Современные смычковые инструменты
Подобно старинным, современные смычковые инструменты, в зависимости от размера, делятся на две группы: ручные инструменты и ножные.
К ручным смычковым инструментам относятся скрипка и альт, к ножным —виолончель и контрабас.
1 — верхняя дéка и 2 — нижняя дéка — главные резонирующие части (вместе с обечáйкой составляют корпус инструмента); внутри между деками имеется душка (палочка-распорка) для передачи колебаний от верхней деки к нижней; 3 — обечáйка; 4 — гриф — место прижатия струн (имеет кривизну); 5 — подгрифок или полугриф (свободно висит) — служит для закрепления струн, 6 — шейка — несет на себе гриф; 7 — колковый ящик — для укрепления колков; 8 — завиток — окончание колкового ящика (бывают фигурные; старинные мастера часто делали завиток в виде головы человека или льва); 9 — колки — служат для натягивания струн (деревянные [1], в отличие от металлических колков щипковых инструментов); 10 — порожек — служит для ограничения звучащей части струн (имеет кривизну, аналогичную грифу); 11 — подставка — ограничивает звучащую часть струн, поддерживает их, образует кривизну в расположении струн, передает их колебания декам; 12 — пуговица — служит для закрепления полугрифа (у виолончели и контрабаса имеется еще шпиль-упор); 13 — эфы — отдушины; 14 — усы обрамляют деки; 15 — подбородник (имеется только у ручных инструментов); 16 — шпиль (имеется только у ножных инструментов).
[1] Исключение составляет контрабас, толстые струны которого вызывают необходимость применения металлических колков, снабженных шестеренками и вращаемых бесконечным винтом.
<стр. 10>
Струны
Все смычковые инструменты имеют по четыре [1] струны. Струны употребляются металлические (стальные) и кишечные (жильные), в том числе обвитые алюминиевой или серебряной канителью. В последнее время наряду с кишечными получают распространение также нейлоновые струны.
1 — дрéвко, или трость (пружинит в противоположную от волоса сторону); 2 — колодочка для закрепления волоса (другим концом волос закрепляется у конца трости, или древка), передвигается по трости вращением винта; 3 — винт для натяжения волоса путем передвижения колодочки; 4 — волос (конский), натирается канифолью во избежание беззвучного скольжения по струне; 5 — конец трости, или дрéвка
Тонкие металлические струны, не обвитые канителью, употребляются только для 1-й струны скрипки.
Кишечные (нейлоновые) струны различной толщины употребляются:
· для 2-й и 3-й струн скрипки (ныне выходят из употребления),
· для 1-й и 2-й струн альта (ныне также выходят из употребления),
· для 1-й и 2-й струн виолончели (кишечные вторые струны виолончели ныне почти не встречаются),
· для 1-й и 2-й струн контрабаса.
Металлические струны, обвитые алюминиевой канителью, употребляются:
· для 2-й струны скрипки,
· для 1-й струны альта,
· для 1-й струны виолончели.
[1] Кроме пятиструнного контрабаса (см. главу «Контрабас»).
<стр. 11>
Кишечные (нейлоновые) струны, обвитые алюминиевой канителью, употребляются:
· для 3-й струны скрипки,
· для 2-й струны альта,
· для 2-й струны виолончели.
Кишечные (нейлоновые) струны, обвитые серебряной канителью, употребляются:
· для 4-й струны скрипки,
· для 3-й и 4-й струн альта,
· для 3-й и 4-й струн виолончели,
· для 3-й и 4-й струн контрабаса.
При одинаковом натяжении более тонкая струна звучит выше, чем более толстая, а более длинная струна звучит ниже, чем более короткая.
Струна, обвитая канителью, звучит ниже, чем струна того же диаметра, не обвитая серебряной или алюминиевой канителью.
Длина струн определяется величиной инструмента. Имеется в виду длина звучащего отрезка струны — между порожком и подставкой.
Колебание струн
Струны, закрепленные в двух точках (на колке и на подгрифке) и натянутые колками до нужной степени, имеют звучащую часть между порожком (нижняя граница) и подставкой (верхняя граница).
От напряжения струны зависит высота звука. Чем сильнее натянута струна, тем выше звук.
Звук получается в результате колебания упругого тела (источника звука — в данном случае струны), выведенного из состояния равновесия и стремящегося это равновесие восстановить:
Натянутая струна — упругое тело А-В, — выведенная из состояния равновесия в положение а’, стремится вновь возвратиться
<стр. 12>
в первоначальное положение а, но благодаря инерции переходит границу а и доходит до положения а''. Затем, стремясь снова вернуться в положение а, она также благодаря инерции доходит почти до положения а’, потом обратно почти до положения а''. Так струна будет колебаться, постепенно успокаиваясь, до полного прекращения колебаний, то есть до того момента, когда она вновь займет положение а.
Расстояние между точками а’ и а'' называется размахом или амплитудой колебания.
Время, в течение которого тело пройдет расстояние от а’ до а'' и обратно до а’, называется продолжительностью или периодом полного колебания.
