Деревянные духовые инструменты
Общие сведения
Деревянные духовые инструменты представляют собой полые трубки, сделанные из особых сортов плотного дерева (или иногда из металла, как, например, флейты современных конструкций и саксофоны). Трубки, в зависимости от типа инструмента, делают цилиндрического, конического или обратно-конического сечения.
Составляются они из нескольких частей (2, 3, 4-х и более), разнимаемых после игры для удобства хранения инструмента в футляре.
Звучащим телом в деревянных духовых инструментах является столб воздуха внутри трубки, приводимый в колебание путем вдувания воздушной струи через специальный возбудитель вибрации — язычок (трость) или через отверстие в головке инструмента.
<стр. 73>
По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:
1) Губные (лабиальные), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие (labium [1]) в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки.
К такому типу инструментов относится флейта.
2) Язычковые (лингвальные [2]), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укрепленный в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри трубки инструмента.
К такому типу инструментов относятся гобой, кларнет, саксофон и фагот.
Столб воздуха внутри трубки при колебании образует, по аналогии со струной, узлы и пучности, называемые сгущениями и разрежениями.
Так же как и струну, столб воздуха можно заставить вибрировать целиком, двумя половинами, тремя третями, четырьмя четвертями и т. д., то есть его можно делить на некоторое количество равных, одинаково звучащих частей. Деление столба воздуха на части зависит от интенсивности вдувания. Чем больше напряжены губы, тем более тонкая струя воздуха вдувается в трубку, и тогда на большее количество частей разделится столб воздуха в трубке.
Последовательное деление воздушного столба на части дает ту же самую натуральную шкалу, которую мы получаем на струне.
Столб воздуха, звучащий целиком, дает основной тон.
Столб воздуха, разделенный на две половины, дает 2-й натуральный звук (октава от основного тона).
Столб воздуха, разделенный на три трети, дает 3-й натуральный звук (октава + квинта от основного тона).
Столб воздуха, разделенный на четыре четверти, дает 4-й натуральный звук (две октавы от основного тона) и т. д.
Деление столба воздуха более чем на пять частей в деревянных духовых инструментах малоупотребительно.
[1] Labium (лат.) — губы. Иногда, в соответствии с русским названием дульце, инструменты этого типа называют дульцевыми.
[2] Lingua (лат.) — язык.
<стр. 74>
Переход с одного обертона на другой называется передуванием и осуществляется изменением напряжения губ. На кларнете, гобое и фаготе существуют специальные «октавные» клапаны, помогающие совершить передувание.
Принцип игры на деревянных духовых инструментах основывается на укорочении звучащего столба воздуха путем открывания отверстий, расположенных вдоль по стволу трубки инструмента на определенных расстояниях друг от друга. Отверстия по своему устройству и назначению делятся на три группы:
1) Основные отверстия, дающие основной диатонический звукоряд инструмента. Отверстия эти закрываются 4, 3, 2-м пальцами правой и левой рук. На инструментах современных конструкций эти отверстия обычно прикрыты кольцами (так называемыми очками), которые чуть приподняты над отверстиями и соединены со специальными корректирующими клапанами инструмента. Очки помогают точнее крыть пальцами звуковые отверстия:
Все основные отверстия выше извлекаемого тона при основной аппликатуре должны быть закрыты пальцами.
2) Отверстия с клапанами, находящимися в закрытом состоянии и открывающимися при нажатии:
Эти клапаны дают альтерированные тона, не входящие в состав основного диатонического звукоряда. Берутся они по мере необходимости свободными пальцами. Для того чтобы можно было извлечь один и тот же звук различными способами, то есть разными пальцами той или другой руки, на инструменте делают несколько клапанов одинакового действия.
<стр. 75>
3) Отверстия с клапанами, находящимися в открытом состоянии и закрывающимися при нажатии:
Эти клапаны называются добавочными, они дают самые низкие звуки инструмента. Их бывает от двух до семи. При нажатии клапана отверстие закрывается, и тем самым удлиняется звучащий столб воздуха. Этими клапанами управляют мизинцы обеих рук (у фаготов — большие пальцы обеих рук).
