Тема: «Русские сезоны» в Париже.
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Ознакомить с историей русского балета.
Ø Развивать умение определять главные отличительные особенности сценического жанра — балет.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Музыкальный материал урока:
Ø С. Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание, 2 класс, III четверть).
Ø И. Стравинский. Русская; У Петрушки. Из балета «Петрушка» (слушание).
Ø Е. Адлер, стихи Л. Дымовой. Песня менуэта (пение).
Дополнительный материал:
Ø Портреты композиторов: С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звучит Вариация феи Зимы из балета С. Прокофьева «Золушка».
– Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полёт». (А. С. Пушкин) |
II. Сообщение темы урока.
—Итак, ребята, сегодняшний урок мы с вами вновь посвящаем замечательному жанру — балету. Давайте вспомним, что это за жанр? (Балет — музыкальный спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство...)
Хорошо, ну, а сегодня разговор пойдёт о русском балете, истории его создания, традициях.
III. Работа по теме урока.
А.С. Пушкин о танце
— Прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку. Как вы видите, эти замечательные слова принадлежат Пушкину. Поэт очень любил музыку, часто посещал театр.
Раскроем томик Пушкина.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и. кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт
И быстрой ножкой ножку бьёт.
Немало строчек о балете в сочинениях великого поэта.
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полёт?
Терпсихора — одна из девяти муз, тех, что танцевали вокруг Аполлона. Давайте вспомним, кто же такой Аполлон? (Аполлон — греческий бог, покровитель искусств.)
Правильно, а вот Терпсихора — это муза танца и хорового пения. Строчки поэта о ней полны особенного смысла. Это целая программа развития балета — на века вперёд!
Вчитываясь в них, понимаешь, что Пушкин требовал от русских танцовщиков и балерин предельно отточенного, виртуозного мастерства, достойного самой музы танца — Терпсихоры. Но этого мало, главное не техника, а наполненность танца: полёт должен быть одухотворён искренним чувством.
Великий поэт мечтал о том времени, когда балет породнится с драматическим театром. И это время пришло. Не случайно в наши дни балет определяют как драму, написанную музыкой и воплощённую в музыкально-хореографических образах. Танец здесь существует в драматической оправе. И танцовщики в своих чувствах должны быть так же правдивы, как драматические актёры.
Как и во времена Пушкина, и сто лет спустя, в наше время русский балет славится во всём мире.
Развитие русского балета
— В России балет распространился в XVIII веке. В придворных и крепостных театрах выступали прекрасные танцовщицы, пленявшие своим искусством самых взыскательных ценителей. А в XIX и XX веках ни одна страна мира не может сравниться с Россией. В ней существуют непревзойдённые балетные труппы.
Подлинного расцвета балет достигает в тех случаях, когда все его выразительные возможности — музыка, живопись, танец, режиссура, исполнение — раскрываются наиболее ярко и полно, превращая спектакль в подлинное событие культурной жизни. Таким событием явились «Русские сезоны» в Париже — гастроли русской оперы и балета в 1908 и 1909 годах, организованные Сергеем Дягилевым.
«Русские сезоны» — подлинный триумф национального балета, показавший миру, на какой уровень может быть поднято искусство, создаваемое в содружестве выдающихся композиторов, художников-живописцев и исполнителей.
К великим создателям «Сезонов» относятся композиторы — Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, И. Стравинский; солисты — гениальный Ф.И. Шаляпин, Т. Карсавина, В. Нижинский; художники — А. Бенуа, Н. Рерих, А. Головин, К. Коровин.
Работа с учебником
— Посмотрите на эскизы декораций на стр. 127 учебника, и вы почувствуете, насколько подлинно это искусство.
Прочитайте последний абзац на ар. 126. Что сказала о «Русских сезонах» знаменитая Айседора Дункан? (Она сравнивала их с храмом, полным красоты и интереса.)
