Перевод смычка со струны на струну
Полное legato возможно соблюсти лишь при переходе на соседнюю струну. При переносе смычка через струну неизбежна небольшая остановка, необходимая для того, чтобы не задеть промежуточную струну. Эта остановка будет еще заметнее при переносе смычка через две струны.
В этих случаях композитор должен предвидеть неизбежность перерыва звучания вследствие отрыва смычка от струны:
[1] Самый, казалось бы, легкий для исполнения на скрипке интервал — квинта — на практике причиняет массу хлопот. Чистота интонации страдает то от слишком тонких пальцев исполнителя, то от неодинаковой упругости соседних струн. Все это сказывается тем определеннее, чем больше удалена квинта от порожка, где струны почти касаются грифа и где они расположены близко друг к другу.
<стр. 52>
Tremolo из двух нот на одной струне, под одним смычком возможно в любом движении в пределах увеличенной кварты или уменьшенной квинты (предел растяжения пальцев на одной струне на низких позициях).
Остальные интервалы можно исполнить лишь на двух соседних струнах, поэтому воспроизведение подобного tremolo возможно лишь в медленном темпе, причем оно довольно тяжеловесно и неудобно:
Pizzicato
Прием игры pizzicato на скрипке возможен на всем протяжении ее диапазона. Выше ноты e3 pizzicato звучит все более сухо, щелканье начинает преобладать над интонацией.
Pizzicato применяют и в аккордах, причем оно звучит значительно ярче в аккордах с открытыми струнами:
Возможно также исполнение pizzicato мизинцем левой руки. Такое pizzicato применяется главным образом на открытых струнах в случаях быстрой смены pizzicato и arco. В подобных случаях над нотой, исполняемой pizzicato, ставится знак +:
Pizzicato можно извлекать мизинцем левой руки даже одновременно с arco:
<стр. 53>
В виртуозной литературе встречаются также нисходящие гаммообразные и арпеджированные фигуры, исполняемые в стремительном темпе пальцами левой руки pizzicato вперемежку с ударами смычка. Приведем наиболее простой случай, который может быть использован также в практике групповой игры (сравнительно отчетливо может прозвучать лишь на струне Е):
Сурдина
Обычная звучность скрипки может быть значительно изменена, если надеть на подставку маленькое приспособление (обычно изготовляемое из дерева), называемое сурдиной.
Сурдина ослабляет и смягчает звук инструмента, придавая ему своеобразный носовой оттенок. Применяется сурдина как в piano, так и в forte.
Если сурдина надевается среди пьесы, то необходимо дать исполнителю некоторое время ее приладить. Для того чтобы снять сурдину, времени требуется значительно меньше.
Употребление сурдины указывается словами — con sordino (-ni); снятие же сурдины обозначается — senza sordino (-ni).
Техника правой руки
Все, что было сказано о технике правой руки в разделе «Общие сведения», в полной мере относится к скрипке.
Все штрихи, как легатные, так и стаккатные, достигаются на скрипке с исключительной ясностью и легкостью. Достаточно самого легкого прикосновения смычка к струне для того, чтобы извлечь звук. Поэтому legato на скрипке наиболее продолжительно, spiccato, saltando, ricochet — легки и стремительны.
Вообще же скрипка, как и всякий другой смычковый инструмент, отличается бесконечными возможностями так называемой репетиционной техники (то есть техники повторяющихся нот).
<стр. 54>
Альт
(ит. — Viola, -le; фр. — Alto, -os; нем. — Bratsche, -en)
Альт нотируется в альтовом и скрипичном ключах.
По своей величине альт лишь незначительно превосходит скрипку. При бóльшем размере, который соответствовал бы его сравнительно низкому звучанию, он перестал бы быть ручным инструментом.
Несоответствие диапазона альта его размеру отражается на характере звука, более гнусавом и грубом в общих со скрипкой регистрах. Поэтому все тембровые качества 2, 3, 4-й струн скрипки соответствуют 1, 2, 3-й струнам альта, но в более огрубленном и напряженном виде. Что касается баскá С, то звучание его отличается большой густотой.