Как было сказано выше, кроме указанных отверстий у гобоя, кларнета и фагота имеются так называемые октавные клапаны (у кларнета этот клапан должен был бы называться квинтовым), представляющие собой отверстия весьма малого размера, которые открывают для того, чтобы помочь осуществить передувание. Они находятся со стороны, противоположной основным отверстиям, и клапаны их нажимаются большим пальцем левой руки.
Флейта, гобой и фагот принадлежат к так называемым «октавирующим» инструментам, так как они дают все натуральные звуки — как четные, так и нечетные. Употребляются из них, естественно, октавные по отношению к основному тону (то есть 2-й и 4-й), которые берутся на флейте особым положением губ, как было указано выше, а на гобое и фаготе — с помощью октавных клапанов [1].
Аппликатура для октавного обертона применяется в общем та же, что и для основного тона (с некоторым усложнением на фаготе), только весь звукоряд будет звучать на октаву выше.
Если в октавирующих инструментах процесс деления звучащего юла (столба воздуха) и его укорочение полностью напоминают принцип флажолетов на струне и не нуждаются в особом пояснении, то иначе обстоит дело с инструментами «квинтирующими» (кларнетом), то есть с инструментами, на которых четные обертоны не возникают, а при передувании звучит сразу 3-й обертон (квинта через октаву от основного тона).
[1] Здесь и далее для обозначения тонов натуральной шкалы (кроме основного тона) употребляется термин обертоны.
<стр. 76>
В силу цилиндрического сечения трубки в кларнете устанавливается колебательное движение столба воздуха, подобное закрытым трубам, то есть с разрежением (узлом) у одного конца трубки и сгущением (пучностью) у другого, тогда как во флейте, гобое и фаготе при колебании столба воздуха сгущение (пучность) образуется с обоих концов трубки, а разрежение (узел) — в ее середине. Поэтому звучащий столб воздуха у кларнета путем отражения как бы сложен вдвое по сравнению с флейтой, гобоем и фаготом, то есть он в два раза длиннее трубки инструмента, тогда как у флейты, гобоя и фагота звучащий столб воздуха равен длине инструмента.
Схему делений звучащего столба воздуха в октавирующих и квинтирующих инструментах можно представить следующим образом:
В октавирующих инструментах:
В квинтирующих инструментах:
<стр. 77>
Как видно из схемы, в трубке квинтирующего инструмента всегда помещается либо ½ целого, либо 1 ½ трети, либо 2 ½ пятых длины воздушного звучащего столба, а так как такая же длина столба отражается обратно, то в целом это дает 1/1, либо 3/3, либо 5/5 длины воздушного столба, то есть последний всегда бывает вдвое больше длины трубки инструмента.
Трости язычковых деревянных духовых инструментов изготовляются из специальных сортов камыша и отличаются большой упругостью. Они бывают двух видов: одинарные и двойные.
Одинарная трость (употребляется для кларнета и саксофона) представляет собой лопаточку, закрывающую отверстие в «клюве» инструмента, оставляя в нем лишь узкую щель.
При вдувании воздуха трость, вибрируя с огромной частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в «клюве» инструмента.
Вибрация трости передается столбу воздуха внутри трубки инструмента, который также начинает вибрировать.
Двойная трость (употребляется для гобоя и фагота) не нуждается в «клюве», так как она сама состоит из двух тонких пластиночек, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими.
<стр. 78>
Флейта
(um. — Flauto, -ti; фр. — Flute, -es; нем. — Flöte, -en)
Флейты известны с незапамятных времен у всех народов. Принцип извлечения звука из полой, закрытой с одного конца трубки путем вдувания струи воздуха касательно срезанному краю подсказан, видимо, самой природой (звучание срезанной камышинки под действием ветра).
