Картина 5. «Зачарованный лес»
Мизгирь потерялся в лесу в поисках своей возлюбленной. Видение Снегурочки заводит его все дальше по лесным лабиринтам. Сама же Снегурочка видит, как Лель встречается с Купавой. Тогда она отправляется к своей матери Весне.
Действие третье
Картина 6. «Волшебное озеро»
Снегурочка зовет Весну, которая поднимается из озера. Это самое последнее время, когда она еще царит в царстве Берендея – с рассветом лето вступает в свои права. Весна дарит дочери венок. Снегурочка лишается бессмертия и начинает жить полноценной земной жизнью. На прощанье Весна предупреждает дочку о смертельной опасности, однако Снегурочка смело идет навстречу людям и любви.
Картина 7. «Ярилина долина»
Снегурочка встречает Мизгиря и признается ему в любви, пусть она и будет для нее губительна. Мизгирь не верит своему счастью и не видит ничего, что могло бы им помешать. Когда же начинается обряд посвящения женихов и невест, Снегурочка прилюдно объявляет о своей любви к Мизгирю, но постепенно гибнет, растаяв в лучах летнего Солнца. Мизгирь с горя бросается в озеро и также гибнет. Однако жертва Снегурочки возвращает берендеям светлые чувства любви.
Ø Н. Римский-Корсаков. Вступление; Песня и пляска птиц; Первая песня Леля. Из оперы «Снегурочка» (слушание).
Вокально-хоровая работа
М.Кадомцев, стихи Р. Копф. Песенка о солнышке, радуге и радости (пение). Исполнять очень радостно, в подвижном темпе.
Ø Е. Крылатов, стихи И. Шаферана. Ласточка (пение).
Ø В. Кикта, стихи В. Татаринова. Весёлый колокольчик (пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Ø Применять
Исполнять очень радостно, в подвижном темпе.
-Разучить песню «Ласточка». Исполнять песню неторопливо, не спеша.
IV. Итог урока.
Весна звучит и в музыке Н. Римского-Корсакова, и в песнях Е. Крылатова, В. Кикты.
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть тексты песен.
Стр. 63-64 (рабочая тетрадь).
-Доучить песню «Песенка о солнышке, радуге и радости». Исполнять очень радостно, в подвижном темпе, с ритмическим аккомпанементом во вступлении.
Урок 25
Тема: «Снегурочка» - весенняя сказка Н.А. Римского-Корсакова
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Н. Римский-Корсаков. Вступление; Песня и пляска птиц; Первая песня Леля. Из оперы «Снегурочка» (слушание).
Ø М.Кадомцев, стихи Р. Копф. Песенка о солнышке, радуге и радости (пение).
Ø Е. Крылатов, стихи И. Шаферана. Ласточка (пение).
Ø В. Кикта, стихи В. Татаринова. Весёлый колокольчик (пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Дополнительный материал:
Ø Портрет композитора Н. Римского-Корсакова.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: :«Снегурочка» - весенняя сказка Н.А. Римского-Корсакова
Запись на доске:
ОПЕРА СНЕГУРОЧКА |
III. Работа по теме урока.
Русский писатель А. Островский сочинил замечательную сказку «Снегурочка». Эта сказка так понравилась Н. Римскому-Корсакову, что он сразу приступил к созданию оперы.
Музыка оперы «Снегурочки» полна весенней радости и света.
«Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березняк. Налево сплошной частый лес больших сосен и елей. В глубине, под горкой, река… За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея. Дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой…
Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне» - так описывает Н. Римский-Корсаков вступление к опере «Снегурочка».
¾ Какие картины можно «увидеть» в музыке вступления к опере «Снегурочка»? как меняется настроение музыки от начала к концу вступления?
¾ Как вы думаете, почему в «Песне и пляске птиц» царят оживление и радость?
¾ Отчего так грустна песня Леля? Что произойдёт со снегурочкой в конце сказки?
Ø Н. Римский-Корсаков. Вступление; Песня и пляска птиц; Первая песня Леля. Из оперы «Снегурочка» (слушание).
