Города Чебоксары Чувашской Республики

Города Чебоксары Чувашской Республики

Практическое пособие для родителей и педагогов

«Логопедическая ритмика для детей раннего возраста»

Города Чебоксары Чувашской Республики - student2.ru

подготовили:

Рожнова Яна Викторовна,

методист МБОУДОД

«Центр детского творчества» г.Чебоксары

Поликарпова Олеся Анатольевна,

методист МБОУДОД

«Центр детского творчества» г.Чебоксары

г. Чебоксары, 2012 г.

Оглавление

Введение с.3

Раздел 1. Принципы построения логоритмических занятий с.4

Раздел 2. Физическое развитие ребенка с.4

2.1. Физкультурные занятия по мотивам сказок с.4

2.2. Физкультурные занятия «Отправляемся в гости…» с.11

2.3. Игры с использованием нестандартного оборудования с.17

2.4. Упражнения вместе с мамой с.20

2.5. Веселые физкультминутки с.21

2.6. Игровой массаж с.24

Раздел 3. Музыкальное развитие ребенка с.33

3.1. Пальчиковая гимнастика с.33

3.2. Музыкально-ритмические упражнения с.37

3.3. Слушание музыки с.42

Заключение с.44

Литература с.45

Приложение с.46

Введение

Данное методическое пособие предназначено для родителей детей 2-3 лет, педагогов дополнительного образования, воспитателей и музыкальных руководителей детских садов.

Ранний возраст является особым периодом в жизни ребенка. По темпам развития мозга и нервной системы, которые влекут за собой изменения в познавательных, волевых и эмоциональных процессах, этому периода нет равных. Значит, именно в раннем детстве во многом определяется будущее человека: его здоровье, характер, способности, отношение к себе и другим людям. Но ребенок не может сам повлиять на свое будущее, он целиком зависит от взрослых, окружающих его в семье и образовательном учреждении, от их профессионального мастерства, компетентности, умением пользоваться современными достижениями науки. Поэтому нами было разработано пособие по логоритмике для детей раннего возраста, которое поможет родителям и педагогам развить ребенка.

Почему именно по логоритмике? В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Педагогов и специалистов все больше волнует вопрос речевого развития детей.

Нарушение речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности.

Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логопедическая ритмика- это одна из форм активной терапии, которая ставит перед собой цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой. Занятия логоритмикой с детьми раннего возраста способствуют:

ü формированию двигательных умений и навыков, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве, укреплению костно-мышечного аппарата;

ü развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания и памяти, мимики лица;

ü развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

ü умению расслабляться, снять напряжение;

ü воспитанию личностных качеств, решительности, уверенности в себе, смелости;

Ранний возраст - важный период в формировании человеческой личности, период, когда закладываются основы физического и эмоционального здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Очень важно вовремя научить ребенка правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением.

Е.А. Аркин указывал на то, что движение - самое естественное состояние ребенка. Но и его надо совершенствовать. Музыка также очень близка впечатлительной натуре ребенка, она является источником удовольствия. Музыка дарит и детям и родителям радость совместного творчества.

Логоритмические занятия имеют сюжетный характер, доступны и интересны детям. Исследователи М.М. Кольцова, Г.А. Волкова доказали: «чем лучше у ребенка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь».

Ход занятия.

Педагог: Тесто мы месили,

Пироги лепили.

Шлеп-шлеп- 2 раза

Получился колобок.

Педагог: посмотрите, какой колобок, получился (показ мяча желтого)

Что за чудо - чудеса (держим мячи и поворачиваемся влево - вправо)

Открывает он глаза,

Улыбается, хохочет

Рожицы смешные корчит.

Прыгнул на мое окошко (прыжки),

На пенек, одел сапожки

И отправился гулять (катаем мячи по залу)

По лесам, по полям.

А когда устал немножко (берем мячи в руки)

Колобок сел на дорожку (сели на мячи).

Основные движения.

Педагог: Колобочек побежал, по мостику поскакал. С колобком забот немало, скачет глупый, где попало.

1. "По мостику" - ходьба по скамейке с прокатыванием мяча.

Педагог: Вот пришел он на полянку, зайка ждет там спозаранку. В барабан он громко бьет, в чехарду играть зовет.