Вначале изготовлялись прямые флейты (флажолеты, флейты с наконечниками, которые держали при игре прямо вниз, как кларнеты и гобои). Косые или поперечные флейты, которые держат под прямым углом к вдуваемой струе воздуха, появились в Европе в средние века, но были усовершенствованы до возможности использования их в концертной практике лишь к концу XVII века.
Первоначально флейты имели шесть основных отверстий, дававших диатонический звукоряд: d1, e1, fis1, g1, a1, h1, cis1.
Затем появился 1-й хроматический клапан dis1, а к концу XVIII века окончательно оформились все остальные хроматические клапаны (f1, gis1, b1, c2).
Если вначале длина трубки флейты соответствовала звуку d1, то затем она была несколько удлинена, и при помощи закрывающихся клапанов стало возможным получить более низкие звуки: cis1, c1, h.
В 1832 году флейта была усовершенствована флейтистом Т. Бёмом в отношении сечения трубки и конструкции системы клапанов; кроме того, им были сделаны различные дополнения в механизме инструмента.
Сущность бёмовской системы вкратце заключается в следующем: если флейта прежней конструкции трактовалась как инструмент диатонический и ее основные отверстия давали гамму D-dur, а хроматические полутоны получались путем открывания боковых дополнительных клапанов, то в конструкции Бёма грань между основными отверстиями и дополнительными клапанами в значительной мере стерлась, ибо все отверстия были вынесены в один ряд и прикрыты клапанами. Правда, клапаны эти неоднородны: диатонические, соответствующие гамме C-dur, находятся в открытом состоянии, и их надо закрывать, в то время как хроматические полутоны надо извлекать путем открывания закрытых клапанов, находящихся между первыми.
<стр. 79>
При игре на флейте бёмовской конструкции заняты 9 пальцев (4 пальца правой руки и 5 пальцев левой). Механика Бёма богата различными корректирующими рычагами, автоматически закрывающими те или иные комбинации клапанов при нажатии на один из них; она оказала сильное влияние на конструкцию кларнетов и гобоев, а в некоторых случаях даже полностью перешла на них.
В настоящее время флейта представляет собой трубку цилиндрического сечения, которая составляется из трех мастей. В верхней ее части — головке — находится отверстие с острыми краями (части со специальной, возвышающей края накладкой), касательно которому вдувается воздух. Одна сторона головки закупорена выдвижной пробкой, служащей для подстройки инструмента. Пробкой регулируется не только абсолютная высота строя инструмента, но в какой-то степени и звуковысотные соотношения между тонами звукоряда флейты.
Настройка инструмента по оркестровому камертону достигается, кроме того, путем некоторого выдвижения всей головки.
На средней части флейты расположены все основные, находящиеся в открытом состоянии клапаны, на которых заняты 9 пальцев, участвующих в игре на этом инструменте [1].
Большой палец правой руки лишь поддерживает флейту с противоположной звуковым отверстиям стороны.
На нижней части флейты находятся лишь два (редко три) клапана, закрываемых мизинцем правой руки.
Струя воздуха, направленная на край отверстия, находящегося в головке флейты, рассекается и заставляет вибрировать столб воздуха в трубке. Такой способ вдувания требует большого расхода воздуха, так как его очень много уходит мимо инструмента, особенно при извлечении нижних звуков, для чего необходимо вдувать более широкую струю воздуха.
[1] У флейтистов все открытые клапаны называются крышками; собственно клапанами называются только закрытые. В крышках некоторых современный инструментов делаются иногда небольшие дырочки, соответствующие полузакрыванию отверстий во флейтах прежних конструкций (см. с. 90 и 109).
<стр. 80>
Поэтому на флейте продолжительные выдержанные ноты менее удобны и легки, чем на деревянных духовых инструментах с тростями.
Особенно непродолжительны звуки в forte, где требуется дать наиболее сильную струю воздуха (то есть еще быстрее его израсходовать).
Расход воздуха при игре на флейте можно себе представить следующим образом.
