Тема: Полифония. Мир образов полифонической музыки.
Цели урока:
Ø формирование представлений об особенностях композиторского творчества И. С. Баха. закрепить понятия полифония, фуга;
Ø способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И. С. Баха;
Ø научить определять многоголосие в фуге;
Ø развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
Ø развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся;
Ø выявить преобразующую силу музыкальных произведений И. С. Баха.
Музыкальный материал урока:
Ø И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание).
Ø (пение).
Ø В. А. Моцарт. Dona nobis pacem (пение).
Ø Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение).
Ø Во поле берёза стояла. Русская народная песня, обработка Г. Струве (пение).
Ø В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Полифония. Мир образов полифонической музыки».
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
А.Усачев «Звуки»
Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри!
Звук – шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
"Музыка возвышает и облагораживает человека"
Тип урока – закрепление материала.
Жанр урока – тематический.
Приемы музыкальной деятельности:
- практические упражнения;
- анализ конкретной ситуации;
- активное слушание, вокализация;
- размышление о музыке.
«Человек – это звучит гордо».
М. Горький.
«Если представить всех композиторов
в виде длинной горной цепи, то этот
своею вершиной высоко уходит в небо».
М. Горький.
Ход урока
Вступление
Учитель: Сегодня наш урок будет полностью посвящен творчеству одного великого композитора. Мы поговорим о личности этого человека, о времени, когда он жил и творил, о его музыке; выясним, чем музыка этого композитора отличалась от произведений других авторов.
Учитель: Посмотрите, два эпиграфа перед вами. В конце урока вы скажете, какой из этих эпиграфов, по-вашему, подходит к уроку и почему. На доске не хватает темы. Ее вы сформулируете в конце урока. Прослушаем музыкальное произведение и определим его автора.
(Звучит Токката ре минор.)
Учитель: Кто автор этого произведения?
Ученик: Автор этого произведения И. С. Бах.
Экспозиция
Учитель: И. С. Бах – это одна из величайших высот музыкального искусства, к постижению которой человек может стремиться всю жизнь. Глубокое уважение к искусству И. С. Баха высказал один из его современников – поэт Л. Ф. Худеман. Вот как он обратился к Баху в стихотворении «Господину капельмейстеру И. С. Баху»:
«Звучаньем струн когда-то покорял Орфей
Не только род людской, но и лесных зверей,
И все ж, великий Бах, твое искусство краше,
Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше.
Но вот что видеть нам доводится подчас:
Весьма подобен зверю кое-кто из нас –
Тот, кто по тупости своей тебя не ценит,
Мне без труда четвероногого заменит
Твой чудный звук! – Вот долетел до слуха он –
И кажется, всем хором муз я окружен.
Органный твой аккорд в нас зависть приглушает,
А сквернословов дара речи он лишает.
Венчал тебя венком лавровым Аполлон,
В граните вечном твое имя высек он.
Но ты и сам себе бессмертье обеспечил:
Своим искусством ты себя увековечил».
Прошло более 200 лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке все возрастает. При жизни он не получил заслуженного внимания. Этому есть свои причины. Кто мне их назовет?
Ученик: Бах жил в сложное и трудное время – в эпоху распада феодального общества. Тридцатилетняя война, принесшая народам Европы страдания и нищету, особенно тягостно сказалась на судьбе Германии.
Учитель: Давайте вспомним, что же представляла собой духовная музыка до Баха.
Ученики: Это была церковная музыка, где мелодия отходила на второй план, уступая главную роль словам. Ничего не должно было отвлекать людей от смирения, поклонения церкви.
Учитель: И Бах, как истинный творец, не мог этого вынести. Что же он сделал?
Ученик: Он наполнил церковные произведения человеческими чувствами – страданием, борьбой, радостью, гордостью.
Учитель: Сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать музыкальное произведение И. С. Баха. С помощью словаря эстетических эмоций определите характер музыки; определите – какие чувства возникают у вас при слушании этого произведения.
