Тема: Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки.

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки — опере как синтетическому виду искусства.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент (слушание).

Ø М. Глинка, стихи C. Городецкого. Финальный хор «Славься» Из оперы «Жизнь за царя» (слушание).

Дополнительный материал: портреты композиторов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит любой отрывок из оперы «Садко».

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

Звучит любой отрывок из оперы «Садко».

| — Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

?

1 Запись на доске:

«Я открывал трепещущей рукой Больших театров расписные двери». (С. Данилов)

II. Сообщение темы урока.

Не правда ли, ребята, когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью!

Сегодня на уроке мы будем говорить об опере.

III. Работа по теме урока.

Опера— сплав искусств

Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто таинственное, чудесное... Но вот свет меркнет. Вспыхивает рампа. Светильники скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами. Дирижёр взмахнул палочкой, и звуки оркестра слились в удивительную увертюру.

Большинство опер начинается с увертюры (от фр. Слова «ouvernure» — открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Увертюра передает идейный замысел оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля, где музыкальные, темы являются основными характеристиками героев и развернутся в дальнейшем в опере в большие сцены.

Занавес медленно поднимается, и мы оказываемся на солнечной площади в испанском городе Севилье, или в Древнем Киеве на венчании Руслана и Людмилы, либо в тенистом саду имения Лариных, а то и вовсе на дне морском — каждый раз в новом, похожем на сказку мире.

Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты — всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за драматичной, порой трагической судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело смеёмся вместе с ними. Воздействие оперы огромно. При всей своей сложности она предельно доходчива. Опера не только в доступной, «зримой» форме раскрывает какое-то жизненное явление, но помогает силой музыки проникнуть в его глубину — мы ощущаем, какие горячие чувства, какие душевные порывы скрыты за ним. Музыка, не спрашивая вашего согласия, проникает в сердца и вызывает восторг или слезы сочувствия.

Опера — это чудодейственный сплав многих искусств. И музыка играет в нём ведущую роль. Ведущую, но не исключительную.

Что такое либретто?

— Прочитайте 109 стр. учебника.

Что нужно для того, чтобы опера состоялась? (Прежде всего, нужен литературный сюжет.)

Да. Этот литературный сюжет изложен в виде театральной пьесы. Пишется эта пьеса частично стихами, частично прозой. Конечно, без музыки, сама по себе такая пьеса существовать не может. У неё вспомогательная роль. Как называется эта оперная пьеса, может быть, кто-то знает? (Она называется либретто.)

А знаете ли вы, что в переводе это слово означает «книжечка», имеется в виду книжечка с текстом оперной пьесы, которая выдаётся перед спектаклем.

Если сравнить либретто с литературным первоисточником, то налицо некоторая упрощенность. Связано это с тем, что действие в словесных жанрах протекает более интенсивно, чем в опере. Слово произносится в поэзии, а в музыке — распевается, поэтому либреттист, когда приступает к переработке литературного произведения, выделяет то главное, что ляжет в основу оперы, акцентируя основную сюжетную линию, выделяет характеры наиболее значимых, ярких персонажей.

Либретто целиком подчинено музыке. Либреттист работает под руководством композитора, чутко прислушиваясь ко всем его замечаниям. В таком творческом контакте создано большой количество произведений. Брат Петра Ильича Чайковского Модест Ильич написал либретто двух его опер: «Пиковая дама» и «Иоланта». Над либретто оперы Антона Григорьевича Рубинштейна «Демон» по поэме Лермонтова работал известный биограф и исследователь творчества поэта П.А. Висковатый.

Иногда композитор сам сочиняет либретто. Михаил Иванович Глинка, создавая либретто оперы «Руслан и Людмила» по поэме А.С. Пушкина, сократил ряд сцен, объединив их в другую композицию. Всем известно прекрасное поэтическое вступление к «Руслану и Людмиле», как начинается эта поэма?

(У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом...)

Так вот, если бы композитор полностью следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы в духе былины, но композитор решает иначе: с первых тактов нас захватывает стремительная, ликующая мелодия, настраивающая на сюжет, полный событий и приключений.

Слушание увертюры из оперы «Руслан и Людмила» (фрагмент) с одновременным чтением текста на стр. 112-113 (первый абзац).

Расскажите, что вы услышали? (Сначала в музыке звучат фанфары, предвосхищающие победу добра над злом. Затем звучат темы главных героев, чувствуется некоторое напряжение, понятно, что борьба будет нелёгкой. Музыка звучит динамично, стремительно, увлекая в мир сказочный и волшебный.)

Наши рекомендации