Все, что говорилось о скрипке, ее устройстве, аппликатуре левой руки, позициях, двойных нотах, аккордах, а также о технике правой руки, целиком относится к альту.
Чтобы получить полную таблицу позиций альта, достаточно опустить схему скрипичных позиций на квинту вниз.
Правда, выше 7-й позиции даже на струне А альт звучит значительно хуже, и поэтому предельной его верхней нотой следует считать и флажолет: . Однако из-за большого размера инструмента надо ввести следующие поправки.
<стр. 55>
Если левая рука скрипача на одной струне может взять уменьшенную квинту, а на двух соседних струнах и малую нону, то для альтиста, в силу больших размеров инструмента, эта возможность ограничивается чистой квартой на одной струне и октавой на соседних (на нижних позициях) [1].
Если на скрипке легко: , то на альте труднее: .
Если на скрипке вполне доступно: , то на альте очень трудно: .
Если на скрипке возможен квинтовый флажолет: , то на альте он невозможен: .
Если на скрипке возможно в виде исключения: , то на альте не всякий исполнитель сможет растянуть пальцы столь широко: .
Техника правой руки альтиста немного грубее, чем скрипача, так как альтовый смычок длиннее и тяжелее скрипичного. Да и сами струны альта более толсты, чем на скрипке, а поэтому менее отзывчивы к легким прикосновениям смычка. Практически, однако, при оркестровой игре все эти замечания по технике правой руки можно почти не учитывать.
[1] Еще раз напоминаем, что приводимые ограничения относятся к нижним позициям в условиях групповой игры.
<стр. 56>
Прекрасно звучит на альте pizzicato. Верхней границей удовлетворительного звучания pizzicato можно считать d2.
Сурдину на альте применяют так же, как на скрипке.
Виолончель
(ит. — Violoncello, -li или сокращенно Cello, -li;
фр. —Violoncelle, -es; нем. —Violoncell, -le)
Виолончель нотируется главным образом и басовом и теноровом ключах, и лишь особенно высокие ноты пишут в скрипичном ключе.
Старинная нотация для виолончели имела ту особенность, что скрипичный ключ, примененный сразу после басового, читался на октаву ниже написанного. Наоборот, скрипичный ключ после тенорового читался в соответствии с записью.
Четыре струны виолончели строятся но квинтам на октаву ниже альта.
Тембр 1-й струны — светлый, открытый.
Тембр 2-й струны — певучий, более матовый.
Тембр 3-й струны — плотный.
Тембр 4-й струны — густой.
Виолончель — инструмент ножной; она имеет шпиль (палочка с острием на конце, ввинчивающаяся в пуговицу), который упирается в пол во время игры. По своему размеру виолончель более чем вдвое превосходит альт.
Отсюда возникает особенность и сложность в аппликатуре левой руки, заключающаяся в том, что из-за больших растяжений целый тон невозможно взять в нижних позициях соседними пальцами (исключение составляет растяжение между 1-2-м пальцами).
Поэтому аппликатура тетрахордов, заполняющих квинты между открытыми струнами виолончели, такова:
<стр. 57>
Интервал большой секунды берется через палец; интервал малой секунды (полутон) — соседними пальцами. Выше 1-й позиции, где нет открытых струн, квинта (расстояние между соседними струнами) не может быть заполнена четырьмя пальцами левой руки. В тех случаях, когда 1-й палец немного отодвинут в сторону порожка и между 1-ми 2-м пальцами образуется целый тон, требуется растяжение указанных пальцев.
Как видно из приведенных выше таблиц, виолончель, в отличие от скрипки и альта, по своим аппликатурным данным как бы является хроматическим инструментом.
<стр. 58>
Отсюда видно, что отрезки гаммы, которые можно сыграть на одной струне, могут быть двоякие:
В отличие от ручных инструментов (скрипки и альта), на виолончели, ввиду значительно большей длины струн и расстояний между соседними звуками, кроме полупозиции имеются еще
[1] На 5, 6, 7-й и более высоких позициях чаще применяется скрипичная аппликатура.
