Тема: Тема Востока в творчестве русских композиторов.
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Н. Римский-Корсаков. Тема Шахриара. Тема Шехеразады. Тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание).
Ø А. Бородин. Половецкая пляска с хором. Их оперы «Князь Игорь» (слушание).
Дополнительный материал:
Ø Репродукции картин: И. Билибин «Синдбад-мореход»; И. Билибин «Половецкий стан»; И. Билибин «Половчанка»; К. Коровин «Эскиз костюма Кончака».
Ø Портреты композиторов: Н. Римского-Корсакова и А. Бородина.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Тема Востока в творчестве русских композиторов».
III. Работа по теме урока.
w Беседа
«Тема Востока в творчестве русских композиторов»;
w Знать:
-Тема Востока – излюбленная в творчестве композиторов «Могучей кучки»;
-Сюжет сюиты «Шехеразада»;
-Сюжет оперы «Князь Игорь».
w Уметь:
-Определять средства музыкальной выразительности, воссоздающий характер моря (ритм, регистры, динамика, акценты), подбирать подходящие словосочетания, распознавать приемы композитора, смену состояний в музыке.
w Применять:
-Подбирать образные определения к различным эпизодам Половецкой пляски.
-Рассказывать о картинах, возникших в воображении при прослушивании музыки;
Тема Востока стала одной из излюбленных в творчестве композиторов «Могучей кучки». Восточные сказки, песни и пляски звучали в произведениях Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, А. Бородина.
Одно из таких произведений – симфоническая сюита «Шехеразада», написанная по сюжетам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». В звуках музыки перед нами предстаёт удивительный мир Востока – стремительный, коварный, грозный и в то же время полный неги (блаженство, приятное состояние) и таинственного очарования.
ü Н. Римский-Корсаков. Тема Шахриара. Тема Шехеразады. Тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание).
ü Какими показаны в музыке главные действующие лица – султан Шахриар и Шехеразада?
ü Центральное место в первой части сюиты («Море и корабль Синдбада») занимает тема моря. Какое это море – величественное, спокойное, ласковое, грзное?
ü Какой приём использует композитор в низких партиях оркестра?
Тема Востока широка представлена в опере А. Бородина «Князь Игорь».
Действие происходит в 1185 году. Доблестный русский князь- освободитель вместе со своей дружиной попадает в плен к половцам (Половцы – древняя народность тюркского происхождения. Кочевали на юго-востоке Европы в IX – XIII веках.).
Половецкий хан Кончак, проливший «немало вражеской крови», восхищён бесстрашием и мужеством князя Игоря.
Знай, друг, верь мне,
Ты, князь, мне полюбился
За отвагу твою да за удаль в бою.
Кончак повелевает своим невольницам песнями и плясками утешить дорогого гостя.
ü А. Бородин. Половецкая пляска с хором. Их оперы «Князь Игорь» (слушание).
ü Что наблюдается в музыке – выдержанность одного состояния или смена состояний? Подберите образные определения к различным эпизодам Половецкой пляски.
IV. Итог урока.
Тема Востока в творчестве русских композиторов: Н. Римского-Корсакова, А. Бородина была показана на уроке.
V. Домашнее задание.
Подготовить реферат на тему Н.А. Римский-Корсаков.
Симфоническая сюита «Шехеразада».
Прочитать дополнительный материал о русских композиторах: Н.А. Римском-Корсакове, А.П. Бородине.
Урок 5
Тема: Музыка Украины.
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание).
Ø Н. Лысенко. Элегия (слушание).
Ø Нiч яка мiсячна. Украинская народная песня (слушание, участие в исполнении).
Ø Ой, в лесу есть калина. Украинская народная песня (пение).
Дополнительный материал:
Ø Репродукции картин: А. Куинджи «Вечер на Украине»; Е. Чемодуров «Эскиз декорации к опере «Сорочинская ярмарка»»; Е. Чемодуров «Эскиз костюмов к опере «Сорочинская ярмарка»»; И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Ø Портрет композитора М. Мусоргского.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Музыка Украины».
Музыкальная культура Украины неразрывно связана с историей и жизнью украинского народа, его бытом, обрядами и праздниками.
III. Работа по теме урока.
w Беседа
«Музыкальная культура Украины».
w Знать:
-Музыкальная культура Украины неразрывно связана с жизнью и бытом народа;
-Сюжет оперы М.Мусоргского «Сорочинская ярмарка»;
-Музыкальные термины:
ГОПАК, БАНДУРА, БАНДУРИСТ, КОЛОРИТ, ЭЛЕГИЯ.
w Уметь:
-Определять лирический характер, темп, динамику музыкального произведения;
-Определять какие черты украинского народного характера выразил в музыке композитор М.Мусоргский;
w Применять:
-Рассказывать о содержании музыкального произведения.
Запись на доске:
ГОПАК БАНДУРА БАНДУРИСТ ЭЛЕГИЯ |
В годовщину
Отрывок
Он не один её любил –
Как «свет-красу дивчину»
Давно уж славили певцы
С восторгом Украину.
Её перенимали смех,
Забавы, шутки, пляски,
Как дивные цветы, в венки
Её сплетали сказки.
Тот полюбил в ней старину,
А тот мечту младую.
Он первый полюбил её,
Как любят мать родную.
Леся Украинка
Украинские народные песни необычайно музыкальны. Мелодии песен отличаются широтой и напевностью; многие из них имеют лирический характер.
Выйди!..
Отрывок
Ночка-то, ночка, луной озарённая!
Ну хоть иголки сбирай.
Милая, выйди, трудом истомлённая,
В роще со мной погуляй.
Небо усыпано звёздами, – господи,
Всюду такая краса!
Под тополями жемчужною россыпью
Дивно играет роса.
