Тема: Чудесная тайна музыки. По законам красоты.
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø Т. Альбинони. Адажио (слушание).
Ø Е. Подгайц, стихи Л. Яковлева. Будем добрыми друзьями (пение).
Ø М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшенцева. Песня о дружбе (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Работа по теме урока.
Адажио соль минор для струнных инструментов и органа, известное как Адажио Альбинони — произведение Ремо Джадзотто, впервые опубликовано в 1958 году.
По утверждению Джадзотто, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном на развалинах разрушенной при налётах союзной авиации в конце Второй мировой войны Саксонской земельной библиотеки в Дрездене. Ремо Джадзотто опубликовал в 1945 году первую научную биографию Альбинони, в 1720-е гг. работавшего в Германии. Найденный фрагмент, согласно предисловию Джадзотто к первому изданию Адажио, содержал басовую партию и два фрагмента партии первой скрипки общей продолжительностью шесть тактов. Первая публикация пьесы целиком была озаглавлена: Ремо Джадзотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрованного баса Томазо Альбинони (итал. Remo Giazotto: adagio in sol minore per archi e organo su due spunti tematici e su un basso numerato di Tomaso Albinoni).
Пьеса, с точки зрения критики, стилистически отличается от несомненных произведений барокко вообще и Альбинони в частности. В 1998 году известный музыковед и музыкальный педагог, профессор Люнебургского университета Вульф Дитер Лугерт в соавторстве с Фолькером Шютцем опубликовал в журнале «Praxis des Musikunterrichts» обзор проблемы авторства Адажио, включающий фрагменты писем из Саксонской земельной библиотеки, в которых утверждается, что такой музыкальный фрагмент из наследия Альбинони в собрании библиотеки отсутствует и никогда в нём обнаружен не был, так что сочинение в целом является безусловной подделкой Джадзотто. Точка зрения на Адажио Альбинони как более или менее оригинальное сочинение Джадзотто отражена, в частности, в популярной Хатчинсоновской энциклопедии, в справке звукозаписывающей компании «Naxos», информационном материале известного журнала барочной музыки «Goldberg Magazine» и других источниках.
«Адажио» — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века, неоднократно использовалось в кино. Благодаря использованию гитаристом Ингви Малмстином в Icarus Dream Suite Op. 4 (1984) сыграло значительную роль в формировании современного неоклассического металла.
Вокально-хоровая работа.
Ø Е. Подгайц, стихи Л. Яковлева. Будем добрыми друзьями (пение).
Ø М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшенцева. Песня о дружбе (пение).
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.
Урок 34
Тема: В чём сила музыки (заключение).
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Работа по теме урока.
Ребята, послушайте слова песни, авторами которых являются Е. Крылатов и Ю. Энтин “Где музыка берет начало?” и определите основной смысл этих стихотворных строчек.
– Где музыка берет начало?
– Где ноту первую берет?
– В горах, — нам Эхо отвечало.
– В горах, — нам Эхо отвечало, -
Её торжественный восход,
Её торжественный восход.
– Где музыка берет начало?
– Где тот живительный исток?
– В лесах, — нам Птица прокричала.
– В лесах, — нам Птица прокричала, -
Начало музыкальных строк,
Начало музыкальных строк.
– Где музыка берет начало?
– Где муза песни рождена?
– В морях, у старого причала,
В морях, у старого причала, -
Нам так ответила Волна,
Нам так ответила Волна.
– Где музыка берет начало?
– В каком краю ее рассвет?
– В краю, где детство отзвучало.
В краю, где детство отзвучало.
В краю, где ты оставил след,
В краю, где ты оставил след.
После прослушивания ответы детей:
Смысл слов песни заключается в том, что музыка берет начало в окружающем мире. Музыка передает красоту жизни.
Вывод: Музыка – синоним красоты, той высшей красоты, которой человек наделен от природы. Композиторы вдохновляются очарованием жизни, а затем сами создают красоту.
На предыдущих уроках вы познакомились с творчеством австрийского композитора В.Моцарта.
Какой след после себя оставил этот композитор, и почему мы до сих пор откликаемся на его музыку? Сегодня на уроке мы попробуем найти ответы на эти вопросы.
Тема нашего урока “В чем сила музыки В.А.Моцарта?”
1 задание: Послушайте фрагмент произведения, знакомого вам и известного во всем мире.
Определите его настроение. Звучит фрагмент экспозиции симфонии № 40
Беседа по прослушанному фрагменту
Учитель: Музыка вырастает из интонации трех нот, в которых уже можно уловить состояние человека. Какое настроение несут в себе эти звуки?