<стр. 59>
l1/2, 31/2, 41/2, позиции. Позиций 21/2 и 61/2 нет, так как расстояние между 2-й и 3-й позициями и 6-й и 7-й позициями равно 1/2 тону. Приведем таблицу полупозиций:
Полупозиции лежат также в основе аппликатуры хроматической гаммы:
Из приведенных примеров становится ясным, что за пределами 1-й позиции (то есть там, где в состав гаммы не входят открытые струны) невозможна игра гамм без смены позиций.
<стр. 60>
Приведем пример трудноисполнимой гаммы:
Поэтому легатная техника на виолончели несколько менее подвижна, чем на скрипке (тормозят смены позиций).
Определять позиции на виолончели можно по формуле: «интервал минус палец», с обязательным приведением 1-го пальца к нормальному положению. Например: на струне А нота gis1 берется 4-м пальцем. Следовательно, 1-й палец лежит на eis1 (5–1=4); таким образом, это будет 4-я позиция, но альтерированная, то есть 41/2 позиция.
Все сказанное выше относится к низким позициям. Выше 5-й позиции, где расстояния между тонами почти вдвое меньше, применяется прием, называемый ставкой.
Ставка — вынос большого пальца левой руки на гриф. В этом случае большой палец как бы представляет собой искусственный порожек. При помощи ставки виолончелист приобретает лишний тон тетрахорда.
Ставка обозначается ноликом, дополненным в центре своей нижней части маленькой вертикальной черточкой.
Расстояние между большим и 1-м пальцами не должно превышать кварту:
При ставке на высоких позициях (начиная с 5-й и выше) переходят на скрипичную аппликатуру, то есть соседние тоны берутся смежными пальцами.
На низких позициях ставка употребляется для игры октавами, а также для исполнения некоторых сложных пассажей:
<стр. 61>
Очень высокие позиции, со скрипичной аппликатурой, применяются только на 1-й и 2-й струнах, так как 3-я и 4-я струны слишком толсты и при сильном укорочении не дают звука нужного качества.
Предельным звуком для мелодических построений является а2 (в виртуозных сольных пьесах возможно достигнуть и более высоких звуков).
Интервалы
Ввиду большого размера инструмента виолончелист ограничен в возможности растяжения левой руки. Наибольший интервал, который он может взять на одной струне 1—4-м пальцами, равен большой терции.
Например, на струне С:
Самым простым интервалом на соседних струнахявляется квинта, которая берется одним пальцем: 1, 2, 3, 4-м.
Интервалы больше квинты берутся в прямом положении левой руки.
Малая секста берется соседними пальцами: , большая секста — через палец: , малая септима — крайними пальцами (без растяжения): ; большая септима — крайними пальцами (с растяжением): .
<стр. 62>
Интервалы меньше квинты берутся в обратном положении левой руки.
Увеличенная кварта берется соседними пальцами: , чистая кварта — через палец: , большая терция — крайними пальцами (без растяжения): ; малая терция — крайними пальцами (с растяжением): .
На виолончели обратное положение левой руки почти так же удобно, как и прямое, и практически менее принимается в расчет, чем на скрипке, так как расстояние между струнами на виолончели больше, поэтому меньше возможности задеть ненужную струну; виолончель держат почти вертикально, отчего левая рука не вывернута так, как при игре на скрипке. В связи с этим упор у виолончелиста больший, чем у скрипача. На виолончели можно свободно принимать любое положение левой руки.
Гаммообразное движение различными интервалами на виолончели представляет значительно бóльшую, чем на скрипке, трудность и поэтому в оркестровой игре применяется очень редко.
Аккорды
Наиболее удобны трехзвучные аккорды, состоящие из квинт и секст, из квинт и кварт и из двух секст (аккорд из двух больших секст требует растяжения пальцев):
1) При получении этого аккорда и ему подобных есть опасность задеть верхний звук fis плоско лежащим на нижней квинте пальцем.
