История русского искусства

1. Византийские традиции Древнерусской иконописи XII-XIV вв.

2. Знаковая функция художественного символа в Древнерусском искусстве.

3. Система храмовых росписей в искусстве XII-XIV вв.

4. Функции и бытование икон в контексте народных верований и литературной традиции.

5. Теория «обратной перспективы» и ее отражение в иконописи XII-XVI вв.

6. Художественная культура великокняжеской Москвы XVI в. и творчество Дионисия.

7. Бронзовые врата св. Софии в Новгороде в контексте эволюции европейского романского стиля.

8. Иконография святых в Древнерусском искусстве XIII-XIV вв.

9. Образ Святого Николая Мирликийского в русском искусстве XII – XVII вв.

10. Проблема света в древнерусской монументальной живописи XIV – XV вв.

11. Тема Страшного Суда в русском искусстве XV – XVII вв.

12. Образы святых воинов в русской иконописи.

13. Проблема региональной специфики древнерусского зодчества домонгольского периода.

14. Скульптурные рельефы в убранстве храмов Владимиро-Суздальской земли XII – XIII вв.

15. «Благовещение» в русском и западноевропейском искусстве XII – XVI вв.

16. Тема Успения Богоматери в древнерусском искусстве.

17. Эволюция тяблового иконостаса в русском искусстве.

18. Монументальная живопись Новгорода XIV в.: проблемы иконографии и стиля.

19. Роль повествовательных циклов в монументальной живописи Ярославля XVII в.

20. Теоретические воззрения Симона Ушакова и Иосифа Владимирова и русское искусство XVI – XVII вв.

21. Строгановская школа иконописи: к вопросу о сложении и эволюции стиля.

22. Иконографическое и стилистическое своеобразие иконописной школы Новгорода и Пскова в XIV – XVI вв.

23. Творчество Симона Ушакова и новые тенденции в иконах XVII в.

24. Тема триумфов и апофеозов в искусстве эпохи Петра I.

25. Проблема сентиментализма и предромантизма в русском искусстве конца XVIII - начала XIX вв.

26. Критический реализм и его отражение в творчестве художников-передвижников.

27. «Медный всадник» М. Фальконе в контексте европейской и русской традиции.

28. Эволюция русского пейзажа конца XIХ – начала XX вв.

29. Графическое наследие О.А.Кипренского: проблема анализа и атрибуции.

30. Проблемы типологии и атрибуции русской гравюры XVIII века.

31. Русский гравированный портрет XVIII века: проблема образца и копии.

32. Проблемы авторства гравюры XVIII века.

33. Женские образы в русском акварельном портрете первой половины XIX в.

34. Женские образы в творчестве Кристины Робертсон.

35. Портретное творчество Ф. Крюгера в контексте эволюции русской школы XIX в.

36. Итальянские мотивы в русской живописи второй половины XVIII – первой половины XIX вв.

37. Голландские влияния в архитектуре Санкт-Петербурга и пригородов Петровского времени.

38. Русско-итальянские художественные связи и отечественное искусство XVIII века.

39. Русско-французские художественные связи и отечественная культура второй половины XVIII – первой половины XIX вв.

40. Русско-английские художественные связи и отечественное искусство XIХ века.

41. Женские образы в русской портретной живописи второй половины XVIII века.

42. Творчество А. Рослина в контексте эволюции европейского парадного портрета второй половины XVIII в.

43. Стилистика рококо в портретах иностранных мастеров в России середины XVIII в

44. Портретный жанр в творчестве русских художников первой половины XIX века: стилистические и композиционные особенности.

45. Исторический жанр в русской живописи первой половины XIX века: проблема стиля.

46. Эпоха сентиментализма и портретная живопись В.Л.Боровиковского.

47. Романтические тенденции в русском портрете начала XIX в.

48. Теория классицизма и ее отражение в русской исторической живописи XVIII – начала XIX вв.

49. Национальные мотивы в русской жанровой живописи первой половины XIX века.

50. Эволюция парадного акварельного портрета в России XIX века.

51. Вопросы становления и развития русской акварельной школы.

52. Архитектурный пейзаж в русской исторической живописи XVIII - ХIХ вв.

53. Портретная живопись первой четверти XVIII в.: петровские пенсионеры.

