Лирические отступления в опере

— Мы уже говорили о том, что смысл в оперных спектаклях передаётся через словесно-музыкальный синтез, в котором музыка играет очень важную роль, выражая подчас глубину смысла того или иного эпизода. Один из примеров — сцена в лесу из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», в которой Иван Сусанин, углубляясь всё дальше в дремучий лес, ведёт за собой поляков. Они ещё не знают, что с ними произойдет дальше, но музыка оркестрового сопровождения в искажённом виде воспроизводит мазурку из второго действия оперы, которая звучит, как зловещее предчувствие гибели врагов.

Слушание музыкального произведения. Искажённая тема мазурки из оперы «Жизнь за царя» — четвёртое действие.

— В этом примере психологический подтекст, который заключён в оркестровом сопровождении, вторгается в драматическое действие, делая его более динамичным. Прооперу говорят, что это синтетический музыкальный жанр, что это означает? (Опера — это ещё и театральное действие и декоративное оформление, над которым часто работали выдающиеся художники, например Аполлинарий Михайлович Васнецов.

Мы видим эскиз его декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», на следующей странице декорации к опере А. Бородина «Князь Игорь», выполненной Н. Рерихом.

Костюмы, занавес, свет — все это также играет большую роль в музыкальном спектакле, участвует в создании целостного образа музыкальной драмы.

В учебнике мы видим портрет Фёдора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова, сразу понятно, что перед нами царь.)

История оперы

— Первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренция в 1594 году. Сюжетом для него послужил греческий миф о борьбе Аполлона с чудовищем — змеем Пифоном. Такие представления сначала назывались музыкальной сказкой, потом музыкальной драмой. Прошло немало лет, пока их стали именовать музыкальным произведением (opera in musica), и наконец осталось одно слово опера (по латыни «opus») —деяние, труд, сочинение.

Поначалу спектакли предназначались только для придворной знати. Но позже в разных странах стали открываться музыкальные театры, доступные для более широких слоев городского населения, и опера постепенно заняла важное место в жизни общества.

Музыкально-сценический жанр. Вокально-хоровая работа

— А сейчас мы с вами обратимся к музыкально-сценическому жанру, и жанр этот — мюзикл. Его музыкальный язык впитал в себя элементы джаза и фольклора, а родина его — США.

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из песен мюзикла «Том Сойер и другие» В. Семёнова — «Когда я стану миллионером».

Учитель показывает и разучивает песню, обращая внимание на острый ритм, окончание фраз, полутоновые интонации.

IV. Итог урока.

— Сегодня наш урок был посвящён значительному вокально-драматическому жанру — опере. Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо знать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки. А об опере мы продолжим разговор на следующем уроке.

V. Домашнее задание.

Дневник музыкальных наблюдений — стр. 17. Продолжите ряд создателей оперного спектакля.

***

Урок 18

Тема: Из чего состоит опера

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формировать познавательный интерес к составляющим оперы.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø Н. Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы «Снегурочка». IV действие. Фрагмент (слушание).

Ø Н. Римский-Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие. Фрагмент (слушание).

Дополнительный материал:

Ø Таблички с наименованием отделов.

Ø Портреты композиторов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Парты соединены по две и составлены так, чтобы дети, рассевшись вокруг них, образовали восемь групп. На каждом получившемся столике стоят красиво оформленные таблички: «Отдел оперного либретто», «Отдел оперной арии», «Отдел оперного ансамбля», «Отдел оперного речитатива», «Отдел оперного хора», «Отдел оперного оркестра», «Отдел балета и оперной постановки», «Композитор».

Учитель предлагает объединиться с детьми соседней парты в общую

группу.

— Прочитайте эпиграф к уроку. Он приглашает нас в оперу. Итак...

Запись на доске:

Но уж темнеет вечер синий, Пора нам в оперу скорей: Там упоительный Россини. Европы баловень – Орфей. Не время критике суровой, Он вечно тот же, вечно новый, Он звуки льёт – они кипят, Они текут, они горят. (А.С. Пушкин)

II. Сообщение темы урока.

– Тема нашего урока – «Из чего сделана опера». По законам оперного театра опера делится на действия (акты), действия на картины, картины на сцены.