(Звучит органная Фуга соль минор.)
Разработка
Учитель: Что такое полифония? Какие полифонические жанры вам известны?
Ученик: Полифония относится к одной из самых ранних форм музыки. Само слово в переводе с греческого означает «многозвучие». С полифонией ассоциируется особый мир музыкальной образности. Полифония – особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И. С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет, вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», – советовал Бах своим ученикам. Существуют следующие полифонические жанры – мессы, мотеты, хоралы, фуги.
Учитель: В словах великого композитора заключен глубокий философский смысл. В них подчеркивается истинный характер полифонической музыки, рожденной не для утверждения индивидуальности каждого голоса, а для выражения общей идеи, для растворения в едином потоке звучания. Какие же законы отличают полифоническую музыку?
Ученик: Прежде всего, в ней присутствует несколько голосов, каждый из которых ведет свою собственную мелодическую линию, столь же яркую и столь же самостоятельную, как и другие линии. Время вступления последующего голоса подчинено закону их благозвучного взаимодействия: при этом один голос, не нарушая самостоятельности другого, как бы аккомпанирует ему, обогащает его звучание.
Учитель: Какой полифонический жанр И. С. Бах развил до совершенства?
Ученик: Бах развил до совершенства фугу.
Учитель: Давайте посмотрим, что же говорится о фуге в учебнике.
Работа с учебником.
«При всем многообразии полифонических жанров и приемов высшего своего выражения полифония достигла в фуге.
Фуга – это форма полифонических произведений, при которой тема, представляющая яркую и выразительную мелодию, проводится поочередно во всех голосах. Различные способы работы с темой – изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное изображение (в обратной последовательности) – не только обогащают ее звучание, но придают ей интеллектуальный, философский смысл. Своеобразная философия фуги, как одного из самых сложных по образу и технике музыкальных жанров, привлекала к ней многих композиторов, чье творчество отмечено глубиной философских исканий. Фуга порой привлекала и тех, кто пытался в другие виды художественного творчества внести идею музыки, музыкальности, кто с этой целью старался пластическими средствами выразить свои представления о музыкальных жанрах».
Учитель: Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих и многих композиторов. Высшие ее образцы одновременно являются высшими образцами музыки вообще: в фуге способны найти выражение самые глубокие мысли, самые благородные мысли, самые благородные чувства, на которые способен человек. Не случайно И. С. Бах, этот величайший из великих музыкантов, огромный круг своих музыкальных замыслов воплотил именно в фуге – то монументальной, то лирической, то строгой, то шутливой, – такой же многоликой и многообразной, как и сама музыка.
Учитель: Предлагаю вам прослушать фугу, определить характер и количество голосов.
(Слушание, ответы детей.)
Учитель: Фуга начинается с темы, которая повторяется четыре раза. Как и фуга, она носит спокойный, повествовательный характер. Прослушайте ее на инструменте, обратив внимание на графическую запись.
(Слушание, вокализация.)
Учитель: Прослушаем фугу еще раз. Попытайтесь, напевая эту тему, услышать течение маленького ручейка, как позже к нему присоединяется второй, третий, четвертый. И уже не отдельные ручьи, а полноводная река устремляется вперед к морю, где слышится голос могучего, свободного человека, которого воспевал в своей музыке Иоганн Себастьян Бах.
(Слушание.)
Учитель: Какой же музыкальный инструмент может исполнить это великое произведение?
Ученик: Конечно, только великий инструмент – орган.
Учитель: А что вы можете рассказать о нем?
Ученик: Орган называют инструментом – оркестром. С лицевой стороны органа мы видим множество труб, некоторые из них огромного размера. Самые длинные – несколько метров, короткие – несколько сантиметров. Благодаря этому орган может издавать как низкие, так и высокие звуки. Всю переднюю часть органа, которая называется органным проспектом, в старину украшали тонкой резьбой. Музыкант-исполнитель сидит за кафедрой управления.