2) Этот аккорд требует большого растяжения (две большие сексты).
Наиболее удобны четырехзвучные аккорды, состоящие из квинт и секст:
<стр. 63>
В обратном положении левой руки наиболее удобны аккорды, состоящие из квинт и кварт и только в исключительном случае с участием больших терций:
Флажолеты
Флажолеты на виолончели звучат превосходно. Употребляются все натуральные флажолеты, а из искусственных главным образом квартовые и квинтовые.
Натуральные флажолеты хорошо звучат даже в очень высоком регистре. Например, хорош такой эффект:
или такой пример:
или такой (звучит очень нежно):
<стр. 64>
Квартовые и квинтовые искусственные флажолеты употребляются со ставкой:
Большие терцовые и малые терцовые искусственные флажолеты менее употребительны, так как они звучат хуже и малонадежны:
Pizzicato
Прием pizzicato на виолончели также звучит превосходно и употребляется на всем протяжении ее диапазона. Выше d1 pizzicato становится все более сухим. Особенно хорошо pizzicato в нижнем регистре; оно звучит очень гулко и продолжительно. Также хороши и аккорды pizzicato. Самое звучное pizzicato получается в аккордах с открытыми струнами:
Техника правой руки
Все штрихи, употребляемые на скрипке и альте, применимы на виолончели. Следует учесть только то обстоятельство, что смычок виолончели несколько массивнее и слегка короче скрипичного. В сочетании с более толстыми струнами, а следовательно, с необходимостью более сильного нажима смычка последний при игре расходуется быстрее, чем на скрипке. С этим необходимо в некоторой степени считаться при написании долгого legato в pianissimo (много нот на один смычок), которое тем самым менее продолжительно, чем скрипичное.
<стр. 65>
Так как виолончель является ножным инструментом и держат ее грифом вверх, а смычок направлен колодочкой в сторону 4-й струны (тогда как у скрипки наоборот), то на ней одинаково хороши аккорды, взятые смычком как вверх, так и вниз.
Аккорды crescendo получаются на виолончели сильнее именно смычком вверх:
На виолончели также применяется сурдина.
Контрабас
(ит. — Contrabasso, -si или сокращенно Basso, -si; фр. — Contrabasse, -es;
нем. — Kontrabass, -bässen)
Контрабас нотируется главным образом в басовом, иногда и теноровом ключе, и только очень высокие ноты изредка — в скрипичном.
Струны контрабаса, в отличие от остальных струнных инструментов, настроены по квартам следующим образом.
Строй контрабаса по записи:
Звучит контрабас октавой ниже написанного:
Иногда бывает на контрабасе 5-я струна: С, звучащая так: С1.
<стр. 66>
В виде исключения встречаются контрабасы, у которых имеется рейка, выведенная из грифа для продления струны Е, и специальный механизм, преобразующий струну E в Es, D, Des и С.
Тембр 1-й струны контрабаса, особенно по мере удаления от порожка (высокие ноты), жидковат и напоминает звук детской виолончели. Тембры других струн более густые; особенно плотным, хрипящим тембром отличается струна Е.
Контрабас по форме сохранил черты старинных виол, у него более покатые плечи. Это обусловлено тем, что исполнителю приходится перегибаться через плечи инструмента, чтобы достать высокие ноты (широкие плечи стеснили бы движения). У контрабаса, так же как и у виолончели, имеется шпиль.
Техника левой руки
Ввиду большого размера инструмента исполнитель еще больше, чем на виолончели, ограничен в возможности растяжения пальцев левой руки.
Наибольший интервал, который может быть взят на одной струне крайними пальцами (1-4-м), равен большой секунде (целый тон).
3-й палец вообще не применяется в игре [1], и поэтому малые секунды исполняются 1-2-м, 2–4-м пальцами:
Расстояние между открытыми струнами (кварта) заполняется хроматически лишь в 1-й позиции.
[1] Кроме случаев, когда при игре в высоком регистре употребляется скрипичная аппликатура.
<стр. 67>
<стр. 68>