Тема: Мелодия угадывает нас самих
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø П. Чайковский. Па-де-де. Из балета «Щелкунчик» (слушание).
Ø Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далёко (пение).
Ø М. Яковлев, стихи А. Дельвига «Элегия» (пение).
Дополнительный материал:
Портрет композитора П. Чайковского.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Мелодия угадывает нас самих
III. Работа по теме урока.
Чем более музыкальное понимание распространяется в массах публики, тем меньшую привлекательность представляет для нее виртуозность в тесном смысле, т. е. гимнастика пальцев, применяемая к выделыванию пассажей, фиоритур, скачков, следовательно, того элемента музыки, в котором - нет мысли, а имеется лишь преодоленная физическая трудность.
Музыкальный материал, т. е. мелодия, гармония и ритм, безусловно неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет еще существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут все еще служить источником новых музыкальных мыслей.
.[вдохновение] - это такой гость, который не всегда является на первый зов. Между тем, работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и верить, что вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение.
Раскроем томик Пушкина:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Как и во времена Пушкина, и сто лет спустя, в наше время русский балет славится во всем мире. Что же это такое - балет? Французское слово «ballet» произошло от итальянского baletto – танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.
Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.
Во Франции эпохи абсолютизма расцвел придворный балет - пышное и торжественное зрелище, в котором принимали участие король, королева и придворные. Конечно, до балета в нашем понимании было еще очень далеко: ведь танцоров никак нельзя было назвать профессионалами! Во второй половине XVII века великий французский комедиограф Мольер написал несколько комедий-балетов - «Брак поневоле», «Мещанин во дворянстве» и др., - музыку к которым создал замечательный композитор Люлли. Он же был и балетмейстером. А исполняли комедии-балеты актеры труппы Мольера. Правда, профессиональными танцовщиками они еще не были, но уж актерами-то были вполне профессиональными.
В дальнейшем французские балетмейстеры, среди которых появились выдающиеся мастера, создали специальный «хореографический язык», которым классический балет пользуется до сих пор.
В России балет распространился в XVIII веке. В придворных и крепостных театрах выступали прекрасные танцовщицы, пленявшие своим искусством самых взыскательных ценителей. А в XIX и XX веках ни одна страна не может сравниться с Россией. В ней существуют непревзойденные балетные труппы. В ней возникли балеты Чайковского, HYPERLINK "http://www.classic-music.ru/glazunov.html"Глазунова, HYPERLINK "http://www.classic-music.ru/stravinsky.html"Стравинского, HYPERLINK "http://www.classic-music.ru/prokofiev.html"Прокофьева, HYPERLINK "http://www.classic-music.ru/hachaturian.html"А. Хачатуряна.
Балет - это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. Равно важны в балете три составные части – классический танец, характерный танец и пантомима.
Классический танец – тот, что в основных чертах сложился еще во Франции XVII века, - очень красив, грациозен. Все движения и позы классического танца изящны и возвышенны. Часто главные действующие лица балета танцуют вдвоем. Их дуэт называется па-де-де. Вы, наверное, видели па-де-де Одетты и принца Зигфрида из «Лебединого озера» Чайковского, Жизели и Альберта из «Жизели» Адана, Китри и Базиля из «Дон-Кихота» Минкуса. Это популярные балетные номера, которые часто исполняются в концертах.
Сольные танцы называются в балете вариациями. Подобно оперной арии, балетная вариация словно бы рисует портрет героя, помогает понять его характер.
Кроме солистов, в балете принимает участие и большая группа артистов, которая называется кордебалет. Роль кордебалета аналогична роли хора в опере. Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят в него разнообразие. Не всегда они построены на классической основе. Вспомните то же «Лебединое озеро»: в его третьем действии испанский и неаполитанский танцы воспроизводят движения народных танцев. Такие танцы называются характерными.
И, наконец, не менее важна еще одна составная часть балета - пантомима. Греческое слово пантомима означает «все воспроизводящий подражанием». Это движения, жесты, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом. При помощи пантомимы передается собственно содержание спектакля, развитие его сюжета.
В современном балете, наряду с классическими танцевальными элементами, широко применяются движения, заимствованные из гимнастики и акробатики. Употребленные уместно и тактично, они чрезвычайно обогащают старинное искусство, омолаживают его, делают современным.
Балет "Щелкунчик"
Сюжет: 1 акт. Председатель с женой и приглашенными украшает елку. Все готово, время звать детей. Елка зажигается, как по волшебству. Дети входят и замирают, полные удивления и восторга. Начинается раздача подарков. Общее увлечение прерывается приездом советника Дроссельмайера. Дети председателя с нетерпением ждут подарков Дроссельмайера - их крестного. Последний заставляет внести две коробки: из одной он извлекает большой кочан капусты - для Клары, из другой - большой пирог - для Фрица. Увидев такие подарки, дети и их родители разочарованы. Дроссельмайер приказывает поставить подарки перед собой, заводит их, и из капусты появляется большая кукла, а из пирога - солдат. Еще из двух больших табакерок Дроссельмайера появляются черт и чертиха. Клара и Фриц в восторге, благодарят крестного и просят позволения унести игрушки. Родители запрещают - такими прекрасными игрушками не играют. Клара плачет, Фриц капризничает. В утешение советник достает из кармана еще подарок - Щелкунчика. Им играть можно.