III. Работа по теме урока.

— Мы с вами разделимся на группы, которые профессионально занимаются в разных Оперных отделах. Представитель каждого отдела, либо все, расскажут нам о деятельности каждого Отдела.

Сейчас я раздам вам некоторую информацию, кое-что вы почерпнете из учебников, кое-что из собственного опыта.

Учащимся раздаются печатные тексты. На ознакомление даётся семь минут..

— Начнём работу. Чем же занимается «Отдел оперного либретто»? Вам слово. (Либретто в переводе с итальянского языка означает книжечка. Либреттист — тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе, можно сказать — оперный поэт, оперный писатель.)

Далее учащиеся показывают небольшую инсценировку.

— Разрешите почитать! — Не для чтения я пишу. — Тогда сами почитайте вслух. — И декламировать не буду. Если хотите знать, я специально пересочиняю пьесы, романы, сказки и собственные истории придумываю, чтобы их не читали ни вслух, ни про себя. — Для чего же это делается? — Для пения. Композитор сочиняет музыку на текст оперного либретто, а певцы её распевают.

— Идём к певцам. Что же делает этот Отдел? И что такое ария? Пожалуйста, вам слово! (В ариях герой или героиня оперных событий душу свою обнажают. Да так, будто сил больше нет таить, что на душе творится. Пусть все замру т и слушают!

А что именно душа показывает — это зависит от того, какая роль герою или героине уготована: благородно негодовать или клясться в любви, веселиться или грустить.

Слово ария у итальянцев сразу и песня, и воздух. Самое важное в пении, считают итальянцы, владеть, управлять дыханием. Именно в итальянской опере родилось искусство бельканто (прекрасное пение).

В оперном деле кроме слова ария есть ещё каватины, монологи — они более развернутые, более протяжённые, чем ариетта — маленькая ария, ариозо — в духе, в характере, в манере арии.)

Выразительность арии необыкновенна, она раскрывает нам характер героев более полно и разносторонне, рисует автопортрет.

Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из четвёртого действия оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова — «Сцену таяния Снегурочки».

Это один из самых тонких, поэтичных персонажей оперного искусства, который проходит долгий путь превращения из фантастического сказочного существа в живую, страдающую девушку. Дар любви, подаренный ей матерью Весной, губит Снегурочку, она тает от беспощадных солнечных лучей. И одновременно момент таяния становится для Снегурочки минутой счастья, её душа достигает наивысшего рассвета. Вот такая двойственность состояния выражена в словах Снегурочки: «Люблю и таю».

Идём дальше. Вот вам и Секретный отдел или Отдел оперного ансамбля. А почему он секретный, мы узнаем из рассказа представителей этого отдела. (Слово ансамбль — значит вместе. Бывает такое, что несколько героев какой-то оперной истории собираются вместе. О чём они поют? Попробуйте-ка понять людей, когда все говорят разом и каждый о своём. Слушать такое просто невозможно... в жизни. А в опере — одно удовольствие. Почему так? Это секрет оперного ансамбля, поэтому наш отдел называется ещё и секретным.)

Хорошо, дальше у нас идёт Отдел оперного речитатива. О чём нам расскажут здесь? (В этом отделе герои оперы тоже собрались вместе. Только поют уже не одновременно, а по очереди, как в жизни принято разговаривать.

Речитатив — в переводе декламация, чтение вслух. Но в оперном речитативе герои разговаривают по-оперному, нараспев. В речитативе, в отличие от оперной арии и оперного ансамбля, нет больших красивых закругленных мелодий. Здесь герои бросают друг другу короткие фразы — реплики, сообщают всякие подробности оперного действия.)

Идём далее. Отдел оперного хора, о нём мы не так давно с вами уже говорили. (Арии, ансамбли, речитативы в опере — это для главных героев. Главные имеют в опере собственные имена. Часто по имени самых главных героев называются оперы: «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Князь Игорь» и. т.д. Есть в опере действующие лица без собственных имён. Имена у них собирательные: войско, крестьяне, народ или какие-нибудь другие. Собирательный, многоликий, многоголосый герой в опере поёт хором. Хор может быть с главными героями в полном согласии, а может вступать в конфликты.)