Дети: Трепетное, взволнованное.
Учитель: Что изображает постоянная пульсация в музыке?
Дети: Биение пульса, взволнованную речь.
Учитель: Сердце ровно бьется? (Нет) Почему?
Дети: У взволнованного человека учащенное сердцебиение.
Учитель: В каком состоянии находился композитор, когда сочинял это произведение?
Дети: В таком же.
Учитель: Это произведение В.Моцарт написал не в самые лучшие годы своей жизни. Материальная нужда, постоянное перенапряжение в работе приводило его в отчаяние. Любителям легкой, развлекательной музыки оно казалось странным, непонятным и сложным.
– Почему же мы – люди, живущие в XXI веке, так откликаемся на эту музыку
Дети: Здесь глубоко выражены переживания людей. Она настраивает всех людей на одну эмоциональную волну.
Вывод: Жизнь В.Моцарта удивительна и необычна. Познавший успех в детстве, в конце жизни он стал почти забытым музыкантом. Но его яркий, щедрый талант и постоянное горение дали в своем роде необычайные результаты: за 35 лет жизни – 70 томов сочинений. Многими из них восхищаются не только музыканты-профессионалы, но и простые люди, далёкие от музыки.
2 задание: Я сейчас сыграю фрагмент знакомого вам произведения, а вы вспомните его название и событие, которому оно посвящено. Звучит фрагмент “Рондо в турецком стиле”
Беседа по прослушанному фрагменту
Дети: Прозвучал фрагмент “Рондо в турецком стиле”
Учитель: “Турецкое рондо” композитор посвятил созданию нового инструмента в Турции – большого барабана. Что изображает музыка?
Дети: Одиночные удары барабана.
Учитель: Что выражает?
Дети: Радость, веселье.
Учитель: Как композитор отнесся к этому событию?
Дети: Он понимал важность этого события и посвятил ему свое произведение. В нем мы слышим юмор и скрытую иронию.
Учитель: В чем же его популярность?
Дети: Поднимает настроение, заставляет улыбнуться.
Учитель: Особенностью всех выдающихся композиторов является широта жизненного содержания музыки. Какая по содержанию прозвучала на уроке музыка?
Дети: Серьезная и шутливая.
Вывод: Музыка бывает лирической, трагической, а бывают маленькие пустячки. При этом каждый композитор имеет свои характерные черты, творческий стиль. Музыку В.Моцарта мы узнаем по особой чистоте, ясности, прозрачности.
3 задание: Прослушайте музыку и определите, принадлежит ли она Моцарту.
Звучит русская народная песня “Жил был у бабушки серенький козлик”
Беседа по прослушанному фрагменту
Учитель: Эта музыка принадлежит В. Моцарту?
Дети: Нет, эта детская песенка.
Учитель: Сейчас она прозвучит по-другому (Исполняется 2 вариант)
Что изменилось?
Дети: Изменился ритм, появилась танцевальность.
Учитель: Прослеживается ли здесь стиль В.Моцарта?
Дети: Да, она ясная, светлая.
Вывод: Автором этой музыки является В.Моцарт. Этот танец он написал для праздника.
4 задание: исполнение этой темы на слоги “да” и “ла”.
По полутонам: вверх – legatto; стакатто; non legato.
Ритмический канон.
Вывод: Эта музыка не претендует на глубокое содержание. Это “ милый пустячок”, но он вызвал у вас такое оживление. Да, именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя все чувства и раздумья, которыми живет человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший “Турецкое рондо”, танец, мелодия которого была использована под русскую песню, тот Моцарт, о котором восклицал А.Рубинштейн – “Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!” создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – свой Реквием.
(Реквием – многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, органа и оркестра)
5 задание: На прошлом уроке вы услышали последнюю и самую прекрасную часть, которая называется “Лакримоза” (слезная). Сегодня я вам предлагаю послушать другую музыку из I части под названием “Вечный покой” и ответить на вопрос:
– Какое впечатление произвела на вас эта музыка? Звучит фрагмент.
Беседа по прослушанному фрагменту
Дети: Музыка производит тяжелое впечатление.
Учитель: Какое состояние человека передает фрагмент?
Дети: Состояние возвышенно-лирической скорби и печали.
Учитель: К сожалению, жизнь не бывает только светлой, радостной, в ней неизбежны утраты и разочарования, и музыка это состояние тоже умеет передавать.