В процессе успокоения колебаний струны звук постепенно гаснет и совершенно прекращается при возвращении струны в положение а.
Место наибольшей амплитуды колебаний струны (ее середина) называется пучностью, а место закрепления струны (где амплитуда равна нулю) — узлом.
Звук а1 получается в результате 440 двойных колебаний (880 простых) [1] в секунду. Вдвое большее число колебаний дает звук на октаву выше, вдвое меньшее — звук на октаву ниже.
Так а имеет число двойных колебаний, равное: 440 : 2 = 220 [2].
А —220:2 = 110
А1 — 110: 2 = 55
А2 —55 : 2 = 27 ½
Соответственно а2 имеет число двойных колебаний, равное: 440 ´ 2 = 880.
а3 — 880 ´ 2 = 1760,
а4— 1760 ´ 2 = 3520.
[1] Двойное колебание — колебание струны от положения а' и обратно до а". Простое колебание — колебание струны от положения а' до а".
[2] Следует отметить постоянную — из века в век — тенденцию к повышению строя музыкальных инструментов. Так, еще в начале XX века настроечное ля первой октавы было равно 435 двойным колебаниям в секунду; ныне же некоторые оркестры завышают его до 442 к/с, что естественно встречает сопротивление, в первую очередь оперных певцов. В брюссельском музее музыкальных инструментов экспонируется камертон-органчик, коим зафиксировано изменение абсолютной высоты настроечного ля: оказывается, что с начала XVI века строй повысился почти на полтора тона.
<стр. 13>
Наиболее низкие звуки дают струны длинные и толстые (обвитые канителью). Высокие звуки дают струны короткие, тонкие. Эти условия сохраняются при относительно равном натяжении. Струны, искусственно ослабленные (то есть струны, слабо натянутые), хотя приблизительно и дадут нужный тон, но дряблый, слабый и не стабильный по высоте. Наоборот, чрезмерно перетянутые струны дают тон гулкий и маловыразительный.
Техника левой руки
Разнообразие звуковысотных возможностей достигается на струнных инструментах укорачиванием натянутых струн пальцами левой руки и получением таким образом звуков более высоких, чем те, которые издают струны, не укороченные прижатием пальцев к грифу.
Струны называются открытыми [1], если звук получается от колебания всей, не укороченной нажимом пальцев левой руки, струны. Звучащая часть открытой (пустой) струны находится между порожком и подставкой. Пальцы левой руки укорачивают струну, прижимая ее в различных местах к грифу. Тогда звучащая часть струны будет между местом прижатия и подставкой.
Если укоротить струну на ½ (вдвое), то есть прижать ее в середине, то звучащая часть ее станет вдвое короче, чем у открытой струны, и звук получится на октаву выше звучания открытой струны.
Если укоротить струну на 1/3, то есть прижать ее на расстоянии 1/3 от порожка, то звучащая часть будет равна 2/3 длины открытой струны, а звук получится на квинту выше, чем у открытой струны.
Если укоротить струну на ¼, то звучащая часть будет равна 3/4 открытой струны и звук получится на кварту выше, чем у открытой струны.
Если укоротить струну на 1/5, то звучащая часть будет равна 4/5 открытой струны и звук получится на большую терцию выше, чем у открытой струны [2].
Если укоротить струну на 1/6, то звучащая часть будет равна 5/6 открытой струны и звук получится на малую терцию выше, чем у открытой струны [2].
[1] Открытая струна обозначается знаком ° над нотой.
[2] Цифры приблизительные, с округлением.
<стр. 14>
Если укоротить струну на 1/9, то звучащая часть будет равна 8/9 открытой струны и звук получится на большую секунду выше, чем у открытой струны [1].
Если укоротить струну на 1/16, то звучащая часть будет равна 15/16 открытой струны и звук получится на малую секунду выше, чем у открытой струны [1].
Примечание. Остальные интервалы от открытой струны определяются следующим образом: большая секста от открытой струны равна квинте + большая секунда, следовательно, большая секста = (1 – 1/3) – (1/9 ´ 2/3) = (1/9 ´ 2/3) = 2/3 – 2/27 = 18/27 – 2/27 = 16/27 от длины открытой струны.
Таким образом можно вычислить и другие интервалы.
Обертоны
Струна, как всякое упругое тело, испытывает сложное колебательное движение, состоящее из ряда простых. Она колеблется не только всей длиной, но одновременно и отдельными частями: двумя половинами, тремя третями, четырьмя четвертями, пятью пятыми, шестью шестыми и т. д.
Каждое частичное колебание дает свой звук. Поэтому при колебании струны, кроме основного тона, соответствующего колебанию всей струны, мы слышим целый ряд более высоких призвуков, носящих название частичных тонов, или обертонов, соответствующих колебаниям половин струны (1-й обертон), третей струны (3-й обертон), четвертей струны (4-й обертон) и т. д.
Эти колебательные движения струны можно представить следующей схемой:
[1] Цифры приблизительные, с округлением.