Вокально-хоровая работа
Ø М.Кадомцев, стихи Р. Копф. Песенка о солнышке, радуге и радости (пение).
Ø Е. Крылатов, стихи И. Шаферана. Ласточка (пение).
Ø В. Кикта, стихи В. Татаринова. Весёлый колокольчик (пение, игра на детских музыкальных инструментах).
IV. Итог урока.
Весна звучит и в музыке Н. Римского-Корсакова, и в песнях Е. Крылатова, В. Кикты.
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть тексты песен. Нарисовать рисунки к музыке весны.
Стр. 65-66 (рабочая тетрадь).
-Доучить песню «Ласточка». Исполнять песню неторопливо, не спеша.
-Показать рукой движение мелодии в песне.
-Подумать, как звучит песня: связно (легато) или несвязно (нон легато)?
-Произвести записи в рабочей тетради.
Урок 26
Тема: Диезы, бемоли, бекары
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø В. Алеев, стихи Т. Фоминой. Особенные знаки (пение).
Ø В. Герчик, стихи Н. Френкель. Нотный хоровод (пение).
Ø Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Нотный бал (пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Диезы, бемоли, бекары
Запись на доске:
ДИЕЗ БЕМОЛЬ БЕКАР |
III. Работа по теме урока.
IV. Знаки альтерации
w Беседа
w Знать
w -Музыкальные термины, их определения: ДИЕЗ, БЕМОЛЬ, БЕКАР.
w Уметь
w -Внимательно рассматривать иллюстрации.
w -Внимательно слушать музыку, рассказывать о содержании музыкального произведения, характере, настроении.
w -Включаться в поисковую деятельность (Внимательно рассмотрите рисунок художника в учебнике. Какая беда приключилась с нотками? Кто спасает пассажиров? Используйте ключевые слова. Что пытается сделать диез? Как ведёт себя бемоль? Какое решение принимает бекар?).
«Знакомство с музыкальными знаками».
§ Применять
-Разучить песню, исполнять оживлённо.
Объяснение понятия "знаки альтерации".
Задание знакомит ребенка с новыми терминами — знаками альтерации. Педагогу следует обратить внимание ученика на то, что слово "альтерация" означает — изменение.
В задании в стихотворной форме объясняется значение знаков альтерации. Все три стихотворения нужно выучить, а затем первые два читать по ролям. Например:
Педагог.
Что за знак написан тут?
Для чего он, как зовут?
Ученик.
Звать меня бемоль, друзья,
Понижаю ноту я.
Педагог.
А скажи, на сколько?
Ученик.
На полтона только.
Чтобы ребенок научился находить на клавиатуре клавиши, соответствующие нотам со знаками альтерации, полезно поиграть с ним в игру "Прятки". Сделать это можно так: первые два стихотворения надо не читать по ролям, а петь.
Педагог просит ученика найти клавишу ФА или СИ (в зависимости от того, какой знак изучается в данный момент), затем играет и поет.
И так далее до конца стихотворения. После этого педагог дает задание ученику, найти другую клавишу со знаком альтерации, и игра продолжается. Для закрепления материала предлагается "Маленькая сказочка".
Перемена. Чтение стихотворения А. Емельянова "Певучая река".
Узнай названия музыкальных знаков. Для этого сделай вот что: назови нарисованные здесь предметы. Из первых букв названия каждого предмета составь слова. Впиши их в пустые клеточки — вот названия музыкальных знаков и найдены.
Для того чтобы узнать название третьего знака, в первых двух клеточках напиши, как кричит баран, а в остальных — как кричит ворона. (См. Приложение)
— Что за знак написан тут?
— Для чего он, как зовут?
— Звать меня БЕМОЛЬ, друзья.
— Понижаю ноту я.
— А скажи, на сколько?
— На полтона только.
— Ну, а это что за знак
Чем усердно занят так?
— Я — ДИЕЗ, бемоля брат,
— Сообщить вам очень рад
— Про свою работу:
— Повышаю ноту.
— А скажи, на сколько
— На полтона только.
Вот БЕКАР — знак непростой:
Музыкальный постовой!