«Истинной и непревзойдённой» вершиной признают ценители музыки балет «Петрушку» Игоря Фёдоровича Стравинского.
Сейчас мы с вами прослушаем два фрагмента из этого замечательного балета, один из которых называется «Русская», второй — «У Петрушки».
Но прежде прочитайте текст на стр. 128-129.
Слушание музыкального произведения.
— Что вы можете сказать о прослушанных музыкальных произведениях? Первый фрагмент из балета «Петрушка» И. Стравинского звучал празднично, ярко, быстро, красочно — он рисовал широкий праздник — Масленицу. В музыке слышны интонации народных песен, плясок, балаганов, ярмарки, народных гуляний. Фрагмент называется «Русская», наверное, потому, что здесь звучат чисто русские весёлые, зажигательные интонации праздника.
Следующий фрагмент рисовал одного из самых любимых персонажей русского театра — Петрушку. Музыка звучала необычно, в ней слышны игривые интонации, было ощущение, что кто-то от кого-то убегал, прятался, вновь появлялся.)
О чём же идёт речь в балете «Петрушка»? (Во время Масленицы, замечательного русского праздника, разворачивается целая драма. Петрушка, влюблённый в балерину, узнаёт, что она предпочитает ему самодовольного Арапа. Это своеобразная драма кукол, которая изображает людей.)
Основные категории балета
— Смысл балету, как это ни странно, придаёт слово. Без слова, оказывается, не может обойтись и такое, самое бессловесное, искусство.
И не только потому, что в нём иной раз участвует хор, певец или мастер художественного слова, поясняющие происходящие события. Связи балета с литературой гораздо глубже. Ведь создание любого балета чаще всего начинается не с музыки, не с сочинения танцев, а с либретто. Что же это такое? (Либретто — это литературный сюжет оперы...)
...И балета. В либретто определена идея спектакля, намечен сюжет, Обрисованы характеры героев, их взаимоотношения и роль в основном конфликте.
Балет — это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. Равно важны в балете три составные части — классический танец, характерный танец и пантомима.
Классический танец — тот, что в основных чертах сложился ещё в XVII веке во Франции — очень красив, грациозен. Часто главные действующие лица балета танцуют вдвоём. Их дуэт называется па-де-де.
Сольные танцы называют в балете вариациями. Подобно оперной арии, балетная вариация словно бы рисует портрет героя, помогает понять его характер.
Кроме солистов в балете принимает участие и большая группа артистов, которая называется кордебалет (подобно хору в опере). Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят в него разнообразие. Не всегда они построены на классической основе. Например, в балете «Лебединое озеро» в третьем действии испанский и неаполитанский танцы воспроизводят движения народных танцев. Такие танцы называются характерными. .
И, наконец, не менее важна ещё одна составная часть балета — пантомима. Греческое слово пантомима означает «всё воспроизводящий».
Это движения, жесты, которыми актёры как бы разговаривают друг с другом.
А теперь загадка «Танец королей» и «Король танцев» — так шутили двести лет назад, потому что этот танец был столь же популярен в ХVII-ХVIII веках. Если услышите мягкое трёхчетвертное движение — знайте, вам шлёт привет старинный танец... (Менуэт.)
Вокально-хоровая работа
— Какую песню мы начали разучивать на предыдущем уроке? А сейчас мы продолжим разучивание этой песни.
Проводится коллективная работа по разучиванию и исполнению песни.
IV. Итог урока.
— Подведём итог нашей беседы о балете. Балет — синтетический вид искусства, полноценное восприятие которого возможно только в единстве всех элементов сценического жанра. Однако при всем при том мы должны знать, что источником балетной музыки, как и других сценических произведений, всегда было литературное произведение.
И если мир литературы рождает всё новые и новые произведения, значит, этот мир действительно велик и богат неисчерпаемыми возможностями.
V. Домашнее задание.
Дневник музыкальных наблюдений, стр. 20.
Урок 21