Музыкально-ритмические упражнения

В содержание данного раздела входит обучение детей умению двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности, а также умение выполнять несложные элементы плясок, перестроения, упражнения, инсценировки, водить хороводы, играть в музыкальные игры, как в сюжетные, так и в несюжетные. Музыкальны игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.

Материал, посредством которого осуществляется музыкально- ритмическое воспитание, должен отвечать интересам и возможностям ребенка, быть высокохудожественным. Инструментальная музыка и хороводы должны быть яркими, с приятной мелодией, простой гармонией и выразительными динамическими оттенками. Исполнение музыкальных произведений должно быть точным и художественным. Необходимо, чтобы музыкальные произведения были доступны при воспроизведении и передаче в танце. Это дает возможность детям в простейших движениях передать характер музыки, помогает глубже воспринять и закрепить содержание произведения.

Задачи музыкально-ритмических упражнений в следующем:

— научить детей согласовывать движения с характером музыки, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности: ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;

— развивать у детей чувство ритма, выражающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передают ее в движении;

— развивать художественно-творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построении хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.

Эти задачи решаются при выполнении основного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям музыкальные руководители используют различные методы:

— наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки);

— наглядно-двигательный (показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений);

— словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений);

— упражнения: многократные повторения, варьирование знакомого материала; упражнения в умении воспринимать и передавать образ, продиктованный песней или музыкой.

Если эти методы будут правильно подобраны, они помогут ребенку более глубоко и осознанно усвоить содержание и характер произведения.

Чок да чок.

1.Чок да чок – танцуют дети.

Чок да чок, чок да чок.

Чок да чок – танцуют дети,

Выставляя каблучок.

Припев:

Побежали наши детки

Все быстрей и быстрей,

Заплясали наши детки

Веселей, веселей.

2.Хлоп да хлоп – танцуют дети,

Хлоп да хлоп – пустились в пляс,

Хлоп да хлоп – танцуют дети,

Очень весело у нас.

3.Приседают наши детки,

Приседают дружно враз,

Приседают наши детки,

Вот как весело у нас

4.Чок да чок – танцуют дети.

Чок да чок, чок да чок.

Чок да чок – танцуют дети,

Выставляя каблучок.

Движения выполняются по тексту песни.

Прятки

Где же, где же наши ножки,

Где же наши ножки?

Где же, где же наши ножки,

Нет наших ножек.

Вот, вот наши ножки,

Вот наши ножки,

Пляшут, пляшут наши ножки,

Пляшут наши ножки.

Где же, где же наши ручки,

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки,

Нет наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки,

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут наши ручки.

Где же, где же наши детки,

Где же наши детки?

Где же, где же наши детки,

Нет наших деток.

Вот, вот наши детки,

Вот наши детки,

Пляшут, пляшут наши детки,

Маленькие детки!

На первом куплете дети садятся на корточки и ручками «прячут» ножки, на припеве встают и топают ногами. На втором куплете прячут руки за спину, на припеве – вытаскивают руки из-за спины и крутят кистями. На третьем куплете закрывают глазки руками, на припеве открывают и хлопают в ладоши.

Веселые ладошки

(см. нотное приложение №1)

Хлоп – раз еще раз,

Мы похлопаем сейчас. (2 раза)

А теперь скорей, скорей,

Шлепай, шлепай веселей.

Хлопают под музыку в ладоши и по коленкам поочередно, затем быстро

шлепают себя по бокам ладошками.

Солнышко

Утром солнышко встает,

Выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

Припев:

Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется,

А под солнышком всем

Весело живется.

На куплете дети поднимают руки вверх и «тянутся к солнышку», затем

опускают руки и садятся на корточки. На припеве дети встают, хлопают в

ладоши и топают ногами в ритм музыке. Упражнение повторяется 2 раза.

Зарядка

1.Каждый день по утрам делаем зарядку,

Очень весело нам делать по порядку:

Весело шагать,

Ножки поднимать,

Приседать и вставать,

Бегать и скакать.

2. Чтобы нам не болеть и не простужаться

Мы зарядкой всегда будем заниматься.

Весело шагать,

Ножки поднимать,

Приседать и вставать,

Бегать и скакать.

В начале каждого куплета дети выполняют упражнения руками: прижимают руки к груди, поднимают вверх, опять прижимают к груди, разводят в стороны. На словах «бегать и скакать» бегут друг за другом на носочках по кругу, руки при этом на поясе.

Пляска с погремушками

1.Ах, как весело сегодня

Веселятся малыши,

Деткам дали погремушки,

Погремушки хороши

Пр.: Дзынь-ля-ля…

2.Погремушки вверх пошли,

Выше, выше, малыши,

Погремушки деткам дали,

Погремушки хороши.

3.Где же, где же погремушки,

Спрятали их малыши,

Покажите погремушки,

Погремушки хороши.

4.Сели на пол постучали погремушкой малыши,

Постучали, поиграли,

Погремушки хороши.

5.Побежали с погремушкой

Друг за другом малыши,

Догоните наших деток,

Наши детки хороши.

Детям раздаются погремушки. На первом куплете дети трясут погремушками

в такт с музыкой, поворачиваясь вправо и влево. На втором куплете дети

поднимают и опускают погремушки в соответствии с текстом песни.

Последующие действия определяет текст песни.

Ладушки-ладошки

1.Звонкие хлопошки

Хлопают в ладошки.

Припев:

Ладушки, ладушки,

Ладушки-ладошки.

2.Кашку наварили,

Помешали ложкой.

3.Курочке Пеструшке

Покрошили крошки.

4.Птичку пожалели,

Погрозили кошке.

5.Поплясали сами,

Пригласили ножки.

6.Строили, строили

Домик для матрешки.

7.Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Выполняются подражательные движения в соответствии с текстом.

Ноги и ножки.( См. нотное приложение№2)

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ – топ – топ – топ - топ.

Устали наши ножки,

Бежали по дорожке,

Погладим наши ножки

И отдохнем немножко.

Сначала дети идут по кругу большими либо маленькими шагами. Затем встают

и «гладят ножки».

Слушание музыки

Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Именно поэтому она так близка впечатлительной натуре ребенка. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно развивают художественное восприятие детей.

Уже в младшем дошкольном возрасте малыши начинают замечать смену контрастных частей музыки, могут выполнять небольшие музыкальные задания.

На логоритмических занятиях детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки дошкольникам ближе всего музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, большей частью заимствованный из литературных или живописных произведений, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда.

Задания, связанные со слушанием песен и музыкальных пьес, предлагаются детям в качестве отдыха после двигательных упражнений.

Наши рекомендации