Тема: Музыкальные инструменты. Тембры - краски
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø С. Прокофьев. Тема птички. Из симфонической сказки «Петя и волк» (соло флейты, слушание).
Ø К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». Фрагмент (соло арфы, слушание).
Ø Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (соло скрипки, слушание).
Ø Е. Тиличеева, стихи Гангова. Догадайся, кто поёт (пение).
Ø Г. Левкодимов, стихи Э. Костиной. Весёлые инструменты(пение, игра на детских музыкальных инструментах, импровизация).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Музыкальные инструменты. Тембры - краски
Запись на доске:
ТЕМБР АРФА ФЛЕЙТА ПИАНИНО СКРИПКА |
III. Работа по теме урока.
Каждый музыкальный инструмент, как и любой человеческий голос, имеет своё собственное звучание, собственную краску. Это звучание называетсятембром.
¾ Послушайте три фрагмента. Звучание каких музыкальных инструментов вы в них услышите?
Ø С. Прокофьев. Тема птички. Из симфонической сказки «Петя и волк» (соло флейты, слушание).
Ø К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». Фрагмент (соло арфы, слушание).
Ø Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (соло скрипки, слушание).
¾ Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали? (Флейта, арфа, скрипка.)
¾ Какие картины «рисует» музыка?
¾ Рассмотрите полотна художников, изображающие музыкантов и инструменты. Запомните портреты композиторов.
¾ Рассмотрите внимательно рисунок, изображающий внутренний механизм пианино. Знакомо ли вам похожее устройство? В какой сказке мы с ним уже встречались?
Вокально-хоровая работа
Примите посадку исполнителя.
Ø Е. Тиличеева, стихи Гангова. Догадайся, кто поёт (пение).
Исполняйте песню выразительно. Будьте внимательны при определении голоса своих товарищей.
Ø Г. Левкодимов, стихи Э. Костиной. Весёлые инструменты(пение, игра на детских музыкальных инструментах, импровизация).
IV. Итог урока.
Вы познакомились с музыкальными инструментами: арфой, скрипкой, флейтой.
V. Домашнее задание.
Дома слушать музыку красивую композиторов-классиков.
Урок 30
Тема: Легко ли стать музыкальным исполнителем?
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
¾ М. Заливашина, стихи И. Андреевой. Музыкальная семья (пение, театрализация).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Легко ли стать музыкальным исполнителем?
Запись на доске:
ИСПОЛНИТЕЛЬ |
III. Работа по теме урока.
КАК НЕЗНАЙКА БЫЛ МУЗЫКАНТОМ
Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. Читать он выучился только по складам, а писать умел только печатными буквами. Многие говорили, будто у Незнайки совсем пустая голова, но это неправда, потому что как бы он мог тогда соображать? Конечно, он соображал плохо, но ботинки надевал на ноги, а не на голову, – на это ведь тоже соображение надо.
Незнайка был не такой уж скверный. Он очень хотел чему-нибудь научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда, а из этого даже у самого умного коротышки ничего не могло получиться.
Малыши и малышки очень любили музыку, а Гусля был замечательный музыкант. У него были разные музыкальные инструменты, и он часто играл на них. Все слушали музыку и очень хвалили. Незнайке было завидно, что хвалят Гуслю, вот он и стал просить его:
– Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.
– Учись, – согласился Гусля. – На чем ты хочешь играть?
– А на чем легче всего выучиться?
– На балалайке.
– Ну, давай сюда балалайку, я попробую.
Гусля дал ему балалайку. Незнайка забренчал на струнах. Потом говорит:
– Нет, балалайка слишком тихо играет. Дай что-нибудь другое, погромче.
Гусля дал ему скрипку. Незнайка принялся пиликать смычком по струнам и сказал:
– А еще громче ничего нет?
– Еще труба есть, – ответил Гусля.
– Давай-ка ее сюда, попробуем.
Гусля дал ему большую медную трубу. Незнайка как подует в нее, труба как заревет!
– Вот это хороший инструмент! – обрадовался Незнайка. – Громко играет!
– Ну, учись на трубе, если тебе нравится, – согласился Гусля.
– А зачем мне учиться? Я и так умею, – ответил Незнайка.
– Да нет, ты еще не умеешь.
– Умею, умею! Вот послушай! – закричал Незнайка и принялся изо всех сил дуть в трубу: – Бу-бу-бу! Гу-гу-гу-у!
– Ты просто трубишь, а не играешь, – ответил Гусля.
– Как не играю? – обиделся Незнайка. – Очень даже хорошо играю! Громко!
– Эх, ты! Тут дело не в том, чтобы было громко. Надо, чтоб было красиво.
– Так у меня ведь и получается красиво.
– И совсем не красиво, – сказал Гусля. – Ты, я вижу, совсем не способен к музыке.
– Это ты не способен! – рассердился Незнайка. – Ты просто из зависти так говоришь. Тебе хочется, чтобы тебя одного слушали и хвалили.
– Ничего подобного, – сказал Гусля. – Бери трубу и играй сколько хочешь, если считаешь, что не нужно учиться. Пусть и тебя хвалят.
– Ну и буду играть! – ответил Незнайка.
Он принялся дуть в трубу, а так как играть он не умел, то труба у него и ревела, и хрипела, и визжала, и хрюкала. Гусля слушал, слушал… Наконец ему надоело. Он надел свою бархатную тужурку, нацепил на шею розовый бантик, который носил вместо галстука, и ушел в гости.