Клара сразу восхищена им и спрашивает советника о предназначении подарка. Он берет орех и раскалывает его Щелкунчиком. Фриц, заинтересовавшись, тоже хочет колоть им орехи. Родители указывают маленькой Кларе, что она должна поделиться с братом. Фриц колет им орехи - и у Щелкунчика ломаются зубы. Клара поднимает брошенную Фрицем игрушку, утешает и укладывает в кукольную колыбельку. Фриц с товарищами шумно дразнят девочку. Чтобы покончить с этим, председатель предлагает всем протанцевать "гроссфатер" ("танец дедушек"). Гости благодарят председателя и его супругу и уезжают. Детям приказывают идти спать. Клара просит позволения взять с собой больного Щелкунчика, родители отказывают. Она в горе уходит, закутав потеплей своего любимца. Ночь. Клара в ночной рубашке еще раз возвращается взглянуть на своего дорогого больного. Ей страшно. Она подходит к кроватке Щелкунчика, от которого, как ей кажется, исходит таинственный свет. Бьет полночь. Клара смотрит на часы и с ужасом видит, что сова на них превратилась в Дроссельмайера, который смотрит на нее с насмешливой улыбкой. Она хочет бежать, но силы оставляют ее. В ночной тишине она слышит, как скребутся мыши и делает усилие, чтобы уйти, но мыши появляются со всех сторон. Тогда, в ужасе, она хочет забрать Щелкунчика и бежать, но это ей не удается. Все исчезает. Задняя дверь открывается, елка становится огромной. Часовой на часах окликает: "Кто идет?" Мыши не отвечают. Часовой стреляет, куклы перепуганы. Часовой будит зайчиков-барабанщиков. Происходит битва, мыши побеждают и пожирают пряничных солдатиков. Появляется мышиный царь, приветствуемый своими войсками. Щелкунчик вызывает свою старую гвардию, раздается призыв к оружию, снова разгорается битва. Чтобы защитить Щелкунчика, Клара бросает в Мышиного короля свой башмак и затем падает в обморок. Мыши исчезают. Щелкунчик превращается в благородного принца и бросается на помощь Кларе, которая приходит в себя. Еловый лес зимой. Начинает идти снег, поднимается вьюга, кружатся в танце снежинки-танцовщицы.
Па-де-де из II действия «Щелкунчика» – танцевальная мелодия живого и яркого чувства, которую выдающийся балетмейстер М. Петипа назвал «потрясающей по своему воздействию».
Эта мелодия, возникающая после неторопливого вступления, начинается сразу с высшей своей точки. Такой тип начала получил название «вершина-источник»: он, подобно водопаду, зарождается на высоте, а затем уже мелодия движется только вниз, «растворяясь» в пассажах аккомпанемента.
Как это часто бывает в музыке, в диалог вступает другая тема, вносящая в развитие музыкального повествования учащённое биение ритмического пульса, на фоне которого звучит её взволнованная мелодия.
Слушая мелодию Па-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой выразительности человеческой речи! Наверное, в этом её свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодий от интонации человеческого голоса. Ей доступны малейшие оттенки – и вопрос, и восклицание, и даже многоточие…
Вслушайтесь в интонационное развитие музыки этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нём присутствует всё многообразие эмоционального высказывания. Но есть в ней и то, о чём великий романтик Г. Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка»
Вокально-хоровая работа
¾ М. Яковлев, стихи А. Дельвига «Элегия» (пение).
¾ Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далёко (пение).
¾
IV. Итог урока.
Мелодия – это язык, который близок и понятен всем – людям, живущим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым. Ведь для любого человека везде одинакова, и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они ни звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то минуты, когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми, осязаемыми.
Мелодия угадывает нас самих – наши затаённые чувства, наши невысказанные мысли.
V. Домашнее задание.
Выучить текст песен.
ЭЛЕГИЯ
Музыка М. Яковлева
Слова А. Дельвига
Когда, душа, просилась ты
Погибнуть иль любить,
Когда желанья и мечты
В тебе теснились жить,
Когда еще я не пил слез
Из чаши бытия, -
Зачем тогда в венке из роз
К теням не отбыл я!
Зачем вы начертали так
На памяти моей
Единой молодости знак,
Вы, песни прошлых дней!
Я горы, долы и леса
И милой взгляд забыл;
Зачем же ваши голоса
Мне слух мой сохранил!
Не возвратите счастья мне,
Хоть дышит в вас оно!
С ним в промелькнувшей старине
Простился я давно.
Не нарушайте ж, я молю,
Вы сна души моей;
И слова страшного – люблю –
Не повторяйте ей!
Урок 20