Наибольшее количество воздуха расходуется для получения самых нижних нот (h, c1, cis1, d1), затем он несколько уменьшается и к ноте d2 становится наименьшим. Примерно с d3 (из-за интенсивности вдувания) расход воздуха начинает постепенно возрастать и к a3 и выше становится весьма ощутительным.
Самые высокие ноты c4, cis4 и d4 требуют уже очень большого расхода воздуха и сильного напряжения губ исполнителя.
Объем флейты в настоящее время равен четырем с четвертью октавам, от h до d4. Однако сейчас далеко не все флейты имеют h, и поэтому обязательным нижним звуком флейты надо считать c1. С другой стороны, два самых верхних звука выше c4 очень трудны и выходят далеко не на всех инструментах и не у всех исполнителей.
В современном оркестре необходимо учитывать, что клапан h в обязательном порядке должен быть только у второго флейтиста, а ноты cis4 и d4 следует поручать лишь в исключительных и крайне необходимых случаях в виде отдельных звуков ff (но не в пассажах), и то только первому флейтисту [1].
[1] Некоторые флейтисты ухитряются выдувать и es4, однако в практике исполнительства этот звук почти не применяется.
<стр. 81>
Регистры флейты
Тембр флейты на всем ее диапазоне весьма беден обертонами; отсюда его холодность и малая экспрессивность.
Основные данные аппликатуры
Основной аппликатурой бёмовской флейты на первом обертоне является аппликатура гаммы C-dur.
Нота c1 получается, если девятью пальцами закрыть все без исключения клапаны флейты, находящиеся в открытом состоянии.
Если отпустить мизинец правой руки и тем самым открыть сразу оба нижних клапана (или, при наличии клапана h, все три), то получится нота d1.
Если отпустить 4-й палец правой руки — получится нота e1.
Если отпустить 3-й палец правой руки — получится нота f1.
Если отпустить 2-й палец правой руки — получится нота g1 (или gis1 — это зависит от положения 5-го пальца левой руки).
Если отпустить 4-й (и 5-й) палец левой руки, то получится нота a1.
Если отпустить 3-й палец левой руки, то получится нота h1.
Если отпустить 2-й палец левой руки, то получится нота c2 (или cis2 — это зависит от положения большого пальца левой руки).
Хроматические полутоны между нотами основного звукоряда берутся освободившимися пальцами, открывающими промежуточные клапаны. Так, для получения ноты dis1 надо при аппликатуре d1
<стр. 82>
еще прижать мизинцем правой руки нижележащий рычажок находящегося рядом хроматического клапана. Для получения ноты gis1 надо сделать то же самое 5-м пальцем левой руки при аппликатуре g1 и т. д.
Само собой разумеется, что при этом остальные пальцы должны держать в закрытом состоянии все вышележащие клапаны. Аппликатура первого обертона полностью повторяется на втором обертоне, который берется передуванием.
Так как на бёмовской флейте достаточно самого легкого нажатия на тарелочку клапана, чтобы надежно закрыть не только нужное звуковое отверстие, но в некоторых случаях и целую комбинацию отверстий, то практически понятие удобной и неудобной тональности на современной флейте в значительной мере потеряло свой смысл.
На бёмовской флейте лишь условно можно считать, что большое количество диезов создает все же некоторое неудобство для беглой игры, в то время как бемольные тональности оказываются более соответствующими особенностям аппликатуры инструмента.
На флейте можно необычайно легко и с предельной скоростью исполнять одними губами скачки между 1-ми 2-м обертонами:
а также с небольшой помощью клапанов передувание из 2-го в 4-й обертон:
Выше (то есть при извлечении звуков 4-го обертона) аппликатура делается значительно сложнее, так как передуванию в 4-й обертон приходится помогать, приоткрывая те или иные выше- или нижележащие отверстия, используя их тем самым как добавочные октавные клапаны. Это напоминает прикосновения пальцев в местах 1/4 или 3/4 длины струны при получении квартовых флажолетов. Так, например, большинство нот 4-го обертона берется с обязательным прижатием мизинцем правой руки клапана dis1.