2. "Заячья чехарда" - прыжки на двух ногах через мячи.

Педагог: С колобком забот немало, не лежится на боку. Может в лес он укатиться, может съесть его лисица.

3. "Прятки" - пролезание в обруч боком.

Подвижная игра "Хитрая лиса". Воспитатель незаметно для детей выбирает лису. Дети три раза зовут ее: "Хитрая лиса, ты где?". Лиса прыгает в центр круга: "Я тут". Дети разбегаются, а лиса их ловит.

Спокойная игра "Кто по кругу пойдет, тот колобок найдет". Дети ищут спрятанный колобок. Воспитатель отмечает того, кто первым его нашел.

«Курочка Ряба»

Задачи:

- вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии;

- учить детей выполнять основные движения (ползание на четвереньках и прокатывание мяча друг другу);

- закреплять навыки в построение врассыпную и в беге стайкой за воспитателем;

- приучать выполнять подскоки.

Материал: мячи по количеству детей, игрушка "курочка".

Ход занятия.

Педагог: - Мы сегодня пойдём в гости к курочке, к деду с бабой у которых она живёт.
- Ребятки, нам нужно поторопиться. Топ-топ-топ-топ! Быстро, быстро топочите и бегите и бегите.

Бег 20-30сек.

Педагог: - Вот ребятки мы пришли.

Общеразвивающие упражнения

1.Курочка крыльями машет (покажите как).
Исходное положение: основная стойка - руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение.(4раза)

2. "Любит курочка пшено". Исходное положение: основная стойка - 1-2 присесть, постучать пальчиками о пол, 3-4 и.п.(3раза)

3. "Пьёт студёную водицу". Исходное положение: основная стойка - 1-2-наклон вниз, руки отвести назад.3-4-и.п.(5раз)

4. "Курочка рада". Кружение вокруг себя.(2раза)

Основные движения.

Курочка: - Снесла я деду с бабой яичко, не простое, а золотое.

Педагог: Дед бил- бил - не разбил, баба била-била - не разбила

Исходное положение: ноги слегка расставлены. 1-2 присесть, постучать по полу, 3-4 и.п.(3раза)

Педагог: - Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и покатилось.

Ползание на четвереньках, повороты туловища вправо-влево.

Педагог: - Ты яичко догони, а потом его кати (прокатывание мяча друг другу из положения, сидя на полу и стоя, бег за мячом, можно на четвереньках).
Педагог: - Надоело нам катать, будем мы скакать (подскоки детей на двух ногах на месте).
Педагог: - Ловко прыгали как мышки, уронили мы яички, яичко покатилось и разбилось,

- Плачет дед, плачет баба.

(Взмахи кистями рук).

Педагог: - Ребятки, давайте с вами пойдём и посмотрим, что есть у курочки в гнезде. (Ходьба стайкой, в корзине находятся мячи).

Подвижная игра"Мой весёлый звонкий мяч"

Игра малой подвижности "Найди мяч" (дети спокойно собирают мячи и относят в "гнездо" курочки).30сек.

«Волк и семеро козлят»

Цель:вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем.

Задачи:

-учить детей бросать предметы в вертикальную цель одной или двумя руками;

- отрабатывать навыки подтягивания, лежа на гимнастической скамейке с продвижением вперед;

- формирование чувства уверенности в преодолении препятствий при перепрыгивании через 2 линии;

- совершенствовать у детей навыки ходьбы и бега;

- продолжать развивать сенсорные способности на занятиях физкультурой;

- воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Ход занятия.

Педагог: Какая красивая пришла к нам козочка. Давайте послушаем про неё сказку.

Рано утром, как только взойдет солнце, коза идет в лес за грибами и ягодами для своих козлят. (Ходьба детей на носках, чередуя широкий и мелкий шаг в течение 2-3 минут.)

Идет коза в лесок набрать

Ягод в туесок.

Гуляла козочка по лесу, от одного кустика с ягодами к другому перебегала. (Бег врассыпную)

Перебегала от одного грибка к другому,

Увидела пеньки.

Стала ноги поднимать,

Чтоб пеньки не задевать.

Шагала, шагала козочка и не заметила,

Как ушла далеко от дома от своих деток козлят. (Ходьба детей, перешагивание через предметы.)