Зал для органа – будто постамент:
Торжественно застыв, на возвышенье
Стоит не музыкальный инструмент –
Архитектурное сооруженье.
Труб серебристых вертикальный строй –
Как башенок старинных очертанье.
И кажется порой – перед тобой
Звучащее готическое зданье.
Учитель: Бах действительно был серьезным музыкантом, но никогда не был скучным музыкантом. Он сочинял и веселую, легкую музыку, но отлично понимал, что не она составляет главную часть музыкального искусства, как шутка не составляет главную часть жизни человека. Примером шутливого произведения может послужить небольшая песня, которую мы разучивали на прошлых уроках. Как она называется?
Ученик: Песня называется «Музыканты».
(Исполнение песни каноном.)
Учитель: Назовите еще пример шутливого музыкального произведения Баха?
Ученик: Пьеса из сюиты для струнных инструментов с флейтой, которую Бах назвал «Шутка».
Учитель: Прослушаем и определим характер этого музыкального произведения.
(Слушание, ответы детей.)
Учитель: Что объединяет эти произведения?
Ученик: В этих произведениях Бах выразил разные чувства людей – от радости, беззаботности до печали, философских размышлений.
Реприза
Учитель: Мы с вами убедились, как многогранна музыка И. С. Баха.
Ученик: Она и серьезна, и драматична, и шутлива, и трагична.
Учитель: Но у всех его произведений есть характерные черты. Какие?
Ученик:
- полифония, непрерывность развития;
- почти все исполняются на органе;
- возвышенная, духовная;
- выражает человеческие чувства;
- положительное, преобразующее действие на человека.
Учитель: Вернемся к началу урока. Выберите один из предложенных на доске эпиграфов. Объясните свой выбор.
(Ответы детей.)
Учитель: Подумайте, как можно сформулировать тему нашего урока.
(Ответы детей, формулирование темы урока.)
Учитель: Какая песня гармонично вписывается в заключение нашего урока?
Ученик: Песня «Ты – человек».
III. Работа по теме урока.
Вокально-хоровая работа.
Исполнение песни «Ты – человек», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.)
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.
Урок 25
Тема: Философия фуги.
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание).
Ø (пение).
Ø В. А. Моцарт. Dona nobis pacem (пение).
Ø Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение).
Ø Во поле берёза стояла. Русская народная песня, обработка Г. Струве (пение).
Ø В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).
Тема:Микалоюс Константинас Чюрлёнис – автор музыкальной живописи.
Цели:
1. Знакомство с М.К.Чюрлёнисом – композитором и художником начала 20-го века.
2. Развитие образного мышления обучающихся посредством художественных и музыкальных произведений.
Задачи:
1. Знакомство с биографией композитора и художника.
2. Рассказ о картинах.
3. Знакомство с фортепианными произведениями.
4. Эскизы учащихся, как результат интегрированного урока.
Оборудование урока:
1. Портрет М.К.Чюрлёниса. ( HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/518131/pril1.doc" Приложение 1)
2. Цветные репродукции картин в формате А4. ( HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/518131/pril2.zip" Приложение 2)
3. Исполнение фортепианных произведений М.К.Чюрлёниса: «Музыкальный момент» фа-диез-минор, «Прелюдия» си-мажор. ( HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/518131/pril3.zip" Приложение 3)
4. Симфоническая поэма «Море» (CD-диск).
Формы работы:
1. Групповая работа по картинам.
2. Музыкальные произведения к картинам.
Базисные понятия:
- Полифония – многоголосие;
- Прелюдия – небольшая инструментальная пьеса;
- соната– жанр инструментальной музыки;
- скерцо – дословный перевод – «шутка»;
- фуга – полифоническое произведение, основанное на теме; тема изменяется каждый раз при проведении в другом голосе.
Ход урока