Богатырская тема — подлинное достояние русского искусства

— Вспомните, в уже известных вам музыкальных сказках — таких, например, как, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Садко» Н.А. Римского-Корсакова — сказочное соседствует с былинным, богатырским.

Фортепианный цикл «Картинки с выставки» завершается пьесой «Богатырские ворота».

Гартман создал для Киева проект Триумфальных ворот. Он выполнен в «русском стиле».

Три полукруглые арки, словно выхваченные из старинных боярских теремов. Столбы с капителями в народном духе. Резной кокошник с иконами и двуглавым орлом над центральным пролётом. К воротам примыкает часовня со звонницей, укрытой куполом, похожим на богатырский шлем. Чем-то пряничным, сусальным отдаёт этот рисунок.

Мусоргский далеко отошел от этой «картинки» Гартмана. Он создал пьесу, созвучную могучим финалам опер Глинки, прославляющим мощь и подвиг русского народа.

Мелодия «Прогулки» приобретает здесь величавый, торжественный вид. В неё вплетается суровая тема, напоминающая о тяжких годинах Руси. И снова — колокольный звон, ликующая мелодия. Пирует народ на празднике победы в славном стольном городе Киеве.

Слушание «Богатырских ворот» из цикла «Картинки с выставки».

— Что вы можете рассказать о прослушанной музыке? {Музыка звучала торжественно, празднично, могуче, передавая мощный характер Киевских «Богатырских ворот». Можно представить себе и богатырей, сильных, величавых, способных защитить славянский народ от недругов.)

Посмотрите на репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Что вы можете сказать о ней? (Художник представил нам трёх богатырей. Они в кольчугах и шлемах, вооружены копьём, мечом, лук и булавой. Они могучие, доблестные, под ними такие же крупные, сильные, мощные кони. Глядя на них, представляешь себе известных былинных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и т. д.)

Эта картина созвучна музыке, которую сейчас прослушали?

Заслушиваются ответы детей.

— Прочитайте первый абзац на стр. 192 учебника. Кому принадлежат эти слова? (Слова принадлежат великому русскому полководцу Дмитрию Донскому, который говорит о том, о чем мог бы сказать любой русский богатырь. Русские богатыри ничего ни у кого силой не отнимали, зла никому не причиняли, а всегда становились на защиту своей Родины и с народом своим были и в праздники, и в будни и в радости, и в горе.)

Да, правильно, поэзия русских богатырских былин пронизывает всё русское искусство, потому как богатыри — один из символов Руси, выразительный, талантливый символ патриотизма.

Богатырская тема — подлинное достояние русского искусства.

Послушайте фрагмент из второй «Богатырской симфонии» Александра Порфирьевича Бородина.

Что вы себе представили, слушая эту музыку? (Представляется Древняя Русь с её бескрайними степями, дубровами, широкими просторами, богатыри на конях в доспехах, сильные, могучие, бесстрашные.).

Верно, симфонию начинает волевая, решительная тема, интонации | которой близки суровым былинным напевам. Она сразу же приковывает к себе внимание слушателя, рождая представление о могучем, простом и суровом облике великого русского народа. Это поистине богатырский образ. Слушая эту тему, невольно вспоминаешь могучего Илью Муромца или Святогора, так прочно вросшего в эту землю, что его с места не сдвинешь. Для того чтобы эту массивную глыбу сдвинуть с места, надо её раскачать. И тема будто раскачивается, сползая на целый тон вниз и обнаруживая ещё большую глубину и весомость. В итоге, все развитие приводит к утверждению уже знакомой «богатырской» темы.

Музыка симфонии поражает и увлекает образной картинностью. В ней покоряют не только строгая последовательность развития, сочные гармоничные краски, яркая динамика, но и глубокая связь тем симфонии, особенностями изложения и развития, восходящих, к народно-песенным истокам.

Чуткое постижение исторической эпохи во всём её многообразии, а также использование приёмов и самого духа русского героического эпоса помогли композитору выразить идею могущества и непобедимости русского народа в наглядных, конкретных, впечатляющих образах. Название «Богатырская» было дано известным музыкальным критиком Стасовым и оно прочно закрепилось за симфонией. Музыке симфонии присущи яркая картинность и почти наглядная конкретность образов. В этом, несомненно, отразились глубокое погружение Бородина в далёкую историческую эпоху жизни родной страны, и начавшаяся работа над оперой «Князь Игорь», с которой мы с вами будем знакомиться чуть позже.

Так в народном творчестве находит своё выражение главное, что определяет жизнеспособность любого народа: огромная любовь к жизни, богатая фантазия, поэтическое отношение к красоте, патриотизм и недюжинная сила — не разбойная, не варварская, а мудрая и правая.

Девизом звучат слова", сказанные когда-то Ильёй Муромцем: «Святая Русь не пуста стоит, на святой Руси есть сильные, могучие богатыри».

Дорога добра

— Сказки, легенды, предания, мифы, былины из века в век передают богатый опыт народа. Добро и зло, сила и слабость, искренность и коварство, реальность и вымысел — всё это, выраженное словами, красками и звуками, — образуют вечный поэтический поток различных образов, которые называются великим словом «традиция».

Вы, наверное, согласитесь со мной в том, что редко можно найти такой фильм, где бы отсутствовала музыка. В кино, где в дружном согласии объединены почти все виды искусства, где даже документальные кадры приобретают художественный смысл, главным элементом является изображение. Недаром мы обычно говорим: «Идём смотреть фильм». И это справедливо. Одну только фонограмму мы слушать в кинотеатре не согласимся. Мы идём смотреть фильм.

Однако картина немая тоже доставит нам мало радости. В хорошем фильме движущееся изображение и звуки жизни, музыка создают единый звукозрительный образ, прав композитор Арам Ильич Хачатурян, утверждавший, что при совпадении со зрительным восприятием эмоциональное воздействие музыки в огромной степени возрастает. Ну а представить себе музыкальный фильм-сказку без музыки, — вообще абсурд.

Вокально-хоровая работа

— Сегодня мы с вами познакомимся с замечательной песней главного героя из телефильма «Приключения Маленького Мука» — «Дорога добра», музыку к этой песне написал М. Минков, сл. Ю. Энтин.

Показ и разучивание.

— По традиции, переданной русскими богатырями, ещё один известный нам с вами герой идёт дорогою добра. Кто это, ребята? («Маленький Мук».)

Вокально-хоровая работа над песней.

IV. Итог урока.

— Богатырскую тему, которую можно назвать темой добра, так как богатыри издавна защищали землю русскую от врага, совершенно справедливо называют достоянием русского искусства.

V. Домашнее задание.

В своём рисунке попробуйте выразить тему добра, дайте рисунку название.

***

Урок 31

Наши рекомендации