Волк - кусака жил в лесу.

Не спал, не дремал, сразу к дому побежал,

В дверь к козлятам застучал.

Козлятушки - ребятушки,

Отопритесь, отворитесь. (Бег детей с переходом на ходьбу перестроение в круг на вытянутые руки.)

Основные виды движений

Игры детей с цветными мячами: красными, желтыми, синими, зелеными.

Педагог: Поняли козлята, что это волк - кусака. Решили его прогнать из своего леса. Стали бросать в него мячики.

Бросание мяча в цель, одной и двумя руками в силуэт волка.

Педагог: Пошли козлята дальше в лес искать свою маму. Увидели на дорожке лужи. (Ребятки-козлятки, какого цвета лужи?) Стали козлята резвиться, перепрыгивать через лужи.

Произвольное перепрыгивание через лужи.

Педагог: Навеселились козлята, и пошли дальше искать маму-козу. За козлятами из леса прибежал волк, но козлята были ловкие и убежали от него. Подтягиваясь по скамейке на животе – вот так. А волк не умел так делать.

Ручки ты вперед тяни.

На животике ползи.

Ножки ты не опусти.

Голову вверх подними.

Подтягивание на гимнастической скамейке, лежа на животе. Голову держать вверх - произвольно.

Подвижная игра «Мама-коза и дети-козлятки» (Вариант ходьбы и бега, прыжки.)

Педагог: Убежали козлята от волка. Прибежали в лес на полянку. Нашли маму-козу и стали дружно играть вместе.

Мы на полянку пойдем, прыгать мы начнем.

Прыгаем, травку кушаем, тишину слушаем.

Волк не дремлет и не спит, за козлятами следит.

Козлятки, волк идет, убегаем в домик! Какие проворные козлятки, никого волк не догнал.

Игра повторяется 2 раза.

Ход занятия.

Содержание Дозировка Методические указания
I часть.
Дети входят в спортивный зал.   Педагог: «Сегодня мы ребята побываем в сказке «Три поросенка». Представим, что все наши ребятки - поросятки, которые прибежали на лесную полянку».
Ходьба на носках, руки вверх. 1 круг Светит яркое солнышко. Пойдем навстречу ему.
Бег врассыпную. 1 мин Всем стало весело, и поросята разбежались по поляне.
Ходьба по ребристой доске. 1 круг Потом они пошли по дорожке. На пути у них – речка. Переходим её по мостику.
Затем дети останавливаются, встают в большой круг. Воспитатель говорит, что в сказке поросята построили себе дома - вот и они сейчас будут их строить, вначале - соломенный дом.    
II часть. Общеразвивающие упражнения
1.Взмахи руками, имитация косьбы. 2-3 раза Косим траву. (Выполнять с большой амплитудой)
2.Повороты вправо и влево, руки в стороны, ладонями вверх. 5-6 раз Сушим траву на солнышке.
3.Наклоны к правой и левой ноге попеременно. 3-4 раза Солому складываем в кучку. (Колени не сгибать) Соломенный дом готов, теперь построим дом из веточек.
4.Наклоны туловища в правую и левую стороны 3-4 раза Подул ветер, и деревья закачались.(Выполнять с большой амплитудой)
5.Наклоны туловища вперед с прогибанием спины, руки вытянуты вперед. 3-4 раза Собираем ветки и складываем их в кучу. Дом из веток готов, теперь поможем третьему поросенку построить каменный дом.
6.Передают «кирпичик» из рук в руки 3-4 раза Поднимаем кирпичи.
7.Ноги на ширине плеч - переступают с ноги на ногу, покачиваясь. 3-4 раза Любуемся домом.
8.Прыжки на месте. 5-8 раз Дома построили, и поросята радуются (легко на носочках)
Основные движения
1. Метание шишек вперед.   На поляне поросята нашли шишки, начали бросать их через реку. Стараться перебросить их через «реку».
2. Прыжки вперед.   Поросята нашли узкое место в реке и начали через нее перепрыгивать. Прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед.
3. Дети собирают шишки.   На том берегу, они собрали шишки. Не наталкиваться друг на друга.
4. Ходьба по доске.   И вернулись на полянку по мостику.
Подвижная игра «Три поросенка». Дети (по трое) стоят в обручах (домики поросят). Условие: когда поросят трое, и они находятся в домике, волк тронуть их не может. Звучит веселая музыка, и все поросята бегут на полянку: «Мы маленькие поросятки, по лесу гуляем, цветы собираем». Инструктор объявляет об опасности: «Вдруг выходит волк, он зубами - щелк!». Все поросята должны занять свои домики. 2-3 раза  
III часть.
1.Пальчиковая гимнастика «Этот толстый поросенок». 2 мин  
2. Построение. Сообщение итогов занятия. 20 с  