<стр. 15>
Таким образом, каждая часть колеблющейся струны дает соответствующий порядковый обертон. Последовательный ряд обертонов называется натуральной или акустической шкалой.
Предположим, что при колебании целая струна дает звук (основной тон) С. В этом случае при последовательном делении струны на две половины, три трети, четыре четверти и т. д. получается ряд натуральных звуков.
Флажолеты
Флажолетом называется обертон, выделенный из состава тембра звучащей струны. Флажолеты возникают вследствие разделения звучащей струны на ряд одинаковых по длине и поэтому одинаково звучащих отрезков. Достигается это легким прикосновением (а отнюдь не твердым нажимом!) пальца к какому-либо месту деления струны на то или иное количество равных между собой частей. Понятно, что при подобном легком прикосновении произойдет не обычное укорочение струны, а лишь выделение одного обертона (а именно имеющего здесь узел) за счет всех остальных (имеющих в этом месте пучности). Не требует особых пояснений, что место наибольшей амплитуды колебания — пучность — не может образоваться там, где этому мешает легкое прикосновение пальца; наоборот, это наилучшим образом содействует прочному образованию узла.
<стр. 16>
Если слегка прикоснуться пальцем в середине струны, то она разделится на две одинаково звучащие части (от порожка до места прикосновения и от него до подставки). Каждая из этих частей будет равна ½ открытой струны, и мы услышим 2-й натуральный звук (флажолет), то есть звук, октавой выше открытой струны. При полном в этом месте прижатии будет звучать лишь половина струны, то есть возникает обычный (нефлажолетный) звук на октаву выше, чем у открытой струны. В этом случае звучание флажолета по высоте соответствует обычному звучанию струны, но отличается от него тембром.
Если прикоснуться в месте, соответствующем 1/3 или 2/3 длины струны, то она разделится на три равных, одинаково звучащих отрезка, и каждый из них будет равен 1/3 открытой струны. Звучать будет 3-й натуральный звук (флажолет), то есть звук на октаву + квинту выше открытой струны.
При полном прижатии в 1/3 длины струны получится звук квинтой выше открытого, и при прижатии 2/3 длины струны будет звучать квинта через октаву, то есть нефлажолетный звук, по высоте соответствующий 3-му обертону.
Если прикоснуться к струне в месте, соответствующем ¼ или 3/4 ее длины (только не в 2/4 = ½ , так как здесь получается 2-й натуральный звук), то она разделится на четыре равных, одинаково звучащих отрезка, и каждый из них будет равен ¼ открытой струны. Звучать будет 4-й натуральный звук (флажолет), то есть звук, на две октавы выше открытой струны.
При полном прижатии в ¼ длины струны получится звук квартой выше открытого, а при прижатии в 3/4 длины струны прозвучит октава через октаву, то есть нефлажолетный звук, соответствующий 4-му обертону.
Последовательное разделение струны на части (для извлечения флажолетов) [1]
Если принять звучание целой струны за С, тогда:
2-й натуральный звук — октавный флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается октава):
[1] Здесь разъясняется, почему флажолеты носят названия октавных, квинтовых, квартовых, больших и малых терцовых.
<стр. 17>
3-й натуральный звук — квинтовый флажолет(его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается квинта):
<стр. 18>
4-й натуральный звук — квартовый флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается кварта):
5-й натуральный звук — большой терцовый флажолет (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается большая терция):
<стр. 19>
6-й натуральный звук—малый терцовый флажолет (его можно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается малая терция):
7-й натуральный звук возникает в результате деления струны на семь частей (его возможно получить в том месте, где при нормально прижатой струне получается интервал чуть меньше малой терции):
8-й натуральный звук возникает в результате деления струны на восемь частей (его возможно получить в том месте, где при
<стр. 20>
нормально прижатой струне получается интервал еще чуть меньше малой терции):
На коротких струнах употребляются 2-й, 3-й, 4-й, иногда 5-й обертоны, на длинных — еще иногда 6-й и 8-й обертоны.
Высокие обертоны 6-й и 8-й лучше извлекать в местах 5/6 и 7/8 длины струны (то есть ближе к подставке, к смычку), чем на 1/6 и 1/8 длины струны (то есть ближе к порожку). При этом условии данные обертоны выходят и на более коротких струнах.
Тембр флажолетов резко отличается от тембра тех же звуков, извлеченных обычным способом, так как он не окрашен обертонами. Флажолеты звучат очень тихо и нежно, они извлекаются осторожно из-за опасности случайного перехода прикосновения пальца в простое прижатие, при котором флажолет уничтожается.
На натуральных флажолетах невозможна вибрация [1].
Примечание. Вибрация — это легкое качание левой руки вокруг оси (места прижатия струны), сообщающее звуку некоторое колебание в высотности (подражание человеческому голосу). Понятно, что вибрация совершенно невозможна на открытых струнах.
Флажолеты обозначаются знаком о над каждой нотой.
[1] Подобия вибрации можно достигнуть при исполнении лишь искусственных флажолетов (см. дальше).
<стр. 21>