Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.
- Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
- Пусть сильнее грянет буря!..»
- Созвучны ли эти произведения?
Сейчас я попрошу исполнить песню Ю. Шевчука «Осень» (по рядам каждый по куплету), спеть в характере (предварительно: упражнения на дыхание, звуковедение, дикцию)
- Обратите внимание на репродукцию картины А.А. Рылова «В голубом просторе».
- Соответствует ли картина настроению музыки Скрябина и песни «Осень» Ю. Шевчука?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Повторное слушание «Этюда №12» А. Скрябина (во время слушания рисуем цветовую гамму).
У Скрябина был особый дар видеть тональности в цвете. Посмотрим ваши работы.
IV. Итог урока.
- С каким произведением Скрябина мы познакомились?
- Этот этюд относится к программной или не программной музыке?
- А как вы думаете, этюд Скрябина - это этюд-упражнение или концертный этюд? Почему?
- Что нам помогло разобраться в музыкальном содержании произведения?
- Понравился ли он вам?
Разговор о музыке А. Скрябина мы закончим словами самого композитора из его дневника: «Я так счастлив, что если б я мог одну крупицу моего счастья сообщить целому миру, то жизнь показалась бы людям прекрасной. Я жить хочу! Я хочу нового , неизведанного.
Я хочу творить. Я хочу свободно творить. Я хочу сознательно творить. Жизнь - деятельность, стремление, борьба».
И ещё одно: «Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его».
V. Оценивание учащихся.
Критерии оценки:
- Насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;
- Умеют ли размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;
- Умеют ли применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий;
- Каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.
VI. Д/з: подготовиться к музыкальной викторине по прослушанным за четверть произведениям.
VII. Наш урок подходит к завершению, но мы с вами скоро встретимся. Так звучат слова в песне Ю. Визбора «Милая моя».
Завершением урока послужит коллективное исполнение песни « Милая моя» Ю. Визбора.
Русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, мать — пианисткой. Учился в Московском кадетском корпусе (1882—89). Музыкальное дарование проявилось рано. Брал уроки (фортепьяно) у Г. Э. Конюса, Н. С. Зверева. В 1892 окончил Московскую консерваторию по классу фортепьяно у В. И. Сафонова, занимался также у С. И. Танеева (контрапункт) и А. С. Аренского (композиция). Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений. Существенную поддержку оказал ему М. П. Беляев (издавал сочинения молодого композитора, субсидировал его концертные поездки).
В 1904—10 (с перерывом) жил и работал за рубежом (в европейских странах, гастролировал также в США). Занимался педагогической деятельностью: в 1898—1903 профессор (класс фортепьяно) Московской консерватории, одновременно преподавал в музыкальных классах Екатерининского института в Москве. Среди учеников: М. С. Неменова-Лунц, Е. А. Бекман-Щербина.
Скрябин — один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 — начала 20 вв. В творчестве представлены фортепьянные и симфонические жанры. В 90-х гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1—3-я сонаты для фортепьяно, концерт для фортепьяно с оркестром, в 1900-х гг. — 3 симфонии, 4—10-я сонаты и поэмы для фортепьяно (в т. ч. «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени»), а также такие симфонические произведения, как «Поэма экстаза» (1907), «Прометей» («Поэма огня», 1910) — этапное сочинение позднего периода творчества. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность» и утончённая одухотворённая лирика.
В творчестве Скрябин преодолел идейную противоречивость, свойственную его теоретическим философским концепциям (около 1900 Скрябин стал членом московского Философского общества, занимал субъективно-идеалистические позиции). Произведения Скрябина , воплотившие идею экстаза, дерзновенного, устремленного к неведомым космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений, по мысли Скрябина , должна была стать «Мистерия», в которой объединяются все виды искусства — музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет), отличаются большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального воздействия.
В творчестве Скрябина своеобразно сочетаются позднее романтические традиции (воплощение образов идеальной мечты, пылкий, взволнованный характер высказывания, тяготение к синтезу искусств, предпочтение жанрам прелюдии и поэмы) с явлениями музыкального импрессионизма ( тонкий звуковой колорит), символизма (образы-символы: темы «воли», «самоутверждения», «борьбы», «томления», «мечты»), а также экспрессионизма. Скрябин — яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров, в поздних сочинениях основой гармонической организации становится доминантовая гармония (наиболее характерный тип аккорда—т. н. прометеевский аккорд). Он впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света («Прометей»), что связано с обращением к цветному слуху.
Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепьянную и симфоническую музыку 20 века. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей.
***
Урок 9
Тема: Заключительный урок.
Урок – обобщение
Цели урока:
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент;
Ø М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц;
Ø Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть.
Ø А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года»;
Ø О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент;
Ø П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года»;
Ø Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть.;
Ø А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12.
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Сегодня вы выполняете задания: ответите на тестовые вопросы; напишите самостоятельную работу по слушанию музыки, которая прозвучала на уроках в I четверти.
III. Работа по теме урока.
Выполнение тестового задания.
Тесты
1. О ком следующее высказывание П. Михня:
«Безумная любовь моя, …!