Тема: «Мелодия – душа музыки»

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Э. Григ, русский текст М. Слонова. Песня Сольвейг. Из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» (слушание).

Ø Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Моя Россия (пение).

Дополнительный материал:

Картинки и репродукции картин:

ü Н. Рерих «Дом Сольвейг».

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Мелодия – душа музыки».

III. Работа по теме урока.

Запись на доске:

МЕЛОДИЯ СПОКОЙНАЯ ГРУСТНАЯ ПЛАВНАЯ ПРОТЯЖНАЯ

Прислушайтесь как мелодично птичье пение. Мелодична выразительная речь человека. Свою мелодию имеет звон колоколов. Без мелодии не могла бы существовать музыка.

Слово мелодияв переводе с греческого языка означает «пение, напев».

¾ Как вы думаете, почему слова «мелодия» и «пение» так близки друг другу?

¾ Рассмотрите рисунок художника. Что в нём больше всего напоминает движение мелодии?

¾ Э. Григ, русский текст М. Слонова. Песня Сольвейг. Из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» (слушание).

¾ Как звучит мелодия в «Песне Сольвейг» Э. Грига? Используйте ключевые слова, записанные на доске.

Давно нам песня знакома.

Её мы услышали дома,

Когда в колыбели лежали

И мало ещё понимали.

Маме так часто пелось,

Что нам тоже петь захотелось.

Растём мы, а петь продолжаем,

И в жизни покоя не знаем.

Нам песня в труде помогает,

А после трудов – усыпляет.

Мы видим прекрасные сны,

Которые песен полны.

¾ Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Моя Россия (пение).

IV. Итог урока.

Музыкальность самой музыки заключается, прежде всего, в мелодии.

V. Домашнее задание.

В нотной тетради написать ноту «ре».

Урок 11

Тема: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!»

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. IV часть. Фрагмент (слушание).

Ø В. А. Моцарт, русский текст А. Лейкиной Волшебные колокольчики. Фрагмент хора «Послушай, как звуки хрустально чисты». Из оперы «Волшебная флейта» (пение, игра на детских музыкальных инструментах).

Дополнительный материал:

Ø Портрет композитора В. А. Моцарта.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!»

III. Работа по теме урока.

Запись на доске:

МЕЛОДИЯ ОЖИВЛЁННАЯ ВЕСЁЛАЯ ЛЁГКАЯ СВЕТЛАЯ

Музыку австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарталюбят во всём мире. Эта музыка полна света, радости и красоты. Наверное, поэтому русский композитор Антон Рубинштейн назвал Моцарта Гелиосом – богом солнца музыки.

Под звуки «маленькой ночной музыки» оживает облик старой Вены. В этом необычайно музыкальном городе днём и ночью можно было услышать то чудесное пение, то игру на скрипке. Даже самая простая музыка была необыкновенно прекрасной. Ведь её писал Моцарт!

¾ В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. IV часть. Фрагмент (слушание).

¾ Вы услышали знаменитое произведение В. А. Моцарта «Маленькую ночную музыку». Какое в нем настроение?

¾ Похожи мелодии в «Маленькой ночной музыке» и «Песне Сольвейг» или они отличаются? Используйте ключевые слова, записанные на доске.

¾ В. А. Моцарт, русский текст А. Лейкиной Волшебные колокольчики. Фрагмент хора «Послушай, как звуки хрустально чисты». Из оперы «Волшебная флейта» (пение, игра на детских музыкальных инструментах).

IV. Итог урока.

Мы познакомились с музыкой австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Эта музыка полна света, радости и красоты.

V. Домашнее задание.

VI. В нотной тетради написать ноту «до».

Урок 12

Тема: Музыкальная интонация

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø С. Прокофьев, стихи А. Барто. Болтунья (слушание).

Ø В. Алеев, стихи неизвестного автора. Песня графа Вишенки. Из детского спектакля «Чиполлино» (слушание).

Дополнительный материал:

Ø Портреты композиторов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Музыкальная интонация».

III. Работа по теме урока.

Запись на доске:

ИНТОНАЦИЯ ЖАЛОБНАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ ГОРЕСТНАЯ ПЛАЧЕВНАЯ ИНТОНАЦИЯ СУЕТЛИВАЯ БОЛТЛИВАЯ ОЗОРНАЯ

Музыкальная интонация усиливает выразительность текста в песне. Мелодия – это «душа» музыки, поэтому при исполнении мелодии необходимо стремиться к её предельной выразительности, выделять смысловые вершины, подчёркивая логические ударения во фразах, объединяя дыханием отдельные её звуки в одно целое. Музыкальную интонацию, в отличие от речевой, записывают точно по высоте и длительности.

Это Вовка выдумал,

Что болтунья Лида, мол…

А. Барто

Ø С. Прокофьев, стихи А. Барто. Болтунья (слушание).

В музыке чередование скороговорки с размеренно-убедительными фразами.

Ø Каково отношение авторов этого произведения – поэта и композитора – к его главной героине? (Именно интонационные особенности музыки раскрывают нам её характер. Лида всячески старается показаться рассудительной и степенной, но стремительная скороговорка выдаёт нам её неудержимую болтливость.)

Вновь без сладкого на ужин,

Никому я здесь не нужен!

Не согрет и не обласкан,

Так ужасно одинок…

Ø В. Алеев, стихи неизвестного автора. Песня графа Вишенки. Из детского спектакля «Чиполлино» (слушание).

Речь (как музыкальная, так и разговорная) становится осмысленной при наличии пауз или знаков препинания. Мелодии песен строятся на соседних, близлежащих ступенях, постоянно возвращаясь к самому устойчивому звуку – тонике.

ЗАПОМНИТЕ! Сколько в музыкальном произведении персонажей, столько и различных музыкальных интонаций.  

IV. Итог урока.

Мы познакомились с понятием – интонация в музыке.

V. Домашнее задание.

Выучить определение «интонация». В нотной тетради записать звукоряд от ноты «до».

Урок 13

Наши рекомендации