Спасибо. Следуем дальше, опускаемся в оркестровую яму. Оркестровой ямой называется площадка перед оперной сценой, где располагается чуть ли не самый многочисленный отдел — Оперный оркестр. (Наверху, на оперной сцене, герой может в одиночестве душу изливать, а внизу в оркестровой яме, в это время десятки музыкантов на инструментах играют. Наверху, на сцене, действие какое-то разворачивается у всех на виду в лучах света, бывает с пушками, с пожарами, бывает даже и живая лошадь появится, певцы-артисты наряжены, как оперные события требуют. А внизу, в оркестровой яме, музыканты, скрытые от глаз в полумраке, на стульях сидят с инструментами в руках и все в строгих костюмах. Один дирижёр над оркестром возвышается.

Дирижёр держит в своих руках все невидимые оперные нити от каждого артиста и музыканта.

Он руками из этих невидимых нитей всякие замысловатые фигуры плетёт, чтобы соединить старания всех многочисленных участников оперного спектакля.

Оперный оркестр пению помогает и вместе с пением за красоту и выразительность музыки отвечает. А ещё оперный оркестр звуками картины рисует: битву, бурю у моря или что-нибудь другое, они называются симфоническими картинами.

А ещё оркестр выполняет особое задание: он играет увертюру к опере, чтобы заранее всех настроить на нужную волну.)

Инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры: обогащая и облагораживая сочинение, благодаря которому они возникли, они способны жить самостоятельной жизнью и нередко звучат как отдельные произведения. К одному из таких примеров относится знаменитая «Мелодия» Кристофера Виллибальда Глюка из оперы «Орфей и Эвридика», которую в контексте называют «Жалобой Эвридики». Опера повествует о мифическом певце Орфее, божественное пение которого подчиняло силы природы, и о его жене — юной нимфе Эвридике.

Эвридика, укушенная змеей, умирает и попадает в царство мёртвых. «Жалоба Эвридики» — музыка, передающая печаль её разлуки с жизнью. Настолько выразительна и проникновенна эта музыка, что её ещё называют «Арией без слов».

Слушание музыкального произведения.

— Как звучит эта музыка? (Музыка звучала очень нежно, изящно, красиво.)

А теперь мы прослушаем совершенно другую музыку. Эта знаменитая оркестровая картина из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже»,.изображающая сцену битвы, а называется эта сцена «Сеча при Керженце». Третье действие.

Слушание музыкального произведения.

— Что вы скажете об этом произведении? (В музыке чётко слышно, как сходятся борющиеся силы, у каждой из них своя собственная тема, тема врага звучит более жёстко, борьба продолжается вплоть до трагической развязки.)

Следующий отдел, вам слово. (Наши отделы здесь объединены за одним столом, но вообще-то, они совсем разные.

Отдел балета — если по ходу действия оперы требуются танцы, чтобы украсить оперу, я всегда приду на помощь.

А я представляю Отдел оперной постановки, здесь, как в любом театре, художник рисует декорации, режиссёр ставит спектакли, гримёр гримирует артистов, костюмер готовит костюмы, осветитель распоряжается светом, машинист сцены орудует механизмами, а пожарник следит за противопожарной безопасностью.)

И, конечно, главное лицо в оперном деле — композитор. (Он сочиняет музыку, а музыка в музыкальном деле всему начало и всему конец. Недаром имя композитора всегда стоит первым, рядом с названием каждой оперы.)

IV. Итог урока.

— Каждая опера, ребята, это целый мир сюжетов, действий, персонажей, музыки, гармонии, оркестровки, декораций, актерской игры. И, конечно, прав был Н.А. Римский-Корсаков, сказав о том, что «Каждая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет».

V. Домашнее задание.

«Дневник музыкальных наблюдений», стр. 18.

Урок 19

Наши рекомендации