<стр. 83>
Все сказанное об аппликатуре выше d3 показывает, что при исполнении очень беглых и сложных пассажей в верхнем регистре флейты возникают некоторые трудности, которых не было в первой и второй октавах. Однако практически (если не писать чрезмерно трудно и неудобно) с этим можно почти не считаться. Это тем более справедливо, что на современной флейте существует такое количество дополнительных клапанов и различных комбинаций из них, что почти всегда можно найти более или менее удобный способ получения последовательностей, ранее считавшихся неисполнимыми.
Значительно сложнее использование трех нижних нот cis1, c1, h, так как на флейтах всех конструкций клапаны cis1 и c1 кроются мизинцем правой руки, причем в момент извлечения звука c1 необходимо держать закрытым и клапан cis1 (то есть приходится мизинцем правой руки крыть два клапана сразу).
Поэтому трель невозможна, так как скользить мизинцем с закрытого им же клапана cis1 на c1, не отпуская при этом предыдущего cis1, возможно только в очень медленном темпе. Вращающийся цилиндрический ролик, облегчающий скольжение с клапана на клапан, в этом случае помогает очень мало.
Для получения звука h (если есть клапан h) должны быть одновременно закрыты клапаны cis1 и c1.
Поэтому невозможна трель , ибо она требует от мизинца правой руки скольжения с cis1 на h через c1 (придерживая в момент закрытия h, cis1 и c1).
Трель: может быть исполнена только в очень медленном движении, так как все клапаны должны быть закрыты и лишь мизинец правой руки медленно передвигается через ролик с c1 на h [1].
Наконец, совершенно невозможна на флейтах всех конструкций трель: , для исполнения которой клапаны cis1и dis1 должны попеременно крыться мизинцем правой руки [1].
[1] На флейтах прежних конструкций клапан h закрывался мизинцем левой руки и поэтому данная трель была столь же удобоисполнима, как и на большинстве современных гобоев. Бёмовская конструкция, потребовав участия мизинца левой руки в основном звукоряде флейты, пожертвовала для этого клапаном h.
<стр. 84>
Все остальные трели довольно удобны и во всяком случае исполнимы, особенно при наличии на флейте специальных трельных клапанов, помогающих исполнять целый ряд полутоновых и тоновых трелей.
С увеличением интервала трель становится более трудной (например, tremolo в терцию и больше). Особенно затруднительно исполнение tremolo, в котором одна нота берется на одном обертоне, а другая на другом (то есть когда в tremolo участвует передувание). От применения таких tremolo в оркестровом письме следует воздержаться, чтобы не написать неисполнимых (если не пользоваться специальными таблицами tremolo, помещенными в некоторых учебниках). Есть опасность написать неисполнимое tremolo, если оно построено на чередовании альтерированных нот, не входящих в основной диатонический звукоряд.
Для написания естественной и безусловно удобной партии флейты (что только улучшит качество звучания) следует учесть все вышесказанные замечания, которые можно предугадать, понимая основные данные аппликатуры инструмента.
Техника игры на флейте
Legato на флейте менее продолжительно, чем на других деревянных духовых инструментах, из-за большего расхода воздуха. Особенно непродолжительны, как уже было указано, самые нижние и отчасти самые верхние ноты (тем более в forte). Это не отражается на обычных фразах небольшого дыхания, но при исполнении широких мелодий флейта дает значительно больше перерывов в мелодической линии, чем другие деревянные духовые инструменты. Поэтому не следует предъявлять к флейте требований, противоречащих ее природе, иначе исполнение будет натянутое и робкое.
<стр. 85>
Флейта мгновенно откликается на легчайшее дуновение (без передачи через трость), и это накладывает отпечаток на всю манеру исполнения, весьма гибкую в отношении штриховки и без ощутимой attacc’и (момента возникновения звука); звук у флейты возникает как бы сам собой.