2.2.Физкультурные занятия «Отправляемся в гости…»

"В гости к кукле Кате".

Цель:

- формировать умение прыгать на двух ногах;

- упражнять детей в ходьбе в прямом направлении, перешагивать через мешочки с песком ("камушки");

- ползать на четвереньках, подползать под дугу;

- упражнять в умении взойти на ящик и сойти с него;

- развивать умение ориентироваться в пространстве;

- помочь вызвать эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нём.

Материал и оборудование:кукла, маленький стульчик, "камушки" (мешочки с песком размером 20 на 12 см), ковровая дорожка шириной 20 см, дуга, ящик высотой 15 см, таз с водой комнатной температуры, вертикальные ёлочки высотой 50 см, грибочки маленькие деревянные, корзинка.

Ход занятия.

Педагог: Ребята, посмотрите! К нам в гости пришла кукла Катя! Вон там она сидит! Пойдёмте к ней по дорожке. Перешагивайте через "камушки" (если кто-то из детей не идёт, воспитатель зовёт их по имени). Вот какая красивая кукла Катя!

Кукла Катя(воспитатель берёт её в руки, говорит от её имени):

Я на стульчике сидела,

И на вас, на всех глядела!

Ах, как быстро вы шагали!

Не споткнулись, не упали!

И за это покажу вам гимнастику свою!

(Дети становятся врассыпную, кукла располагается недалеко от детей).

Педагог:  
У катюши в гостях два Два цыплёнка в лаптях, Исходное положение: основная стойка. Поочерёдное поднимание ног.
Петушок в сапожках, Исходное положение: основная стойка - на счёт 1-2 наклонились в "сапожках", 3-4 вернулись в исходное положение. (Повторить 4-5 раз).
Курочка в серёжках, Исходное положение: свободное - на счёт 1-2 руки подняли, потянулись, 3-4 вернулись в исходное положение. (Повторить 3 раза).
Селезень в кафтане, Утка в сарафане, Исходное положение: руки на поясе. Повороты туловища в разные стороны (повторить 3-4 раза).
А корова в юбке, В теплом полушубке. Прыжки детей на двух ногах.
Всех вместе собрали, Бегать дружно стали. Бег в разных направлениях. Спокойная ходьба.

Педагог:Вот какие молодцы! Катя любит гулять и нас зовёт! (педагог берёт куклу в руки и говорит от её лица):

Вы скорей, скорей ползите

Да с дороги не сверните!

Основные упражнения.

1. ползание, подлезание под дугу, доползти до ящика, встать на ящик, сойти с него (2-3 раза).

2. Исходное положение: дети держат палку хватом сверху. Воспитатель, повернувшись к ним, держит палку за середину и вместе с детьми выполняет упражнение.

(По окончании основных движений убираются атрибуты и выставляются ёлочки, под ним – грибочки).

Педагог:

Вместе с Катей в лес пришли,

В лесу ёлочки росли.

А под ними-то грибы!

Надо все грибы сорвать

Да в корзиночку собрать.

(Дети собирают грибы по одному в корзинку).

Педагог: Вот сколько грибов! Полная корзинка! Ой, а ладошки-то испачкались. Пойдёмте, в ручейке ополоснём ладошки!

(Дети подходят к тазу с водой, в нём на дне вода). (Звучит фонограмма спокойной музыки).

Педагог читает потешку "Водичка"

Водичка, водичка, Дети моют в воде ручки.
Умой моё личико. Умывают лицо (имитируют).
Чтобы глазки блестели, Моют глазки.
Чтобы щёчки краснели, Моют щёки.
Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Прыгают на двух ногах и улыбаются.

