Совершенстование умений педагогов
(задачи и некоторые советы)
Безусловно, успех в музыкально-ритмическом развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен движением под музыку и владеет выразительным движением. К сожалению, многие взрослые со временем утрачивают не только ловкость, гибкость и грациозность движений, но и саму потребность в них. При этом появляется желание посидеть и понаблюдать за детьми, а не двигаться вместе с ними. В результате значительно снижается не только двигательная активность взрослых, но и детей, поскольку педагоги стремятся использовать в работе больше спокойных игр и заданий, не требующих интенсивных движений. Таким образом, со временем педагоги не в состоянии показать детям пример в танцах и играх, а дети, не имея достаточной тренировки в движениях, также становятся неловкими.
Можно привести и обратный пример, когда педагог по ритмике сам прекрасно владеет движением и нацелен на эффективный результат в обучении детей, но при этом не уделяет достаточного внимания развитию менее одаренных учеников, от которых сразу трудно добиться эффекта в исполнении танцев.
Противостоять этому можно только одним путем — проводить совместные занятия детей и взрослых, развивающие и тренирующие как учеников, так и педагогов, формирующие у воспитателей осознанное отношение к самому процессу движения, умение анализировать глубинные процессы, внешне проявляющиеся в мимике и пантомимике. На это и ориентирована наша программа, которая предполагает как совершенствование исполнительских способностей взрослых, так и ориентацию на развитие педагогического мышления, расширение кругозора, привитие общей и музыкальной культуры.
Итак, для педагогов наиболее актуальными являются следующие задачи:
1. Совершенствование двигательных навыков и умений:_______
а) развитие и совершенствование всех видов движений, которые предлагаются детям, умение выполнять их легко и выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой; б ) обогащение двигательного опыта — использование разнообразных исходных положений, двигательных комбинаций; . в) освоение обширного и разнообразного музыкально-ритмического репертуара (не менее 50 композиций, а желательно до 100 и более пластических миниатюр).
2. Совершенствование музыкальности:работа над исполнительской техникой
(владение музыкальным инструментом), постоянно обогащать свой репертуар
разнообразными произведениями — например, вальсы Ф.Шопена, Ф.Шубер
та, пьесы В.Гаврилина, М.Дунаевского и пр. Следить, чтобы в процессе испол
нения произвольно, для удобства в движении, не менялся темп, не появлялись
лишние акценты и аккорды и т.д. Стремиться к выразительности исполнения
музыки, к тому, чтобы само исполнение стимулировало выразительность и точ
ность движений детей.
При подборе музыки в записи стремиться к расширению круга произведений, включать в работу с детьми шедевры мирового музыкального искусства (произведения П.Чайковского,Ж.Бизе, Э.Грига, М.Мусоргского, В.Моцарта, И.Баха, К.Сен-Санса и пр.), выбирая эти произведения как приоритетные по сравнению с современными эстрадными мелодиями и шлягерами.
Совершенствование умения анализировать формуи содержание музыкального произведения, слышать и видеть разнообразные варианты исполнительской интерпретации через восприятие изменения характера музыки.
3. Развитие творческих способностей:
развитие творческого мышления, воображения и фантазии; развитие способности "видеть" и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации;
развитие способности к педагогической импровизации в процессе интеграции музыкального движения с другими видами художественно-творческой деятельности на занятиях;
воспитание потребности вести постоянный творческий поиск, вносить новое в свою работу из других областей науки и искусства (например, фольклора, классического искусства, изучения наследия музыкантов и педагогов и т.д.); постоянно заниматься в творческих группах, студиях и объединениях;
развитие художественного вкуса на основе постоянного пополнения впечатлений — в театрах, музеях, в общении с творческими людьми.
4. Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений:
развитие профессиональной рефлексии, т.е. умения адекватно анализировать результаты собственной деятельности, собственного творчества, а также эффективности работы других педагогов;
совершенствование умения диагностировать музыкальное, психомоторное развитие детей, пользуясь педагогическими методами исследования;
развитие умения оценивать проявления детей в движениях под музыку, точно определяя параметры и критерии оценки;
умение предоставлять детям инициативу в творческих проявлениях, наблюдать и замечать в них оригинальность и одаренность, а также и тревожные симптомы;
умение организовать опытно-экспериментальную работу в образовательном учреждении, анализировать и обобщать ее результаты;
развитие коммуникативной культуры, умений пропагандировать педагогические и музыковедческие знания среди родителей и других педагогов.
Для педагогов важно владеть музыкально-ритмическим материалом не только как средством эстетического и двигательного развития детей, но и как своеобразным психотренингом. Поскольку движения, мимика — это внешние проявления
внутреннего состояния ребенка, необходимо научиться понимать и адекватно оценивать эти проявления, а также, если нужно, и корректировать их, подбирая специальные двигательные упражнения и музыку (об этом более подробно — в методических рекомендациях). Поэтому педагог, работающий по данной программе, становится со временем практическим психологом, использующим специфические средства музыки и движения для диагностики развития детей, коррекции их поведения и состояния (см. прил. 3).
Умение подбирать музыку и двигательные упражнения соответственно возрастным возможностям детей и поставленным целям — непростая задача. Поэтому мы предлагаем ориентиры, критерии в подборе музыки и движений.
Требования к подбору музыки
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:
• небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);
• умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;
• 2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;
• музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера — "дождик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших).
Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).
