Моцарт – это молодость музыки
Вечно юный родник, несущий человечеству
Радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович
Симфония соль-минор (№40) написана композитором в период рассвета его таланта, после создания опер «свадьба Фигаро» и «Дон Жуан».
Моцарту шёл тогда 33-й год. В этот период условия жизни композитора были особенно тяжёлыми, его семья жила в бедности, ему доводилось исполнять частные заказы. Он работал дни и ночи напролёт, обгоняя время, преодолевал возрастающую физическую усталость. Преодолевая тысячи преград и сомнений.
За шесть недель он закончил три симфонии. Среди которых была и соль-минор.
Главная тема (наиграть) – нежная, лиричная, с некоторым оттенком печали.
Побочная тема (наиграть) – чистая, светлая.
¾ В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть (слушание).
¾ Какая тема имеет преобладающее развитие в разработке? (Главная. Она постепенно наталкивается в своём развитии на драматические препятствия. Смягчается лишь при появлении побочной темы.)
¾ Как появляется реприза? Чем она отличается от экспозиции? Обратите внимание на лад побочной темы. Есть ли в музыке контрасты? Что это означает?
¾ Оставила ли в вашей душе полный покой эта музыка? (Нет, что вызывает потребность в дальнейшем движении, дальнейшем её развитии.)
Вокально-хоровая работа.
¾ Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).
IV. Итог урока.
Выразительное противопоставление мажора и минора сегодня было рассмотрено как два начала гармонии.
V. Домашнее задание.
Исполнять песню.
Урок 22
Тема: Эмоциональный мир музыкальной гармонии
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен» (слушание).
Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).
Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасова, обработка В. Попова (пение).
Дополнительный материал:
Портрет композитора Ж. Бизе.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Эмоциональный мир музыкальной гармонии
III. Работа по теме урока.
Каждая эпоха оставляет свои памятники – произведения, образы, сюжеты. В них находит воплощение то характерное, в чём с наибольшей силой проявил себя дух времени: идеалы и стремления, жанры и выразительные средства искусства. Это характерное впоследствии становится своеобразным символом времени, к которому снова и снова обращаются поэты и мыслители, пытающиеся понять, угадать, угадать тайну его притягательности.
Среди образов-символов искусства XIX века – цыганка Кармен, прелестная, непредсказуемая, неудержимая героиня новеллы французского писателя П. Мериме и оперы Ж. Бизе «Кармен».
Вместе с Кармен в музыку пришла тема роковой любовной страсти, столь мощной и сокрушительной, что отзвуки её можно обнаружить даже в искусстве нашего времени.
А. Блок в своём цикле «Кармен», написанном через полвека после первого появления этой героини на страницах новеллы П. Мериме, неоднократно признаётся в том непостижимом воздействии, какое оказывал на него образ роковой цыганки.
Бушует снежная весна.Я отвожу глаза от книги...О, страшный час, когда она,Читая по руке Цуниги,В глаза Хозе метнула взгляд!Насмешкой засветились очи,Блеснул зубов жемчужный ряд,И я забыл все дни, все ночи,И сердце захлестнула кровь,Смывая память об отчизне...А голос пел: Ценою жизниТы мне заплатишь за любовь!«Кармен» — один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» — в неразрывной внутренней связи героев и народа.
Опера открывается увертюрой, в которой сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагическая судьба Кармен.
В увертюре, традиционно отражающей все ключевые моменты сюжета и связанные с ними музыкальные характеристики, после жизнерадостных, мажорных мелодий главных тем, обещающих на первый взгляд очень весёлый музыкальный спектакль, внезапно вторгается тема Кармен – напряжённая, тревожная, поддерживаемая грозными минорными аккордами, утверждающими неотвратимость грядущей трагической развязки. Важно подчеркнуть и то, что тема Кармен – единственная в увертюре оперы, отступающая от царящего в ней мажорного лада и построенная на звуках цыганской гаммы.
Я не ищу гармонии в природе.Разумной соразмерности началНи в недрах скал, ни в ясном небосводеЯ до сих пор, увы, не различал. Как своенравен мир ее дремучий!В ожесточенном пении ветровНе слышит сердце правильных созвучий,Душа не чует стройных голосов.¾ Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен» (слушание).
Вокально-хоровая работа.
IV. Итог урока.
Музыка Ж. Бизе воплощает в себе всю роковую силу Кармен, всю выразительность и яркость драмы, весь её красочный национальный и природный колорит. Множество разнохарактерных персонажей, событий и сцен требуют столь же многообразного гармонического решения. Гармония, прикоснувшись к тайнам человеческой души, сама научилась быть многоликой, изменчивой, текучей.
V. Домашнее задание.
Выучить текст песен. Ознакомиться с биографией и творчеством Жоржа Бизе.
Урок 23