Тема: О чём рассказывает музыкальный жанр. «Память жанра»
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6 (слушание).
Ø Во поле берёза стояла. Русская народная песня (слушание).
Ø П. Чайковский. Симфония № 4. IVчасть. Фрагмент (слушание).
Ø В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка (пение).
Ø В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди. (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: О чём рассказывает музыкальный жанр. «Память жанра»
III. Работа по теме урока.
Под звуки прошлое встаёт И близким кажется и ясным: То для меня мечта поёт, То веет таинством прекрасным. Александр Блок |
– Как вы понимаете выражение «память жанра»?
Огромный мир музыкального содержания зашифрован прежде всего в жанрах. Есть даже такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателей определённые образы и представления.
Что нам представляется, когда мы слушаем вальс или польку, марш или колыбельную песню? В нашем воображении тотчас возникают кружащиеся в благородном танце пары (вальс), весёлая молодёжь, оживлённая и смеющаяся (полька), торжественая поступь, нарядные мундиры (марш), ласковый материнский голос, родной дом (колыбельная). Такие или похожие представления вызывают эти жанры у всех людей мира.
О такой способности музыки – способности вызывать в памяти образы и представления – писали многие поэты.
Обращение к определённым жанрам и у самих композиторов нередко вызывало яркие и живые образы. Так существует легенда о том, что Фридерик Шопен, сочиняя Полонез ля-бемоль мажор, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времён.
Благодаря такой особенности жанров, заключающих в себе огромные пласты воспоминаний, представлений и образов, многие из них используются композиторами намеренно – для заострения того или иного жизненного содержания.
Ø Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6 (слушание).
Часто используются в музыкальных произведениях подлиннло народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во время работы и весёлого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так что, вводя их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства.
Всем извемтна русская народная песня «Во поле берёза стояла». Её мелодия кажется простой и непритязательной.
Однако именно эту песню избрал П. Чайковский как основную тему финала своей Четвёртой симфонии. И волей великого композитора она стала источником музыкального развития целой части, изменяя свой характер и облик в зависимости от течения музыкальной мысли. Она сумела придать звучанию музыки то танцевальный, то песенный характкр, настроение и мечтательное, и торжественное – словом, стала в этой симфонии бесконечно разнообразный, какой умеет быть только подлинная музыка.
И всё же в одном – главном своём качестве – она сохранилась в неприкосновенности: в глубоко национальном русском звучании, словно запечатлевшем природу и облик России, столь милой сердцу самого композитора.
Ø Во поле берёза стояла. Русская народная песня (слушание).
Ø П. Чайковский. Симфония № 4. IVчасть. Фрагмент (слушание).
Вокально-хоровая работа.
Ø В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка (пение).
Ø В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди. (пение).
Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.
IV. Итог урока.
Обращение к национальному песенному или танцевальному жанру в музыкальном произведении всегда является средством яркой и достоверной характеристики образа.
V. Домашнее задание.
Выучить текст песен.
Урок 14