Фразы и пассажи небольшого дыхания на флейте получаются с поразительной легкостью. Особенно хороши комбинации небольших легатных фраз самого прихотливого чередования.
Диатонические и хроматические гаммы, различные арпеджио получаются на флейте с предельной беглостью и непринужденностью; лишь кларнет может соперничать с ней в гибкости и подвижности легатной техники.
В стаккатной технике у флейты нет соперников. Кроме обыкновенного простого staccato — очень быстрого, так как звук на флейте, как уже было сказано, возникает мгновенно без передаточного аппарата (трости), — на флейте возможен поразительной стремительности прием двойного staccato [1] и почти столь же стремительное тройное staccato [2].
Двойное staccato разделяет языком каждый удар простого staccato на два удара: «ту-ку, ту-ку» и т. д. и поэтому особенно употребительно при быстро повторяющихся нотах:
Двойным staccato исполняются также четные по количеству нот фигуры, не обязательно построенные из повторяющихся нот:
Тройное staccato разделяет языком каждый удар простого staccato на три удара: «ту-ку-ту, ту-ку-ту» и т. д. и употребляется
[1] Иногда именуемое «двойным языком».
[2] Иногда именуемое «тройным языком».
<стр. 86>
для исполнения быстрых триольных фигур с повторяющимися и неповторяющимися нотами:
В сущности — это то же двойное staccato, но с повторяющимся первым ударом языка.
Оба эти эффекта не могут достигать большой силы звучания.
Кроме того, на флейте возможен своеобразный вид tremolo, называемый «фрулато» (ит. — frullato; нем. — Flatterzunge), как на одной ноте, так и в небольших пассажах:
Звучание frullato напоминает несколько приглушенный милицейский свисток; достигается оно быстрой вибрацией кончика языка либо гортани (прием «полоскания горла»).
Из всего вышесказанного очевидно, что флейте свойственны комбинации легатных и стаккатных пассажей самой прихотливой штриховки, скачки (особенно октавные), быстрые смены регистров и неширокие светлые мелодические фразы, более прозрачные, но менее экспрессивные, чем у кларнета или гобоя [1].
Если не затруднять исполнение неудобными тональностями, то блеск звучания флейты будет максимальным. В forte примерно до ноты: флейта слабее гобоя и кларнета и не может уравновесить их в аккордовом сочетании.
Следует также учесть, что стаккатная техника флейты несколько медленнее в самом нижнем регистре, чем в среднем и верхнем, а также замедленна и в высочайшем регистре.
[1] Сошлемся, однако, на примеры широких мелодий большого дыхания для флейты: «Ария» Баха, «Мелодия» Глюка.
<стр. 87>
Исполнение в регистре: медленнее, чем в: , а вновь уступает по быстроте среднему и нормальному высокому регистру. Иными словами, техника на флейте наиболее блестяща именно в тех регистрах, где губы не перенапряжены, но и не чрезмерно распущены.
Разновидности флейты
Из всех разновидностей флейты, которые строились раньше, начиная от малой флейты и до басовой, в настоящее время сохранились в практике оркестровой игры лишь малая и альтовая флейты.
Но если альтовая флейта (ит. Flauto alto in G), звучащая по записи (то есть при аналогичной аппликатуре) на кварту ниже большой флейты [1], лишь эпизодически встречается в произведениях мировой музыкальной литературы, то малая флейта — флейта пикколо (ит. — Flauto piccolo; фр. — Petite Flute; нем. — Kleine Flöte) обязательно присутствует во всех партитурах начиная с XIX века, а в отдельных случаях и в партитурах XVIII века, продолжая звукоряд группы деревянных инструментов вверх.
Малая флейта вдвое меньше обычной. Все написанное для нее будет звучать октавой выше. Поэтому малая флейта — инструмент, транспонирующий на октаву вверх.