Педагог:А теперь высушим ладошки: наберём в рот воздух, и подуем на ладошки. А теперь потрясём ручками и снова дунем на ладошки. Высушили? Молодцы! Ой, ребятки, ветер сильный налетел, прячьте скорее ладошки, а то замёрзнут! (Дети прячут руки за спину, воспитатель дует сильно). (Повтор два раза). Молодцы! Все мы дружно наигрались, и домой идти собрались! (спокойная ходьба).

"В гости к солнышку".

Цель:

- упражнять детей в беге, прыжках, развивать ловкость;

- развивать умение подражать;

- побуждать к самостоятельным, активным действиям;

- вызвать радость от выполняемых действий;

- учить спрыгивать с небольшой высоты;

- развивать выдержку в игре.

Оборудование:по два султанчика на каждого ребёнка, 2 дорожки - ширина 40 см. (одна со следами "следы солнышко"), 4 диска "кочки" для прыжка, куб-30 см.

Ход занятия.

Вводная часть:

Дети входят в зал.

Педагог:

- Ребятки, мы сегодня пойдём гулять в лес.

Утро настало

Солнышко встало.

(Ходьба, ходьба на носках, бег - по 2 раза, под музыку А.К. Климова "Прогулка").
Построение в круг (пришли на полянку).

Пришла весна,

Мы ждали тебя!

Солнышко, ярче свети!

Пусть бегут ручьи.

Пусть птички летят,

О весне кричат!

Общеразвивающие упражнения

1."Медведь" - услыхал медведь и ну реветь, лапы разминать высоко их поднимать. Исходное положение: ноги чуть расставить, руки перед грудью. Поднимать поочерёдно ноги согнутые в коленях. - 4 раза.

2."Лиса" - хвостик распушила. Исходное положение: основная стойка руки перед грудью. Повороты туловищем то вправо, то влево (ноги не сдвигать).-

4 раза.

3."Сова" - совушка-сова большая голова, в дупле сидит во все глаза глядит. Исходное положение: основная стойка руки перед глазами. Наклоны вперёд. –

6 раз.

4."Жучки"- выползали, на солнышке лапки согревали. Исходное положение: лёжа на животе, свободные движения руками и ногами. - 2 раза по 10 сек.

5. "Зайки" - девочки и мальчики превратились в зайчиков. Прыжки.
Основные движения

Педагог:

– Ребятки, давайте позовём солнышко.

Солнышко – вёдрышко!

Выгляни в окошко.

Согрей, обогрей –

Телят, ягнят,

Ещё маленьких ребят.

- Не слышит солнышко, пойдём к нему в гости. Живёт оно за лесом, за болотом,

за горой.

1 – пойдём по тропочке лесной (ходьба по узкой дорожке).

2 – пойдём по солнечным следам (ходьба по следу).

3 – по "болоту" с кочки на кочку (прыжки на двух ногах).

4 – за горой (прыжок с куба).

Игра "Цапля и лягушки"

Заключительная часть:

Педагог:

- Солнышко высоко, оставило оно лучики свои.

Танец с султанчиками под музыку А.К. Климова "Солнечный зайчик".

Ярче вы лучи сияйте.

И земельку согревайте,

Зеленейте стебельки,

Расцветайте все цветки.

"У Мишки косолапого в гостях"

Цель:

- закрепить знания малышей о диких животных;

- закрепить основные физкультурные движения: пролезание под дугой, хождение по наклонной доске;

- познакомить с основным стихотворением, с жизнью медведя зимой;

- продолжать учить различать яблоко и другие фрукты;

- развивать различные ощущения: зрительные, вкусовые и обонятельные, развивать речь;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- формировать у детей интерес к рисованию;

- создать у детей радостное настроение, “зажечь” на ветках елки огоньки, фонарики, используя яркие краски.

Материал:

корзина с фруктами (яблоко, груша, апельсин, банан) и в тарелочке – кусочки этих фруктов.

“Дальняя дорога”:

– тропа – вырезанная из линолеума извилистая дорожка;

– горка – наклонная доска, оклеенная белой бумагой;

– деревья наклоненные – дуги, оклеенные ватой;

Лес – искусственные елки.

Дикие животные-игрушки: медведь, лиса, зайчата, белочка, волк.