Вечером, когда все малыши собрались дома. Незнайка снова взялся за трубу и принялся дуть в нее сколько хватало сил:
– Бу-бу-бу-у! Ду-ду-ду-у!
– Что за шум? – закричали все.
– Это не шум, – ответил Незнайка. – Это я играю.
– Перестань сейчас же! – закричал Знайка. – От твоей музыки уши болят!
– Это потому, что ты к моей музыке еще не привык. Вот привыкнешь – и уши не станут болеть.
– А я и не хочу привыкать. Очень мне нужно!
Но Незнайка не слушал его и продолжал играть:
– Бу-бу-бу! Хр-р-р! Хр-р-р! Виу! Виу!
– Да перестань ты! – набросились на него все малыши. – Уходи отсюда со своей противной трубой!
– Куда же мне уходить?
– Иди в поле да там и играй.
– Так в поле ведь некому будет слушать.
– А тебе обязательно надо, чтоб кто-нибудь слушал?
– Обязательно.
– Ну, иди на улицу, там тебя соседи услышат.
Незнайка пошел на улицу и стал играть возле соседнего дома, но соседи попросили его не шуметь под окнами. Тогда он пошел к другому дому – его и оттуда прогнали. Он пошел к третьему дому – его стали и оттуда гнать, а он решил им назло играть и играть. Соседи рассердились, выбежали из дома и погнались за ним. Насилу он убежал от них со своей трубой.
С тех пор Незнайка перестал играть на трубе.
– Моей музыки не понимают, – говорил он. – Еще не доросли до моей музыки. Вот когда дорастут – сами попросят, да поздно будет. Не стану больше играть.
¾ На каких музыкальных инструментах пытался играть Незнайка?
¾ Почему жители цветочного города не захотели слушать музыку Незнайки?
¾ Из-за чего Незнайка так и не стал музыкантом?
Вокально-хоровая работа
Ø М. Заливашина, стихи И. Андреевой. Музыкальная семья (пение, театрализация).
¾ Кого вам напоминает главный герой этой песни?
IV. Итог урока.
Вот мы и узнали ответ на вопрос: легко ли стать музыкальным исполнителем?
V. Домашнее задание.
Исполнять песню: «Музыкальная семья».
Урок 31
Тема: На концерте
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø В. Дементьев, стихи И. Векшегоновой. Необычный концерт (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: На концерте
Запись на доске:
КОНЦЕРТ ИСПОЛНИТЕЛЬ |
III. Работа по теме урока.
¾ На каких музыкальных инструментах играют участники концерта?
¾ Что делает барсук?
¾ Подумайте как бы вы поступили, если бы во время концерта вспомнили, что скоро по телевизору интересные мультфильмы.
Правила поведения на концерте:
· Во время концерта полагается спокойно, молча слушать музыку. Представьте, что на сцене выступаете вы, а зрители в это время разговаривают и смеются.
· Во время спектакля или концерта нельзя вставать и уходить. Это очень не вежливо по отношению к артистам и слушателям.
Вокально-хоровая работа
Ø В. Дементьев, стихи И. Векшегоновой. Необычный концерт (пение).
IV. Итог урока.
Мы повторили правила поведения на концерте и постараемся их выполнять.
V. Домашнее задание.
Вспомните музыку из мультфильмов.
Урок 32
Тема: «Но на свете почему-то существует доброта…» (музыка в мультфильмах)
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø А. Шнитке. Rondo. Из «Concerto grosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра (звучит в мультфильме «Карандаш и ластик» из мультсериала «Карусель»). Фрагмент (слушание).
Ø Б. Савельев, стихи А. Хайта. Неприятность эту мы переживём. Из мультфильма «Лето кота Леопольда» (слушание).
Ø В. Шаинский, стихи Э. Успенского. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк» (пение).
Ø Ю. Тугаринов. Добрые волшебники (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Но на свете почему-то существует доброта…» (музыка в мультфильмах)
Запись на доске:
Музыка в мультфильмах |
III. Работа по теме урока.
¾ Мультфильмы любят все – и взрослые, и дети. Любят их за юмор, веселье, любят за доброту, которая всегда побеждает.
¾ Музыка в мультфильмах играет очень большую роль. Она помогает лучше узнать главных героев – их настроение, характер, поступки.
¾ С некоторыми героями мультфильмов мы сегодня встретимся вновь.
¾ Послушайте музыку к мультфильму «Карандаш и ластик». Какие два характера показаны в ней? Как музыка «рисует» образ карандаша: какие в ней интонации? Какими звучаниями изображён ластик?
Ø А. Шнитке. Rondo. Из «Concerto grosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра (звучит в мультфильме «Карандаш и ластик» из мультсериала «Карусель»). Фрагмент (слушание).
¾ Какой мультфильм хотелось бы создать вам? О чём бы он рассказывал? Какая музыка звучала бы в этом мультфильме?
Ø Б. Савельев, стихи А. Хайта. Неприятность эту мы переживём. Из мультфильма «Лето кота Леопольда» (слушание).
Вокально-хоровая работа
Ø В. Шаинский, стихи Э. Успенского. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк» (пение).
Ø Ю. Тугаринов. Добрые волшебники (пение).
IV. Итог урока.
Думаю, что вам нравится музыка из мультфильмов, потому что вы с удовольствием её исполняли на уроке.
V. Домашнее задание.
Слушать музыку из мультфильмов.
Урок 33