Тема: «Мелодия – душа музыки»
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Э. Григ, русский текст М. Слонова. Песня Сольвейг. Из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» (слушание).
Ø Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Моя Россия (пение).
Дополнительный материал:
Картинки и репродукции картин:
ü Н. Рерих «Дом Сольвейг».
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Мелодия – душа музыки».
III. Работа по теме урока.
Запись на доске:
МЕЛОДИЯ СПОКОЙНАЯ ГРУСТНАЯ ПЛАВНАЯ ПРОТЯЖНАЯ |
Прислушайтесь как мелодично птичье пение. Мелодична выразительная речь человека. Свою мелодию имеет звон колоколов. Без мелодии не могла бы существовать музыка.
Слово мелодияв переводе с греческого языка означает «пение, напев».
¾ Как вы думаете, почему слова «мелодия» и «пение» так близки друг другу?
¾ Рассмотрите рисунок художника. Что в нём больше всего напоминает движение мелодии?
¾ Э. Григ, русский текст М. Слонова. Песня Сольвейг. Из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» (слушание).
¾ Как звучит мелодия в «Песне Сольвейг» Э. Грига? Используйте ключевые слова, записанные на доске.
Давно нам песня знакома.
Её мы услышали дома,
Когда в колыбели лежали
И мало ещё понимали.
Маме так часто пелось,
Что нам тоже петь захотелось.
Растём мы, а петь продолжаем,
И в жизни покоя не знаем.
Нам песня в труде помогает,
А после трудов – усыпляет.
Мы видим прекрасные сны,
Которые песен полны.
¾ Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Моя Россия (пение).
IV. Итог урока.
Музыкальность самой музыки заключается, прежде всего, в мелодии.
V. Домашнее задание.
В нотной тетради написать ноту «ре».
Урок 11
Тема: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!»
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. IV часть. Фрагмент (слушание).
Ø В. А. Моцарт, русский текст А. Лейкиной Волшебные колокольчики. Фрагмент хора «Послушай, как звуки хрустально чисты». Из оперы «Волшебная флейта» (пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Дополнительный материал:
Ø Портрет композитора В. А. Моцарта.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!»
III. Работа по теме урока.
Запись на доске:
МЕЛОДИЯ ОЖИВЛЁННАЯ ВЕСЁЛАЯ ЛЁГКАЯ СВЕТЛАЯ |
Музыку австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарталюбят во всём мире. Эта музыка полна света, радости и красоты. Наверное, поэтому русский композитор Антон Рубинштейн назвал Моцарта Гелиосом – богом солнца музыки.
Под звуки «маленькой ночной музыки» оживает облик старой Вены. В этом необычайно музыкальном городе днём и ночью можно было услышать то чудесное пение, то игру на скрипке. Даже самая простая музыка была необыкновенно прекрасной. Ведь её писал Моцарт!
¾ В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. IV часть. Фрагмент (слушание).
¾ Вы услышали знаменитое произведение В. А. Моцарта «Маленькую ночную музыку». Какое в нем настроение?
¾ Похожи мелодии в «Маленькой ночной музыке» и «Песне Сольвейг» или они отличаются? Используйте ключевые слова, записанные на доске.
¾ В. А. Моцарт, русский текст А. Лейкиной Волшебные колокольчики. Фрагмент хора «Послушай, как звуки хрустально чисты». Из оперы «Волшебная флейта» (пение, игра на детских музыкальных инструментах).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с музыкой австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Эта музыка полна света, радости и красоты.
V. Домашнее задание.
VI. В нотной тетради написать ноту «до».
Урок 12
Тема: Музыкальная интонация
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø С. Прокофьев, стихи А. Барто. Болтунья (слушание).
Ø В. Алеев, стихи неизвестного автора. Песня графа Вишенки. Из детского спектакля «Чиполлино» (слушание).
Дополнительный материал:
Ø Портреты композиторов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Музыкальная интонация».
III. Работа по теме урока.
Запись на доске:
ИНТОНАЦИЯ ЖАЛОБНАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ ГОРЕСТНАЯ ПЛАЧЕВНАЯ | ИНТОНАЦИЯ СУЕТЛИВАЯ БОЛТЛИВАЯ ОЗОРНАЯ |
Музыкальная интонация усиливает выразительность текста в песне. Мелодия – это «душа» музыки, поэтому при исполнении мелодии необходимо стремиться к её предельной выразительности, выделять смысловые вершины, подчёркивая логические ударения во фразах, объединяя дыханием отдельные её звуки в одно целое. Музыкальную интонацию, в отличие от речевой, записывают точно по высоте и длительности.
Это Вовка выдумал,
Что болтунья Лида, мол…
А. Барто
Ø С. Прокофьев, стихи А. Барто. Болтунья (слушание).
В музыке чередование скороговорки с размеренно-убедительными фразами.
Ø Каково отношение авторов этого произведения – поэта и композитора – к его главной героине? (Именно интонационные особенности музыки раскрывают нам её характер. Лида всячески старается показаться рассудительной и степенной, но стремительная скороговорка выдаёт нам её неудержимую болтливость.)
Вновь без сладкого на ужин,
Никому я здесь не нужен!
Не согрет и не обласкан,
Так ужасно одинок…
Ø В. Алеев, стихи неизвестного автора. Песня графа Вишенки. Из детского спектакля «Чиполлино» (слушание).
Речь (как музыкальная, так и разговорная) становится осмысленной при наличии пауз или знаков препинания. Мелодии песен строятся на соседних, близлежащих ступенях, постоянно возвращаясь к самому устойчивому звуку – тонике.
ЗАПОМНИТЕ! Сколько в музыкальном произведении персонажей, столько и различных музыкальных интонаций. |
IV. Итог урока.
Мы познакомились с понятием – интонация в музыке.
V. Домашнее задание.
Выучить определение «интонация». В нотной тетради записать звукоряд от ноты «до».
Урок 13