Вагончики у паровоза – коробочки, обшитые материалом и скрепленные между собой при помощи пуговиц.

На столе – белая бумага с нарисованными на ней зелеными елочками; красная и желтая краски, кисти.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте ребятки! Знаете, где я была? (Где?). Я была в красивом зимнем лесу. Там много – много зеленых елочек и много – много снега – большие сугробы. А между елками под снегом – берлога. А в берлоге кто спит? Как вы думаете?

Дети:Мишка!

Педагог:Правильно, Мишка. Медведи зимой спят в берлоге, а я его случайно разбудила. Проснулся медведь, разозлился. Но когда узнал, что я от ребяток из детского сада пришла, то успокоился. Пригласил вас, ребятки, к себе в гости, да и угощение прислал. Вот эта корзинка от него. В ней разные фрукты. Давайте отгадаем какие.

Педагог: (достает из корзинки яблоко): Что это такое?

Дети:Яблоко.

Педагог:Подойдите и потрогайте его. Какой оно формы, цвета?

Дети:Круглое, красное.

Другие варианты ответов.

Педагог: На что похоже яблоко?

Дети: Мячик, солнышко и т.д.

Педагог: (достает грушу): Что это такое?

Дети: Груша.

Педагог:На что она похожа? Какого она цвета?

Рядом на столе разложить предметы с одинаковым цветом и похожей формы для сравнения.

Педагог: (достает мандарин): А это что?

Дети: Мандарин.

Предложить детям потрогать его и сравнить с яблоком. Яблоко – гладкое, а мандарин – шершавый.

Педагог:А теперь закройте глазки и угадайте, что я вам положу в ротик.

Воспитатель дает детям приготовленные на тарелочке кусочки разных фруктов, а дети отвечают, что они съели.

Педагог: Мишка пригласил вас в гости к себе, чтобы показать свою красивую елочку. Но только дорога дальняя, через лес.

Сначала дети идут по тропе (хождение по ограниченной поверхности).

Дальше поднимаются по снежной горке (наклонная доска).

А вот и деревья склонились под тяжестью снега (пролезают под дугой).

Вот и елка, под которой спит мишка.

Педагог:

Раскидывает снежинки между елками, на елки и читает стихотворение:

Как на горе снег – снег,

И под горкой снег – снег,

И на елке снег – снег,

А под снегом спит медведь.

Тише – тише – не шуметь.

Мишка “просыпается”.

Мишка:Здравствуйте, ребятки. Вам передали угощение?

Дети: Да!

Мишка: А что было в корзине? Что вы кушали?

Ответы детей.

Педагог: Посмотрите, какая красивая елочка у мишки. А кто это прячется за елкой? (Воспитатель достает лисичку.)

Ребенок:Лисичка.

Мишка:Да она тоже живет здесь в лесу.

Педагог:А это еще кто здесь сидит? (Достает волка.)

Дети:Волк.

Мишка: Да и волк тоже живет в лесу.

Педагог:А это что еще за беленькие комочки? (Достает зайчат из-под елки.)

Дети:Зайчики.

Педагог:Эти все звери: мишка, лиса, волк и зайчата живут в лесу. И их называют дикими животными.

Мишка: А давайте зажжем мою елочку. Как вы ребятки зажигали огоньки на елочке?

Дети хлопают – елка зажигается.

Зайка: Я тоже хочу такую елочку.

Другой зайка:Я тоже…

Педагог:Давайте дети подарим им елочки и зажжем огоньки на них. Но нам нужно идти далеко.

Мишка:У меня есть паровозик, но только вагончики нужно соединить.

Дети прикрепляют вагончики друг к другу при помощи пуговиц. Усаживают зайчат, лисичку и волка в вагончики. А мишка прощается с детьми и идет снова в свою берлогу.

На столе краски красного и желтого цвета и листочки с нарисованными елочками. Дети “зажигают” огоньки на елках.

Ход занятия.

Вводная:Ходьба парами, ходьба, высоко поднимая колени.
Бег в прямом направлении. Ходьба змейкой.(2мин.)

Педагог: -Ребятки, сегодня, мы с вами пойдём гулять по осеннему лесу.

Пару все себе нашли,

И красиво все пошли.