Подбирая музыку для ритмических композиций, необходимо стремиться к разнообразию стилей и жанров, поэтому важно включать такие произведения, как:
• детские песнисовременных российских композиторов: Г. Струве, В.Шаинско-го, Б.Савельева, Гр. Гладкова и др.;
• народные мелодии:"Калинка", "Светит месяц" и др.;
• эстрадные мелодии(например, пьесы А.Петрова из кинофильмов, музыкальные произведения в исполнении оркестра Поля Мориа: "Под музыку Вивальди", "Жаворонок", Фр. Гойи — "Сиртаки", "Цыганские напевы" и др.);
• классические произведения: "Впещере горного духа" Э.Грига, "Аквариум" К.Сен-Санса, "Менуэт" Л.Боккерини, "Вечерняя серенада" Ф.Шуберта, "Итальянская полька" С.Рахманинова и др.
Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные пред-
почтения к музыке, формирует художественный вкус. Поэтому так важен строгий отбор музыкальных произведений для занятий ритмикой. Иногда педагоги небрежно относятся к музыкальному сопровождению, подбирая примитивные современные шлягеры или обрывая звучание музыки (если она звучит слишком долго). Это недопустимо, поскольку в детском возрасте закладывается фундамент музыкальной культуры личности и подобные явления портят художественный вкус ребенка.
В нашей программе музыка — это не фон, не просто удобный ритм, а средство приобщения детей к музыкальному искусству, и от того, какие впечатления ребенок получит в детстве, во многом зависит его дальнейшее эстетическое развитие. Кроме того, специальный подбор музыки позволяет интегрировать различные задачи художественного воспитания (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, обучению игре на инструменте).
Одна из особенностей программы "Ритмическая мозаика" — это использование фонограммы на занятиях. Целесообразность грамзаписи диктуется, с одной стороны, задачей знакомства детей с разнообразным звучанием музыкальных произведений, исполняемых на различных музыкальных инструментах, а с другой стороны — наиболее частой практикой работы педагогов без аккомпаниаторов и необходимостью осуществлять показ в процессе разучивания движений. На этапе развития способности к пластической импровизации эффективнее использовать непосредственное, "живое" звучание музыки, которое более эмоционально воздействует на слушателя. В программе праздничных утренников мы также рекомендуем использовать преимущественно "живую" музыку и, по-возмохсности, инструментальный аккомпанемент музыкального руководителя (см. в прил. 5 ноты к танцам для детских праздничных утренников).
Требования к подбору движений
В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке,а также быть:
• доступнымидвигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
• понятнымипо содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);
• разнообразными, нестереотипными,включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.
Характеризуя доступность ритмической композиции в целом, необходимо проанализировать следующие параметры:
• координационную сложность движений;
• объем движений;
• переключаемость движений;
• интенсивность нагрузки.
Интенсивностьнагрузки зависит от темпамузыкального произведения и от подбора движений.Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствуют быстрый бег, прыжки. Нагрузочными также являются подскоки, галопы, прыжки, приседания, выполняемые в умеренно быстром темпе. ТЛисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений соответственно темпу музыки:
• быстрый бег — 160 акцентов в минуту;
• подскоки, галоп — 120-150 акцентов в минуту; г
• маховые движения — 80-90 акцентов в минуту;
• наклоны — 70 акцентов в минуту;
• повороты, наклоны головы, растягивания — 40-60 акцентов в минуту.
Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Педагог должен соотнести все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка. Но важно также ориентироваться и на средние показатели уровня развития детей в группе.
Критерии определения доступности музыкально-ритмических упражнений
Обобщая вышеизложенные требования к подбору музыки и движений, мы определили следующие критерии доступности композиций в соответствии с 1, 2 и 3 уровнями сложности, а именно:
1. Доступность музыкально-игрового образа(понятные и близкие детям образы игрушек, домашних животных и т.д. в соответствии с возможностями младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, а также представлениями об окружающем младших школьников).
2. Доступность музыки:
по объему (продолжительность звучания до 2,5 минут в композициях 1-го уровня сложности и до 3,5 минут — 3-го уровня сложности);
по темпу (умеренно быстрый — умеренно медленный для 1-го уровня, быстрый для 2-го и разнообразный — с ускорениями и замедлениями — для 3-го уровня сложности);
по форме (2-3-частная форма с контрастными по звучанию частями для 1-го уровня, с менее контрастными по звучанию частями для 2-го уровня и сложная по структуре форма — вариации, рондо и т.д. — для 3-го уровня сложности);
по характеру ритмического рисунка (от воспроизведения ритмической пульсации и сильной доли — для 1-го уровня к воспроизведению несложных ритмических рисунков (ти-ти-та) — для 2-го уровня и к разнообразным пунктирным и синкопированным ритмам — для 3-го уровня сложности).
3. Доступность движений:
по объему (4-5 двигательных элементов для 1-го уровня сложности, 6-8 элементов — для 2-го уровня и многообразие двигательных элементов — для 3-го уровня);
по интенсивности (нагрузочности) движений:
1-й уровень — небольшая,
2-й уровень — средняя,
3-й уровень — высокая нагрузка;
по сложности для исполнения с точки зрения координации, ловкости, точности или гибкости, пластичности движений.
Критерии доступности, безусловно, относительны. Они не всегда связаны с технической сложностью, иногда при определении уровня сложности мы опирались на трудность пластического выражения образа (например, композиция "Два Барана" или "Кошка и Девочка", в которых самым сложным является умение быстро перевоплощаться и изображать характер персонажа).