Особые звуковые эффекты на фортепиано
Всем хорошо известный музыкальный инструмент — фортепиано не нуждается в специальном описании. Однако в последнее время композиторы все чаще стали прибегать к особым звуковым эффектам, расширяющим сферу использования фортепиано в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве.
Прежде всего следует упомянуть об особым образом «подготовленном» рояле. Фундаментальная подготовка (требующая изрядной затраты времени и труда) заключается в том, что на молоточки инструмента накалываются кнопки, сообщающие звучанию бряцающий (клавесинный) оттенок; облегченная подготовка ограничивается наложением на струны листов плотной бумаги, цепочек или каких-либо иных зудящих, звенящих и тому подобных предметов.
Весьма распространенным приемом становится игра непосредственно по струнам открытого рояля путем защипывания их пальцами (или плектром), либо проводят по ним glissando, а то и попросту ударяют по басовым струнам колотушкой от большого барабана.
Абсолютно ударными эффектами являются всевозможные многозвучные кластеры — от извлекаемых ладонями и локтями до резких наложений на клавиши специально изготовляемых планок. Известен случай наложения длинной двухрядной планки одновременно на все 88 клавиш фортепиано; этот ни с чем не сравнимый эффект производил ошеломляющее впечатление и по силе звука занимал одно из первых мест среди ударных звучаний.
Не остались без внимания и резонансные возможности фортепиано.
Один из таких эффектов достигается громкой игрой на каком-нибудь (преимущественно медном) инструменте в непосредственной близости от рояля с поднятой крышкой и нажатой правой педалью: ответное звучание струн рояля создает впечатление реверберации — большого акустического пространства.
В противоположность ударным — аликвотные звучания фортепиано чрезвычайно нежны. Техника их извлечения слагается из
<стр. 211>
двух элементов: резкого удара sforzando по одной из клавиш преимущественно низкого регистра и беззвучного нажатия другой — вышележащей. При расстоянии между ними, равном октаве, аликвотное звучание будет также равно октаве от ударяемой клавиши; если это расстояние будет равно квинте, то аликвотное звучание будет на дуодециму выше ударяемой клавиши; соответственно на расстоянии кварты извлекается двухоктавный призвук, а на расстоянии большой терции возникает аликвотное звучание, соответствующее пятому обертону натуральной шкалы, то есть двумя октавами плюс большая терция от основного тона (ударяемой клавиши) [1].
Нижеприведенная схема аликвотных звучаний, отсчитанная от С большой октавы, демонстрирует простейшую комбинацию, которая в одновременном сочетании с другими ей подобными может лечь в основу весьма сложных гармонических комплексов.
Само собой разумеется, что, в то время как ударные эффекты, достижимые на фортепиано, уместны лишь в forte и fortissimo, резонансные звучания, наоборот, прослушиваются лишь в абсолютной тишине[2].
[1] Нетрудно усмотреть прямую связь с практикой получения флажолетов на струнных инструментах (см. описание на с. 15-20).
[2] Поскольку в соответствующих главах были описаны такие, в сущности, ударные эффекты, как-то: постукивание смычком по корпусу струнных инструментов или же пощелкивания по резонансному ящику арфы, нельзя обойти молчанием аналогичные приемы, изредка применяемые и на фортепиано: отдельные удары и целые ритмические формулы, выбиваемые ладонями по крышке инструмента.
<стр. 212>
Примерное распределение ударных инструментов между исполнителями
Исполнители на ударных инструментах (кроме литавриста) обычно разделяются следующим образом: один исполнитель играет на мелких инструментах (малом барабане, бубне, треугольнике); другой — на крупных (тарелках, большом барабане, тамтаме). При наличии колокольчиков и ксилофона добавляется третий исполнитель, который в промежутках помогает играть на инструментах, находящихся в ведении других музыкантов, если в этом встречается надобность.
По мере увеличения количества ударных инструментов растет и число играющих на них музыкантов. При этом, если композитор сам не определил, кто на чем играет, могут встретиться комбинации, когда требуется одновременная игра двух или более инструментов, обычно находящихся в вéдении одного музыканта. Поэтому композитору лучше самому заранее предусмотреть нужное число исполнителей и в соответствии с этим группировать ударные инструменты, дублируя в случае необходимости некоторые из них репликами, вписанными другим исполнителям. Эта дополнительная забота обеспечит точное исполнение всего написанного композитором.
Вот как это может выглядеть на практике.
Если предполагаются два исполнителя (для партитур с малой нагрузкой ударной группы), то первый исполнитель будет занят игрой на треугольнике, малом барабане, бубне, колокольчиках, ксилофоне (дополнительно ему могут быть вписаны тарелки), второй исполнитель — на тарелках, большом барабане, тамтаме (дополнительно могут быть вписаны треугольник и бубен).
Если предполагаются три исполнителя, то первый будет играть на треугольнике, кастаньетах, бубне, ксилофоне, колокольчиках (дополнительно могут быть вписаны тарелки), второй исполнитель — на малом барабане, колоколах [1] (дополнительно могут быть
[1] Для колоколов желательно выписывать отдельную партию, так как часто этот инструмент ставится вдали от остальных ударных и имеет отдельный пульт.
<стр. 213>
вписаны треугольник и бубен), третий — на тарелках, большом барабане, тамтаме (дополнительно может быть вписан треугольник)
Если предполагаются четыре исполнителя (для партитур с очень большой нагрузкой ударных инструментов), то их можно распределить так: первый исполнитель будет играть на колокольчиках, ксилофоне (дополнительно могут быть вписаны треугольник и бубен), второй — на треугольнике, кастаньетах, бубне (дополнительно могут быть вписаны тарелки), третий — на малом барабане, колоколах (дополнительно могут быть вписаны треугольник и бубен), четвертый — на тарелках, большом барабане, тамтаме (дополнительно может быть вписан треугольник).
В тех же случаях, когда ударные играют значительную, иногда ведущую роль, они записываются в виде «партитуры в партитуре» сгруппированными не только по звуковысотности, но и по способу звукоизвлечения. Именно тогда мы и встречаемся с записью, когда штили на общей вязке пронизывают целые системы «ниток», отображая игру одного исполнителя на нескольких инструментах. Вот пример подобной записи:
<стр. 214>