен подраздел «Развитие слухового восприятия», разделе «Пение» заменен разделом «Развитие голоса, ритмическая стимуляция и хоровая декламация».
В этом подразделе определены возможности речевой деятельности таких детей, которые могут развиваться в процессе ритмо-декламации, хоровой декламации, перечислены ритмические навыки, которыми ребенок может овладеть посредством игры на музыкальных инструментах. В разделе «Движения под музыку» особо выделены ориентировка в пространстве, согласование движений с речью, передача темпа, ритма и других средств музыкальной выразительности.
В программе обучения и воспитания для умственно отсталых demetiss разделе «Музыкальное воспитание» помимо основных видов музыкальной деятельности (восприятия, пения, движений под музыку) особо выделяется подраздел «Музыкально-дидактические игры», которые способствуют сенсорному развитию детей данной категории. Программные задачи по видам деятельности подкрепляются музыкальным репертуаром, конкретизирующим работу с детьми.