Тема: Красочность музыкальной гармонии
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø Н. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание).
Ø Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).
Ø Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. Весёлая история (пение).
Ø Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасова, обработка В. Попова (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Красочность музыкальной гармонии
III. Работа по теме урока.
Н. А. Римский-Корсаков создал целую галерею причудливых сказочных персонажей, образов, пейзажей. Их поистине захватывающее эмоциональное воздействие связано со многими особенностями музыкального воплощения – красочностью гармоний и тембров, выразительностью ритмов и мелодий, наконец, характером музыкальной фактуры, передающей таинственное движение сказочных музыкальных картин.
«Шествие чуд морских» из VI действия оперы «Садко» - один из примеров необыкновенной фактурной выразительности. Рисуя волшебный мир подводного царства – загадочного, невидимого для людей, композитор выбирает такие музыкальные средства, которые подчеркивают именно атмосферу загадочности, романтичности, сказочной красоты. «Шествие…» необыкновенно статично, даже само движение «чуд» гибко, текуче, замедленно. Это не открытая стихия моря, это неведомые его глубины, не согретые человеческим взглядом.
Сюжет «Садко» построен на различных вариантах новгородской былины — повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. В либретто выдержан народный былинный и песенный стиль, широко использованы фольклорные тексты, традиционные обороты и «формулы» эпических жанров. В «Садко» картинная музыкальная драматургия сочетается с особенно глубоким и широким симфоническим дыханием, с развитием собственно инструментального начала.
Шествие чуд морских – великолепная оркестровая музыкальная картина. Все размещаются по отчинам, чинам и званиям, как поясняет Н. А. Римский-Корсаков. Это целая балетная сюита.
"Из темной темени выступает прозрачный, лазоревый терем. Посредь его ракитов куст. Царь морской, Окиан-Море, со царицею Водяницею сидят на престолах..." – так композитор описывает подводное царство.
В «Шествии» — торжественное «дефилирование» чуд морских перед своим владыкой. Это красочная музыкальная мозаика, состоящая из множества лейтмотивов. Музыка передает очарование подводного мира. В конце «Шествия» движение замедляется до полной его остановки — гармоническая неустойчивость сменяется прояснением тональности си мажор, длительным органным пунктом, как бы «застывают» в многократных повторениях лейтмотив Морского царя, «плещущиеся» фигурации флейты. Мелодические фигурации, словно унося последние всплескиводы – и на короткое время застывает в созданной ею картине беспредельной сказочной красоты.
Вокально-хоровая работа.
Ø Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).
Ø Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. Весёлая история (пение).
Ø Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасова, обработка В. Попова (пение).
IV. Итог урока.
Гармония – подлинная душа искусства, его красота и правда. Подлинному искусству присуще милосердие, безграничная любовь ко всему, к чему оно прикасается.
V. Домашнее задание.
Выучить песни. Нарисовать рисунки к прослушанному музыкальному фрагменту Н. Римского-Корсакова. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко».
Урок 24