За порядком наблюдает,
Эти знаки отменяет.
Маленькая сказочка
Жили-были вот такие мальчик и девочка.
Они очень любили петь песенки.
Мальчика звали Ваня, а девочку — Маша.
Прошло время, выросли Ваня и Маша, и стали вот такие:
Голоса у них тоже изменились, и зовут их теперь Иван Степанович и Мария Петровна. (См. Приложение)
Жили-были ноты, звали их ФА и СИ.
Появился возле знакомой ноты знак диез и голос у нее изменился.
А звать стали ноту не просто ФА, а ФА-диез.
Появился знак бемоль возле знакомой ноты, и запела она иначе. А называть ее стали СИ-бемоль.
Лето
Солнышко, солнышко,
Яркое, жаркое.
Глянька, глянька, солнышко,
На поля, на нивушки.
Певучая река
В высоком небе над горами
Пасутся мирно облака.
Внизу резвится под мостами
Салгир — певучая река.
Щебечет звонкою синицей,
Воркует голубем лесным,
А сам вперед куда-то мчится
Навстречу далям голубым.
Припав, я слушаю теченье,
А песня льется без границ...
Казалось в этот день осенний
Упали в воду звуки птиц.
Все громче трели разливает
Салгир — певучая река,
И песнь ее не умолкает —
Течет, звенит издалека.
А. Емельянов
Вокально-хоровая работа
Ø В. Алеев, стихи Т. Фоминой. Особенные знаки (пение).
Ø В. Герчик, стихи Н. Френкель. Нотный хоровод (пение).
Ø Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Нотный бал (пение, игра на детских музыкальных инструментах).
V. Итог урока.
Мы познакомились с особенными знаками в музыке: диезом, бемолем и бекаром.
VI. Домашнее задание.
Стр. 71-72 (рабочая тетрадь).
-Доучить песню, исполнять оживлённо.
-Написать ноты из песни на нотоносце.
-Пропеть эти ноты или сыграть на любом музыкальном инструменте.
-Произвести записи в рабочей тетради.
Четвёртая четверть
Урок 27
Тема: «Где это видано…» (смешные истории о музыке)
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
¾ В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. Антошка. ИЗ мультфильма «Карусель» (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Где это видано…» (смешные истории о музыке)
III. Работа по теме урока.
w Знать
-Термины, их определения: САТИРА, ЮМОР.
-Сюжет рассказа В.Драгунского «Где это видано…».
-Имена выдающихся композиторов: ВЛАДИМИР ШАИНСКИЙ.
w Уметь
-Внимательно рассматривать иллюстрации.
-Внимательно слушать музыку, рассказывать о содержании музыкального произведения, характере, настроении.
-Включаться в поисковую деятельность (Можно ли считать, что выступление Дениски и Мишки было по-настоящему сатирическим? Удалось ли артистам «прохватить» лентяев и двоечников? Прав ли был Дениска, который считал, что «настоящее пение – это… когда громко»? Объясните свой ответ.).
Виктор Драгунский писал для детей, создавая удивительный мир солнечных зайчиков, искрящихся глаз и звонкого детского смеха. Светлый, радостный и неповторимый мир, где нет места для скуки и уныния. В рассказах Виктора Драгунского - чудеса обыденной жизни, не замечаемые нами в каждодневной суете, и едва уловимое ощущение счастья при взгляде в наивные и такие мудрые глаза ребенка.
Слушание рассказа (стр. 96 – 107. По учебнику).
¾ Можно ли считать, что выступление Дениски и Мишки было по-настоящему сатирическим?
¾ Удалось ли артистам «прохватить» лентяев и двоечников?
¾ Прав ли был Дениска, который считал, что «настоящее пение – это… когда громко»? Объясните свой ответ.
Вокально-хоровая работа
В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. Антошка. Из мультфильма «Карусель» (пение). Исполнять оживлённо.
IV. Итог урока.
Сегодня вы познакомились с одной смешной историей о музыке.
V. Домашнее задание.
Стр. 73-74 (рабочая тетрадь).
-Доучить песню, исполнять оживлённо.
-Разыграть песню.
Урок 28