А теперь шагаем,

Ноги поднимаем

Подрасти нам нужно тут,

На носочках все идут.

Теперь идём между грибами.

Солнце скрылось,

Темно кругом.

Пробежимся здесь бегом "Бегите ко мне".

Общеразвивающие упражнения

1 "Потягивание". Исходное положение - ноги на ширине стопы, руки с листочками опущены вниз. 1-поднять руки вверх, 2-и.п. – (5 р.)

2 "Покачивание". Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки вверху.
Наклоны вправо, влево. – (4 р.)

3 "Приседание". Исходное положение – ноги вместе, руки в стороны.
1-4 – покружиться, 1-2 – медленно присесть, опуская листья на пол. - (4 р.)

4 "Прыжки". Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе.(10 р.)
5 "Соберём листочки". (Ходьба, дети собирают листья).

Педагог:1.”Мы к солнышку листья все поднимаем”.

2.”С листочками ветер играл,

Ветер листочки качал”

3. “А ветерок убежал,

Листик на землю упал”

4.”А ребята не скучали,

По листочкам прыгать стали”

Сюрпризный момент.

Появляется медведь (мягкая игрушка).

“- Рад я детки видеть вас,

Хочу с вами поиграть.

Ведь скоро мне ложится спать

“Ребятки, мишка нас приглашает на полянку.

Основные движения

1. Подлезание под дугу (50 см.) прямо не касаясь руками пола.

“Здесь так просто не пройти, кусты склонились на пути.

2.Прыжки с "кочки" на "кочку", "Болото".

3.Ходьба по ребристой доске.

“А вот и мостик на пути, и все могут красиво по мостику
пройти “

Подвижная игра "Разбудим мишку" (2 р.)

Что же мишка наш сидит,

Посмотрите, детки, спит,

Потихоньку подходите,

И медведя разбудите.

Миша, Мишенька, вставай,

И ребяток догоняй.

Вместе с мамой

На занятиях родители являются активными участниками и помощниками для своих детей. Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации физического воспитания в семье.

Упражнения, сидя на маме

Мамы, сидя на полу, ноги под себя, ребенок на коленях

Руки в стороны – летит самолет (наклоны влево – вправо)

Поднимите руки выше (движение по тексту),

И сложите вы их вместе.

Что же вышло?

Вышла крыша ,

А под крышей мы с тобой.

Поднимите руки выше (движение по тексту),

И немножко помашите

Что же вышло?

Вышла птица,

Птицы очень хороши.

Поднимите руки выше (движение по тексту)

И сложите их дугой

Что же вышло?

Вышли гуси.

Вот один, а вот другой (вытягивание одной руки и затем другой).

«Лягушка» - ребенка кладем на спину, колени прижать к груди, врозь.

Достаем коленями до живота, ногами до щек, носика, ушей, до лба.

«Качели» - мамы ложатся на спину, колени сгибаем, ребенок ложится на колени, и качаем его.

«Пильщики» - садимся друг против друга и тянем, друг друга, как будто «пилим дрова".

Забираемся по маме, как на гору

Ходьба на руках.

На диване

(Сажаем детей на гимнастический мяч)

1. Мы в ладоши хлопаем,

Звонко-звонко хлопаем,

Звонко-звонко хлопаем,

Когда сидим на диване. (Сидя на мяче, хлопаем)

2. Мы ногами топаем,

Громко-громко топаем,

Громко-громко топаем,

Когда сидим на диване. (Сидя на мяче, топаем)

3. Мы ногами дрыгаем,

Сильно-сильно дрыгаем,

Сильно-сильно дрыгаем,

Когда сидим на диване. (Сидя на мяче, дрыгаем ногами)

4. А еще мы прыгаем,

Высоко мы прыгаем,

Высоко мы прыгаем,

Когда сидим на диване. (Сидя на мяче, пружиним на мяче)

Жук

Жук, жук, жук-жучок

Жучок серенький бочок.

Я на мячике лежу и жужжу!

(Катаемся на мяче лежа на животе вперед-назад)

Зайка

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

(Сидя на мяче пружиним)

Белка-стрелка

Мои ножки стрелочки

Живут в часах у белочки.

Их белочка заводит,

Они исправно ходят

Тик-так, тик- так!