54. Сложение и эволюция русской школы портрета в XVIII в. – проблема формирования национального языка.

55. Композиционные особенности исторических полотен К.П. Брюллова.

56. Проблема композиции в академических программах XVIII – XIX вв.

57. Педагогическая система Академии Художеств и ее значение в истории русской культуры второй половины XVIII-XIX вв.

58. Педагогическая система Императорской Академии художеств в контексте европейской художественной практики.

59. Натурная штудия в педагогической системе Императорской Академии художеств XVIII – XIX вв.

60. Теоретические трактаты XVIII века в педагогической системе Императорской Академии художеств.

61. Образы античной мифологии в русской скульптуре XVIII века.

62. Творческие поиски И.П. Прокофьева в контексте эволюции русской скульптуры рубежа XVIII – XIX вв.

63. Монументальная скульптура в архитектурных памятниках эпохи ампир.

64. Образ Санкт-Петербурга в русской гравюре XVIII в.

65. Образ Санкт-Петербурга в русской пейзажной живописи XIX в.

66. Процесс эволюции исторического жанра в русской живописи второй половины XVIII - XIX века.

67. Исторический жанр в русской живописи второй половины XIX века: к вопросу об эволюции художественного метода.

68. Образы русских писателей в искусстве XIX в.

69. Образ исторического деятеля в русской живописи второй половины XIX в.

70. Русский провинциальный портрет XVIII – XIX вв.

71. Образы русской истории в академических программах XIX в.

72. Ориентализм в русской живописи второй половины ХIX в.

73. Тема национального костюма в акварелях В.В. Верещагина и художников костюмного класса ИАХ.

74. Проблема поиска образного языка в русской исторической живописи 1870 – 1890-х гг.

75. Академическая традиция и русский романтизм первой половины XIX века.

76. Образы России в академической живописи и творчестве А.Г.Венецианова и его последователей.

77. Сложение бытового жанра в творчестве А.Г.Венецианова и учеников его школы.

78. Религиозные искания рубежа XIX-XX веков и живопись М.В.Нестерова.

79. Творчество П.А. Федотова и жанровые тенденции русской живописи середины XIX в.

80. Церемония и трапеза в русской жанровой живописи 1860-х гг.

81. Творчество Л.И. Соломаткина и приём гротеска в русской жанровой живописи 1860-х гг.

82. Ретроспективное и реальное решение темы «Петербурга» в творчестве мирискуссников.

83. Образ Петербурга в русской графике Серебряного века.

84. Образ Петербурга – Петрограда в русском искусстве 1900 – 1910-х гг.

85. Проблема образа и прообраза в русской портретной живописи конца XIX – начала XX вв.

86. Батальный жанр в русской живописи XIX века.

87. Типология и эволюция морского пейзажа в русской живописи XIX – начала ХХ века.

88. «Пленеризм» в русской живописи 80-90 годах XIX века.

89. Идея «художественной метафоры» в живописи В.Васнецова.

90. Тема античной традиции в позднем творчестве В.Серова.

91. «Эстетическая» программа художников «Мира искусств» и художественная полемика рубежа XIX-XX веков.

92. «Галантный» жанр К. Сомова и тема «исторических ретроспекций» в русском искусстве начала XX века.

93. Судьба «символической поэтики» В. Борисова-Мусатова в русской живописи начала XX века

94. Европейские художественные течения и русская художественная школа на рубеже XIX-XX веков

95. Проблема «синтеза искусств» и художественные концепции в творчестве художников «мирискусников».

96. Образ Москвы XVII века в произведениях А.М.Васнецова.

97. Проблема поиска стиля в русской скульптуре 1900 – 1910-х гг.

98. Обнаженная модель в русской скульптуре 1910-х гг.

99. Русский стиль в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве конца ХIХ - начала ХХ вв.

100. Творчество передвижников в контексте русской культуры 1870-х гг.

101. Русское салонное искусство второй половины ХIХ столетия.

102. Сказочные мотивы в творчестве В.М. Васнецова и М.А.Врубеля.

103. Художественные объединения и выставочная практика конца XIX – начала XX вв. в России.

104. «Исторический жанр» второй половины XIX века в творчестве В.Г.Шварца и А.П.Рябушкина.

