Волшебная красочность музыкальных сказок.

Цели урока:

Ø Формировать умение отслеживать взаимосвязь между музыкальными жанрами и сказкой.

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Музыкальный материал урока:

Ø Н. Римский-Корсаков. Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы «Садко» (слушание).

Ø П. Чайковский. Па-де-де. Из балета «Щелкунчик» (слушание).

Ø С. Никитин, стихи Ю. Мориц. Сказка по лесу идёт (пение).

Дополнительный материал: портреты композиторов, репродукции картин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Мой род – это сказка, былина, и непременно русские». (Н.А. Римский-Корсаков)

II. Сообщение темы урока.

— Ребята, я думаю, что многие из вас бывали на музыкальных спектаклях, быть может, даже видели балеты-сказки, оперы-сказки. Скажите, отличается ли музыка, написанная для таких спектаклей, скажем, от спектаклей на несказочные сюжеты? (Да, конечно. Музыка, написанная к музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный мир, она помогает окунуться в атмосферу необычную, нереальную.)

Сегодня наш урок посвящен музыкальным сказкам.

III. Работа по теме урока.

Сказка как основа сюжета для музыкального произведения

— Волшебный мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке.

Сказка могла лечь в основу сюжета оперы, балета, инструментального сочинения, благодаря чему она становилась более зримой, более живописной. И сказочные герои, и лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, сказочные животные и птицы — всё богатство видимого мира получило своё звуковое выражение. Даже звуки природы, будь то падающие снежинки, журчание ручья, плеск волн, шелест весны — все они имеют свои особенные звуки, отличающиеся от звуков живой природы, они тоже, как и все в сказках, наделены волшебством.

Послушаем пример сказочной музыки — «Плеск златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. Название подсказывает нам, насколько живописен этот музыкальный эпизод.

Настоящим чародеем музыкальной живописи был Н.А. Римский- Корсаков. И великим сказочником в русской музыке.

Слушание с одновременным чтением 2-го абзаца текста на стр. 179.

— Услышали ли вы какие-либо особенные сказочные звуки, рисующие рыбок? (Музыка рисует подводное сказочное царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но кроме этого он изображает своеобразный танец цветов и бликов подводного мира — сверкающих, изменчивых. Использование различных тембров, гибких мелодических линий создаёт красочную музыкальную картину.)

Фантастический элемент для музыки, считал Римский-Корсаков, — всегда элемент прекрасный и благородный. Из 15 опер написанных им девять созданы на сказочные или легендарные сюжеты. В народном сознании далёких лет фантастическое крепко-накрепко связано с миром природы.

Так и в корсаковской музыке—будь то гениальная «Снегурочка», или простодушная и трагичная «Майская ночь» или оперы на пушкинские сюжеты — «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке» или опера-былина о Садко Новгородском, или величавое сказание о невидимом граде Китеже — везде живёт, дышит, поёт свою заветную песню могучая природа. Оперу «Садко» назвали энциклопедией сказочного музыкального языка.

Портретные сказочные образы

— В опере также присутствуют и портретные сказочные образы. Они, конечно, отличаются от музыкальных портретов реальных людей. Как вы думаете, почему? (Наверное, потому, что эти сказочные герои таинственные, загадочные, волшебные.)

Да, Римского-Корсакова привлекает былина о новгородском гусляре Садко. В начале своей творческой, деятельности, им написана симфоническая картина «Садко», музыка, которая через несколько десятков лет целиком войдет в одноименную оперу Сказка- небывальщина о том, как новгородский гусляр погостил у царя. И как разудалой игрой своей пустил трепаком (русский народный танец) всё подводное царство.

Величавый образ океана, создан неизменным чередованием трёх нот, меняющим характер от безмятежно-спокойного до оживлённого, мощного, грозного, в зависимости от темпа, тембра, силы звука (динамики) и красок гармонии. Искрятся, хлещут водяные струи, слышится в оркестре праздничная величальная песня Садко и бойкая плясовая, доходящая в своём вариационном развитии и неуклонном ускорении до бешенного стихийного взрыва.

Много лет не давала композитору покоя недопетая песня о сказочном гусляре, и в 1894 году он вновь обращается к Садко, чтобы создать крупное эпическое полотно на основе старинных сказаний и былин. Посмотрите внимательно на картину Михаила Врубеля «Царевна- Лебедь» — это не просто иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». Кто является автором этой сказки? (Великий русский поэт А.С. Пушкин.)

Царевна-Лебедь Врубеля — это собирательный образ женских сказочных героинь. В чём-то она похожа на морскую царевну Волхову из оперы «Садко», она необыкновенно красива и настолько же загадочна и непостижима. Давайте послушаем «Колыбельную» из оперы «Садко».

Слушание с одновременным чтением.

— Как вы можете охарактеризовать прозвучавшее произведение? (В нём слышны интонации колыбельной. Вначале слышим интонации лирической народной песни, которые придают ей тёплые, живые черты обычной девушки. Но затем возникают интонации «волшебного сказочного характера», что подчеркивает связь с фантастической сказочной стихией.

В оркестровом сопровождении слышится журчание ручейков, изображаемых флейтой и арфой. Флейта всегда звучит удивительно. Красиво, но немного холодновато. Волхова, полюбившая Садко, не обретает человеческую душу, как Русалочка или Снегурочка, а остаётся в своей родной морской стихии. В музыке это передаётся необыкновенно выразительно: царевна превращается в утренний туман и растекается по лугу светлой рекой.) .

Скажите, чем-то отличаются образы/созданные в литературе, от образов, созданных музыкой? (Сами образы, конечно, не меняются. Но музыка обогащает и дополняет, делает более зримыми персонажей тех или иных произведений.).

Мы слышим, под какую музыку танцевала Маша из сказки «Щелкунчик» в праздничном зале с ёлкой, новогодними игрушками, снежинками за окном. А дал нам эту возможность добрый волшебник П.И. Чайковский, прикоснувшись к сказке волшебной палочкой музыканта. Вспомните, какой ещё персонаж присутствовал среди музыки, а потом в определенное время должен быть срочно вернуться домой? (Золушка.)

Конечно, Золушка! Мы услышали, какая музыка звучала на балу у Золушки, и как часы били двенадцать раз, и как постепенно, с каждым ударом, исчезало колдовство доброй Феи. А сделал это зримым ещё один волшебник—Сергей Сергеевич Прокофьев.

Итак, мы с вами видим, что сказки сами по себе очень музыкальны, герои в них и танцуют, и поют, и часто всё это становится частью волшебства, праздников, светлых надежд. И может быть, сказочная музыка оттого так живописна, что она воплощает представления о волшебном, чудесном, что она — это мечта человека о прекрасном.

Вокально-хоровая работа

Учитель наигрывает мелодию из песни «Ты слышишь море?».

—Назовите песню. (Это песня «Ты слышишь море?».)

О чём эта песня? (Эта песня — мечта о море. Мечта мальчика стать настоящим моряком, потому что он влюблён в этот удивительный, прекрасный музыкальный образ.)

Исполнение песни.

IV. Итог урока.

— Давайте подведём итог нашего урока. (Музыка действительно помогает гораздо глубже проникнуть в волшебный, сказочный мир и при помощи необыкновенной красочности вновь и вновь создает непередаваемые, чудесные ощущения погружения в неземное воплощение мечты.)

V. Домашнее задание.

«Дневник музыкальных наблюдений» — стр.29.

***

Урок 29

Наши рекомендации