Все сказанное об устройстве, аппликатуре и объеме большой флейты полностью относится к малой флейте со следующими поправками:
1) у малой флейты нет клапанов h1, c2, cis2 (соответственно h, c1, cis1 у большой флейты), и ее нижней нотой является: звучащая как:
[1] Значительно реже встречаются альтовые флейты в строе in F.
<стр. 88>
2) на ней невозможно извлечь ноты: , звучащие как: , и даже трудновато: , звучащие как: .
Характер звучания малой флейты в аналогичных регистрах менее полный, более резкий и свистящий, чем у большой флейты (см. схему).
В целом тембр малой флейты еще более беден обертонами, чем тембр большой флейты.
Исполнитель на малой флейте в случае необходимости меняет инструмент на большую флейту и исполняет партию 2-й или 3-й флейты. Для смены инструментов нужно время (меньшее, чем для надевания сурдины у струнных) [1]. Смена инструментов по-итальянски обозначается: muta Flauto piccolo in Flauto grando IIIo.
Регистры малой флейты
[1] Нужно, однако, иметь в виду, что холодный инструмент может звучать несколько расстроенно. Желательно поэтому дать исполнителю хотя бы минимальное время, чтобы он согрел инструмент теплом своих рук, прежде чем начать на нем играть (это в равной мере относится ко всем духовым инструментам).
<стр. 89>
Техника игры на малой флейте такая же, как и на большой. Надо лишь учесть чрезмерную чуткость флейты пикколо к передуваниям, вследствие чего быстрые скачки в относительно высоких регистрах (особенно в forte) всегда слегка содержат в себе октавный призвук (верхний или нижний), и поэтому малая флейта определеннее интонируется при удвоении ее большой флейтой на октаву ниже.
Гобой
(ит. — Oboe, -oi; фр. — Hautbois [1]; нем. — Hoboe, -en)
Способ извлечения звука при помощи трости был известен еще в глубокой древности у различных народов. В Европе усовершенствование народных инструментов свирельного типа с двойной тростью и введение их в концертную практику надо отнести к середине XVII века. В конце XVII века гобой становится, наравне с флейтой, постоянным членом оркестра и, развиваясь вместе с ней, перенимает многие усовершенствования флейты в отношении расположения звуковых отверстий и механизма клапанов.
По своему размеру, строю, аппликатуре гобой очень похож на флейту. Так же как у флейты старой конструкции, шесть основных звуковых отверстий гобоя дают звукоряд: d1, e1, fis1, g1, a1, h1, cis2, а три добавочных клапана дают нижние ноты cis1, c1, h.
На современных гобоях нередко имеется еще один добавочный клапан — b.
Если на гобое закрыты все шесть основных отверстий, то получается нота d1.
Если открыто нижнее основное отверстие, то получается нота e1.
Если открыты два нижних основных отверстия, то получается нота fis1.
[1] В единственном и во множественном числе.
<стр. 90>
Если открыты три нижних основных отверстия, то получается нота g1.
Если открыты снизу четыре основных отверстия, то получается нота a1.
Если открыты снизу пять основных отверстий, то получается нота h1.
Если открыты все шесть основных отверстий, то получается нота cis2 [1].
Три нижних добавочных клапана дают самые низкие ноты cis1 и c1 (мизинцем правой руки) и h (мизинцем левой руки) [2].
При передувании во 2-й обертон у гобоя, так же как и у флейты, сохраняется аппликатура основного тона. Для более высоких нот, начиная с d3, пользуются передуванием в 3-й или иногда в 4-й обертоны.
Верхней границей хорошей звучности гобоя нужно считать f3; выше этого исполнимы еще четыре звука резкого тембра, получение которых сопряжено со сложными аппликатурными комбинациями, в которых кроме октавных клапанов участвуют еще и слегка приоткрываемые верхние звуковые отверстия [3], играющие роль вспомогательных октавных клапанов [4].