(Лежа на полу, ноги, на мяче, качаем мяч влево и вправо)

Веселые физкультминутки

Движение в сочетании со словами оказывает на детей благотворное влияние. Динамика ритма и слова, вызывает согласованную реакцию всего организма: развиваются координация движений, чувство ритма, сохранность движений. В содержании текста физкультминуток отражаются действия, образы, понятия, знакомые для детей, происходит инсценировка стихотворного текста.

Зеленые горошины

Зеленые горошины в своем стручке лежали, (ложимся на пол)

Одна к другой прижавшись, (Закрываем глаза)

Тихонечко дремали.

Так много времени пришлось в стручке им провести,

Как вдруг они проснулись (встали на колени)

И начали расти. (1 руку поднимаем-опускаем)

Растут они, растут (2 руку поднимаем-опускаем)

Растут, не устают

И скоро-скоро-скоро (обе руки вверх)

Уже наступит срок. (На носочки, тянемся)

Их солнышко пригреет, (качаемся влево – вправо)

И лопнет вдруг стручок. (Прыгаем и хлопаем)

Забор

Мы зашли в сосновый бор.

Здесь увидели забор,

Пошире расставили пятки,

Показали забор, ребятки.

Вот бабочка прилетела,

На дощечку села.

"Скрип", - сказала дощечка (наклон головы вправо).

"Скр-р-рип", - сказала дощечка (наклон головы влево).

"Скр-р-ри-и-ип", - сказала дощечка (наклон головы вперед).

"Скр-р-р-и-и-и-п-п", - сказала дощечка (наклон головы назад).

Приползла улиточка,

Села на калиточку.

"Труть", - сказала калиточка (наклон туловища вправо).

"Тр-р-руть", - сказала калиточка (наклон туловища влево).

"Тр-р-р-у-уть", - сказала калиточка (наклон туловища вперед).

"Тр-р-р-у-у-у-ть", - сказала калиточка (наклон туловища назад).

Тут ворона прилетела,

На забор скорее села.

"Крак", - сказал забор (дети немного приседают).

"К-р-р-ак", - сказал забор (дети приседают ниже).

"К-р-р-а-ак", - сказал забор (дети приседают до упора).

"К-р-р-р-а-а-а-к", - сказал забор (дети встали на колени).

На лесной полянке

На лесной полянке в ряд,

Звери делают зарядку.

Заяц головой вращает –

Мышцы шеи разминает.

Делает старательно каждое движенье,

Очень ему нравится это упражненье.

Полосатенький енот,

Изображает вертолёт:

Лапками машет назад и вперед,

Словно собрался в далёкий полёт.

Серый волк немного сонный,

Выполняет он наклоны:

"Ты, волчишка, не ленись!

Вправо, влево наклонись,

А потом вперёд, назад,

Получишь бодрости заряд!

Медвежонок приседает,

От пола пятки отрывает,

Спинку держит прямо-прямо!

Так учила его мама.

Ну а белки, словно мячики,

Дружно прыгают и скачут!

Самолет

Руки в стороны-в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

1,2,34-

Полетел наш самолет.

Мы ногами топ, топ

……………………………….
Мы руками хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Раз сюда, два сюда

(повороты туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали

Сели, встали, сели, встали,

Словно ванькой-встанькой стали.

А потом пустились вскачь

(бег по кругу)

Будто мой упругий мяч.

Раз, два, раз, два

(упражнение на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

Помощники

(Наклоны вперед)

Дружно маме помогаем,

Мы белье полощем сами.

1,2,3,4-

Потянулись, наклонились (3 раза)

Хорошо мы потрудились.

Игровой массаж для детей

В настоящее время большое внимание уделяется игровому массажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.

Массажные приёмы, в зависимости от их характера, силы и продолжительности, меняют состояние коры головного мозга, причём действие массажа тем сильнее, чем младше ребёнок.

Массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, благодаря чему создается обильное орошение кровью не только массируемого участка, но рефлекторно и внутренних органов, в результате чего происходит усиленный газообмен между кровью и тканью (кислородная терапия).

Игровой массаж для детей(Е. Железнова)

1. Ладошка
(1) Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

(2) Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок.

(3) Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

(4) Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора дав

Наши рекомендации