Тема: Осень: поэт – художник – композитор
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø С. Прокофьев. Вариация Феи осени. Из балета «Золушка» (слушание).
Ø Т. Попатенко, стихи Е. Авдиенко. Листопад (пение).
Ø Д. Васильев-Буглай, стихи А. Плещеева. Осенняя песня (пение).
Дополнительный материал:
Ø Портрет композитора С. Прокофьева.
Ø Картинки.
Ø Стихи.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока «Осень: поэт – художник – композитор».
Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Тёмны, тёмны ночи.
А. Плещеев
III. Работа по теме урока.
Поэт сочиняет стихи.
Художникпишет картины.
Композитор сочиняет музыку.
Запись на доске:
ПОЭТ ХУДОЖНИК КОМПОЗИТОР ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА |
Звучит музыка С. Прокофьева. Вариация Феи осени. Из балета «Золушка».
ü Перед вами три произведения искусства. Выразительно прочитайте стихотворение А. Плещеева. Внимательно рассмотрите репродукции картин. Можно ли сказать, что настроение этих произведений похоже? Почему?
Какой показана осень в музыкальном произведении С. Прокофьева. Вариация Феи осени. Из балета «Золушка»?
ü Чем отличается характер музыки от характера стихотворения и картин?
Вокально-хоровая работа.
ü Т. Попатенко, стихи Е. Авдиенко. Листопад (пение).
ü Д. Васильев-Буглай, стихи А. Плещеева. Осенняя песня (пение).
IV. Итог урока.
Произведения искусства, созданные поэтами, художниками, композиторами по-разному передают одно и тоже настроение. Так как они пользуются различными материалами: поэт – словом, художник – красками, композитор – звуками.
V. Домашнее задание.
Подобрать три произведения искусства об осени.
Урок 7
Тема: Весело – грустно
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Р. Шуман. Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы. Из цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание).
Ø Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. Сурок (слушание).
Ø Д. Кабалевский. Клоуны (слушание).
Ø Перепёлочка. Белорусская народная песня (пение).
Ø В. Шаинский, стихи М. Матусовского. Вместе весело шагать (пение).
Дополнительный материал:
Ø Портреты композиторов:Р. Шумана, Л. Бетховена, Д. Кабалевского.
Ø Картинки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока «Весело – грустно».
III. Работа по теме урока.
Музыка, звучащая весело, жизнерадостно, написана в мажоре.
Музыка, звучащая грустно, печально, написана в миноре.
Запись на доске:
МАЖОР МИНОР |
МАЖОР: Т Т 1/2т Т Т Т 1/2т
МИНОР: Т 1/2т Т Т 1/2т Т Т
ü Рассмотрите репродукцию картины Р. Савери Крестьянский танец.
ü Послушайте пьесу Р. Шумана Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы. Из цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание).
ü Какое настроение в музыке? Соответствует ли оно настроению картины «Крестьянский танец»?
ü Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. Сурок (слушание).
ü Чем отличаются пьесы «Весёлый крестьянин…» и «Сурок»?
Вокально-хоровая работа.
Перепёлочка. Белорусская народная песня (пение).
В. Шаинский, стихи М. Матусовского. Вместе весело шагать (пение).
IV. Итог урока.
Мы узнали о том, что музыка, звучащая весело, жизнерадостно, написана в мажоре. Музыка, звучащая грустно, печально, написана в миноре.
Домашнее задание.
В тетрадях для нот записать мажорный и минорный звукоряд (до мажор и ля минор).
Урок 8
Тема: Весело – грустно
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Р. Шуман. Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы. Из цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание).
Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. Сурок (слушание).
Д. Кабалевский. Клоуны (слушание).
Перепёлочка. Белорусская народная песня (пение).
В. Шаинский, стихи М. Матусовского. Вместе весело шагать (пение).
Дополнительный материал:
Ø Портреты композиторов:Р. Шумана, Л. Бетховена, Д. Кабалевского.
Ø Картинки.
Портреты композиторов:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Работа по теме урока.
Музыка, звучащая весело, жизнерадостно, написана в мажоре.
Музыка, звучащая грустно, печально, написана в миноре.
Запись на доске:
МАЖОР МИНОР |
МАЖОР: Т Т 1/2т Т Т Т 1/2т
МИНОР: Т 1/2т Т Т 1/2т Т Т
ü Д. Кабалевский. Клоуны (слушание).
ü В музыке клоуны изображены одинаково или по-разному?
ü Вспомните известные вам музыкальные произведения, написанные в мажоре и миноре.
Вокально-хоровая работа.
Перепёлочка. Белорусская народная песня (пение).
В. Шаинский, стихи М. Матусовского. Вместе весело шагать (пение).
IV. Итог урока.
Мы узнали о том, что музыка, звучащая весело, жизнерадостно, написана в мажоре. Музыка, звучащая грустно, печально, написана в миноре.
V. Домашнее задание.
Выучить из каких тонов и полутонов состоит мажор и минор.
Урок 9
Тема: Озорные частушки
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Т. Попатенко, стихи М. Кравчука. Частушки (пение).
Ø Подружки. Музыка и стихи народные, обработка Л. Абелян (пение).
Ø М. Раухвергер, стихи В. Мартынова. Школьные частушки (пение).
Ø Мальчишечьи куплеты. На музыкальную тему «Тамбовские припевки», стихи народные (пение).
Дополнительный материал:
Ø Текст частушек.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока «Озорные частушки».
III. Работа по теме урока.
Частушка – это весёлая песенка. В ней много куплетов, которые поются на известные мелодии.
Появились частушки двести лет тому назад. Они произошли от прибауток и песен, плясовых и игровых припевок.
Запись на доске:
ЧАСТУШКА ХАРАКТЕР ШУТЛИВЫЙ ОЗОРНОЙ НАСМЕШЛИВЫЙ |
Главный сочинитель частушек – народ.
Название «частушка» происходит от слова «частить», то есть «быстро говорить». Поэтому большинство частушек исполняется в оживлённом темпе.
ü Почему люди сочиняют и поют частушки?
ü Какой характер у частушек?
Вокально-хоровая работа.
Т. Попатенко, стихи М. Кравчука. Частушки (пение).
Подружки. Музыка и стихи народные, обработка Л. Абелян (пение).
М. Раухвергер, стихи В. Мартынова. Школьные частушки (пение).
Мальчишечьи куплеты. На музыкальную тему «Тамбовские припевки», стихи народные (пение).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с веселым жанром русского фольклора – частушкой.
V. Домашнее задание.
Попробуйте сами сочинить свои частушки.
Вторая четверть
Урок 10