105. Женские образы в русском портрете Серебряного века.

106. Театрально-декорационное искусство начала ХХ века.

107. Роль витража в интерьере эпохи Модерн в России.

108. Особенности графики художников объединения «Мир искусства».

109. Книжная графика в русском искусстве Серебряного века.

110. «Русский сезаннизм» как явление художественной культуры начала ХХ века.

111. А. Явленский и творчество русских художников в Мюнхене рубежа XIX – XX вв.

112. Живопись М. Веревкиной в контексте творчества художников русского зарубежья.

113. Монументальные росписи Марка Шагала в контексте европейского искусства ХХ века.

114. Объект в творчестве петербургских художников 1970 – 1990-х годов.

115. Абстракция и беспредметность в неофициальном искусстве Ленинграда 1960 – 1980-х годов: генезис и становление.

116. Скульптура Константина Симуна: от модернизма 1960-х к постмодерну 1990-х.

117. Книжная графика А. и Г. Трауготов и традиции ленинградского искусства 1960-70-х. годов.

118. Зураб Церетели и постсоветская монументальная скульптура 1990-х годов

119. Рихард Васми. Образ города в творчестве художника 1960-80-х.

120. Юмор и ирония в современном российском искусстве 1990-2000-х годов.

121. Российское искусство 2000-х: современность и национальные традиции.

122. Российское искусство 1990-2000-х на Венецианских биеннале.

123. «Возвращение живописи» 2000-х: в поисках новой реальности.

124. Павел Пепперштейн. Новая мифология России в графике 2000-х.

125. Образы войны в графике художников русского авангарда 1910-х годов.

126. Библейские мотивы в творчестве художников русского авангарда: религиозные и стилистические аспекты.

127. Концепция цвета и света в живописи Ольга Розановой конца 1910-х годов.

128. Коллаж и фотомонтаж в русском искусстве 1910-20-х.

129. «Фактура» В.Маркова и влияние его идей на творчество художников раннего русского авангарда.

130. Образы пространства в творчестве Александра Дейнеки 1920-х годов.

131. Творчество И. Бродского: соцреализм между живописью и фотографией.

132. Модерн в русском искусстве рубежа веков. Проблемы национальной традиции.

133. Творческий метод В.Борисова-Мусатова. Проблема соотношения импрессионизма и символизма в русском искусстве рубежа веков.

134. Художественные объединения 1910-х гг. в России и европейское искусство начала ХХ в

135. Натюрморт в русском искусстве 1910-х гг.

136. Эстетизация «примитива» в русском искусстве 1910-х гг.

137. Русская футуристическая книга в творчестве М.Ларионова.

138. В.Татлин и русский конструктивизм: от утопии к технологии.

139. Художественные объединения 1920-х г. и проблемы утверждения нового «пролетарского искусства».

140. Пространство и цвет в творчестве К.Петрова-Водкина.

141. Метод соц.реализма и проблемы его становления в искусстве 1930-50-х г.

142. Московский романтический концептуализм. Роль и статус художественного текста в современном искусстве.

143. Соц-арт в скульптуре 1970-80-х гг. в контексте искусства постмодернизма.

144. «Митьки» и традиции петербургского искусства ХХ века.

145. Современная петербургская художественная фотография.

146. «Русский авангард» - аспекты историографии и проблемы изучения.

147. Книжная графика Веры Ермолаевой. Место супрематизма в становлении советской иллюстрации.

148. «Альбомы» Ильи Кабакова и литература абсурда: о соотношении слова и образа в творчестве художника.

149. Павел Никонов. Образы русской деревни в живописи художника 1980 – 2000-х годов.

150. Петербург Тимура Новикова: образы пространства.

151. Промышленное зодчество Петербурга второй половины XIX­–XX вв.: вопросы архитектурной выразительности.

152. Архитектура транспортных сооружений: история, эволюция, стилистические тенденции.

153. Основные течения и формально-стилистические тенденции петербургской архитектуры постсоветского периода.

154. А.В.Иконников как историк и теоретик архитектуры.

155. Зодчество русского классицизма в отечественном архитектуроведении XX столетия.

156. Неоклассика в архитектуре Ленинграда пред- и послевоенного периода.