По своему устройству гобой состоит из трех частей (в нем нет отдельной головки, как у флейты, зато имеется раструб). Трость вставляется прямо в специальное отверстие в верхней части инструмента;
[1] На инструментах французской системы (которыми преимущественно пользуются в настоящее время) при открытых шести основных отверстиях получается нота c1; однако в интересах большей интонационной чистоты гобоисты предпочитают извлекать этот звук передуванием во второй обертон при аппликатуре с.
[2] В тех случаях, когда гобои бывают оснащены добавочным клапаном b, мизинец правой руки управляет клапанами с, cis и dis, в то время как мизинцем левой руки гобоист кроет h и b.
[3] Для этого в крышках верхних клапанов на современных гобоях (по аналогии с флейтами) делаются небольшие дырочки, соответствующие полуоткрыванию звуковых отверстий на инструментах старых конструкций.
[4] Современные гобои оснащены тремя октавными клапанами, из коих два (управляемые большим пальцем правой руки) представляют собой сопряженную систему взаимного открывания-закрывания, а третий (управляемый большим пальцем левой руки) автономен.
<стр. 91>
поэтому гобой нельзя подстраивать (как, например, флейту), а наоборот, по нему строят весь оркестр.
Гобой происходит от того же предка, что и кларнет. Однако развитие исходного инструмента (древней свирели) до возможности использования в профессиональной музыке шло в дальнейшем различными путями как в части поисков конфигурации сечения звукового канала, так в особенности в отношении принципа строения трости, чем обусловливалось различие в тембре шалмея и шалюмо — прямых предшественников современных гобоя и кларнета.
Тембр гобоя очень экспрессивен и богат обертонами [1].
Регистры гобоя
Нота, обозначенная *, приведена лишь в качестве акустического предела возможностей инструмента.
[1] В настоящее время происходит процесс повсеместного вытеснения широкомензурных немецких гобоев узкомензурными французскими. Тембр последних хотя и уступает в плотности, зато отличается большей определенностью именно «гобойной» (носовой) окраски, более экспрессивен (особенно в нежном piano), лучше сочетается со звучностью других деревянных духовых инструментов. Кроме того, инструменты французской системы оснащены несколькими лишними (трельными) клапанами.
<стр. 92>
Техника игры на гобое
Некоторая «ленивость» звукоизвлечения, меньшая непринужденность в передувании не позволяют на гобое в legato (при одинаковой с флейтой аппликатуре) достичь скорости флейты.
Еще больше гобой уступает флейте в стаккатной технике, потому что на нем малоупотребительна (утомительна) сколько-нибудь продолжительная игра приемом двойного staccato («та-ка, та-ка»), хотя обычное (простое) staccato получается на нем очень отчетливо и с достаточной быстротой (почти такой же, как на флейте), но, разумеется, только в среднем регистре. В нижнем и самом верхнем регистрах staccato значительно тяжелее.
На гобое хорошо выходят умеренно быстрые легатныс пассажи, перемежающиеся с различными фигурами простого staccato. Если не затруднять аппликатуру гобоя неудобной тональностью [1], то в пассажах можно достичь довольно большой скорости. Его характерное звучание своим сладковатым носовым тембром напоминает зурну — народный инструмент, широко распространенный в республиках Закавказья и Средней Азии, а также в странах зарубежного Востока.
Разновидности гобоя
Из разновидностей гобоя теперь почти не употребляется Oboe d'amore, звучащий на малую терцию ниже обыкновенного гобоя.
Непременным же членом оркестра является альтовый гобой — английский рожок(ит. — Corno inglese, фр. — Cor anglais, нем. — Englisches Horn), звучащий на квинту ниже видового инструмента.
Аппликатура и приемы игры на нем в точности соответствуют гобою, но из-за большей величины инструмента звучание получается на квинту ниже. Поэтому английский рожок является инструментом траспонирующим (гобой in F).
[1] Если для гобоев старой конструкции были удобны тональности, близкие к D-dur, то для современных инструментов можно условно считать, что некоторые неудобства для беглой игры начинают в какой-то мере сказываться лишь за пределами 3-х диезов — 4-х бемолей в ключе.