М. Старицкий
Слова этого стихотворения зазвучали в украинской народной песне «Нiч яка мiсячна, ясная, зоряна».
ü Нiч яка мiсячна. Украинская народная песня (слушание, участие в исполнении).
ü Можно назвать это произведение – лирическим?
ü В чём это проявляется?
ü Каков характер мелодии? Каков темп? Какова динамика?
Широко распространён на Украине народный танец гопак. Это удалой танец-пляска, возникший в быту Запорожского Войска. Исполняется в быстром темпе в размере 2/4.
Для воссоздания яркого национального колорита (Колорит – здесь: характерные особенности.) М. Мусоргский вводит гопак в оперу «Сорочинская ярмарка».
Чего только не происходит в старом украинском местечке Сорочинцы!
С виду – живописное село с садами и огородами, густо усеянными подсолнухами, с красивой рекой, в которой, как в зеркале, отражается небо. Таких сотни на Украине.
Особенно славится это место ярмаркой, шум которой подобен водопаду. Происходят тут и самые невероятные чудеса.
ü М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание). /Название танца происходит от восклицания «гоп», которое произносится во время исполнения./
ü Рассмотрите картину И. Репина «Запорожцы…»э
ü Какие черты украинского народа запечатлел художник?
ü Отражены ли эти черты в «Гопаке» М. Мусоргского?
Одним из любимых музыкальных инструментов украинского народа является бандура.
Искусство бандуристов известно с давних времён. Так, бандура была неизменным спутником запорожских казаков.
Бандуристами часто становились нищие-слепцы, которые странствовали по свету, зарабатывая на пропитание искусством игры на бандуре.
Песни бандуристов прославляли подвиги народных героев, рассказывали о людском горе, призывали народ на борьбу с иноземными захватчиками.
ü Н. Лысенко. Элегия (слушание). (Элегия – от греческого «жалобная песня»).
ü О чём рассказывает эта пьеса?
ü Какому старинному русскому народному инструменту родственна бандура? Почему?
Вокально-хоровая работа.
ü Ой, в лесу есть калина. Украинская народная песня (пение).
IV. Итог урока.
- С чем мы познакомились на уроке?
V. Домашнее задание.
Выучить песню. Узнать и записать в тетради любую украинскую песню, на уроке можно пропеть.
Урок 6
Тема: Музыка Белоруссии.
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. Белоруссия (слушание).
Ø Бульба. Белорусская народная песня (слушание).
Ø Кума моя, кумочка. Белорусская народная песня (пение).
Ø Реченька. Белорусская народная песня (пение).
Дополнительный материал:
Ø Картинки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Музыка Белоруссии».
III. Работа по теме урока.
w Беседа
«Образы Белоруссии».
w Знать:
-О природе Белоруссии;
-Народная музыка Белоруссии представлена хороводными, плясовыми, шуточными песнями;
-Исторические события Белоруссии во время ВОВ;
-Музыкальные термины: ЦИМБАЛЫ, ЦИМБАЛИСТ.
w Уметь:
-Различать лирическую, хороводную и плясовую песню;
-Подбирать словосочетания, близкие характеру музыки, объяснять свой выбор;
w Применять:
-Высказывать свое мнение о содержании музыкального произведения, рассуждать;
Запись на доске:
ЦИМБАЛЫ ЦИМБАЛИСТ |
Белый аист летит, над белёсым Полесьем летит…
Белорусский мотив в песне вереска, в песне ракит…
Н.Добронравов
ü А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. Белоруссия (слушание).
ü О каких событиях говорится в песне?
ü Начальные фразы «поддерживаются» всего лишь одним звуком в аккомпанементе. Подумайте, почему?
Наверное, каждый, кто побывал в Белорусском крае, навсегда сохранит в памяти милые сердцу образы. Лесные просторы, голубые озёра и реки, низкие туманы, густо стелющиеся по бескрайним равнинам и лугам. И над всем этим – высокий полёт большекрылых аистов.
Полесье
Отрывок
Я люблю твой простор
И болота твои,
Где шуршат тростники,
Где бубнят бугаи
И где травы, как море, легли.
Если лес там – так лес! –
В десять дней не пройдёшь.
А простор – так простор! –
И конца не пройдёшь,
Не охватишь и взглядом земли.
Так писал о родном крае классик белорусской литературы Якуб Колас.
Народная музыка Белоруссии широко представлена хороводными, плясовыми и шуточными песнями. Часто во время «беседных» застолий звучит «Бульба».
ü Бульба. Белорусская народная песня (слушание).
ü Это лирическая, хороводная или плясовая песня?
ü Какому известному танцу близка «Бульба»?
Слова для справок: вальс, полька, гопак. Объясните свой выбор.
Среди самых распространённых народных инструментов в Белоруссии – цимбалы.Это древний струнный ударно-щипковый инструмент, обладающий ярким долго не затухающим звуком. Играют на цимбалах, ударяя о струны деревянными палочками, а при помощи щипка.
Немало музыкальных произведений о Белоруссии посвящено событиям времён Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Белорусские партизанские отряды героически сражались в тылу врага. В отместку за это фашисты зверски расправились с мирным населением. Многие города и сёла, где действовали партизаны, были сожжены дотла. Такая страшная участь постигла и деревню Хатынь…
Как память о пережитом звучит песня «Белоруссия». Её авторы – композитор А. Пахмутова и поэт Н. Добронравов.
Вокально-хоровая работа.
Кума моя, кумочка. Белорусская народная песня (пение).
Реченька. Белорусская народная песня (пение).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с музыкой Белоруссии.
V. Домашнее задание.
Выучить песни. Узнать и записать в тетради любую белорусскую народную песню, на уроке можно пропеть.
Урок 7