157. Дворец Советов как центральный памятник советской архитектуры: история проектирования, архитектурный образ, интерпретации.

158. Английское палладианство и русская палладианская архитектура XVIII столетия.

159. Архитектура ленинградского конструктивизма: история, мастера, особенности художественного языка.

160. Мариинский театр и проекты его реконструкции в контексте мировой традиции театральной архитектуры и современных тенденций.

161. Петербургские архитектурные конкурсы 2000-х годов и проблема развития среды исторического города.

162. Русский неоклассицизм 1760 – 1830-х годов: к вопросу об эволюции композиционного мышления архитектора.

163. Зодчество Петербурга начала XXI века в контексте мировых архитектурных тенденций.

164. Деревянная скульптура в европейском и русском искусстве конца XIX - начала XX вв. Традиции и современность.

165. Шрифт, текст и изображение: проблема стилистического единства. Книжная графика 1920-х гг.

166. Русская журнальная графика начала ХХ века: издания, шрифт, принципы оформления.

167. Отечественная книжная графика 1960-х гг. – стилистическое многообразие и технические приемы.

168. Конкурс иллюстраций к произведениям Ф.М. Достоевского 1971 года. Сравнительный анализ представленных работ (А. Гончаров, В. Горяев, В. Минаев, Ю. Перевезенцев, Н. Попов, В. Пивоваров).

169. Детская книжная иллюстрация 1970 – 80-х гг. – традиция и эксперимент.

170. Монументальная скульптура в городской среде: закономерности размещения, композиция, пластика, роль в архитектурном ансамбле. (На примере одного из городов – Санкт-Петербурга, Москвы, Рима, Парижа, Пекина).

171. Стиль и время: современные технологии в живописи (на примере творчества нескольких мастеров по выбору студента).

172. Северный Модерн в архитектуре Европы и России: проблема образного языка.

173. Неостили в архитектуре доходных домов Санкт-Петербурга середины – второй половины XIX века. Проблема типологии.

174. Ампир в архитектуре и искусстве XIX века. Эстетическая программа и образный язык.

175. Реставрационные мастерские Государственного Русского музея. История и современность.

176. Проблема формирования отечественной школы реставрации. Исторический и технологический аспект.

177. Проблемы и методы научной реставрации в современном музее. Теория и практика.

178. Основные процессы и методы реставрации произведений станковой живописи: темпера и масло. Технологический аспект.

179. Музей как комплекс по хранению, реставрации и экспонированию произведений искусства в ХХI веке.

180. Технология, исследование и хранение произведений искусства. История и современность.

181. Реставрация, восстановление, реконструкция. Исторический, культурный и нравственный аспекты.

182. Неоготика в архитектуре пригородов Санкт-Петербурга. Проблема конструкции и декора.

183. Неовизантийский стиль в храмовом зодчестве России. Проблема исторических параллелей.

184. Конструктивизм в русском театре и изобразительном искусстве.

185. Театральная деятельность К.С. Малевича в контексте творчества художника.

186. Художник в современном театре (Э. Кочергин, Э.Капелюш и т.д).

187. Античный театр в современной трактовке (античные традиции театральных постановок и два спектакля «Царь Эдип» - Александринский театр и Театр на Литейном).

188. Сценическая жизнь комедий Шекспира: традиции и современность (Шекспировский театр и современные постановки).

189. Традиции комедии дель арте в современном театре («Король Олень» в Молодежном театре, «PRO Турандот» в Приюте Комедианта).

190. Клоунада: традиции и современность (до Полунина и Адасинского).

191. Восточные традиции в современном театре (Брук, Виктюк, Адасинский).

192. Дизайн и современное искусство: кризис критериев эстетической ценности.

193. Русский авангард: место дизайна в проблематике «нового искусства».

194. Современное искусство: социокультурный и маркетинговый аспекты.

195. Место и роль художника в культурной ситуации XXI века.

196. Институты современного искусства: культуртрегерство как способ решения маркетинговых задач.

197. Музей в пространстве культуры постмодерна: проблемы реновации.

198. Специфика форм и инструментов продвижения на современном арт-рынке.

199. Особенности антикварного рынка Санкт-Петербурга в начале XXI века.

200. Галерейное дело в современном Петербурге: история, типология, задачи.

Наши рекомендации