Знакомство со сказкой Г. Х. Андерсена «Соловей»
¾ В Китае, как вы знаете, глава государства – император, и в целом мире не нашлось бы дворца роскошнее императорского; он весь был из тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться, поднимите руки те, кто читал эту сказку?
¾ Правильно – это «Соловей» Г. Х. Андерсена – сказка, повествующая об истинности красоты и о бренности власти и богатства. Эта сказка изложена в ваших учебниках на странице 16. Прочитайте её.
После чтения учащиеся высказывают своё мнение о героях сказки.
IV. Итог урока.
Искусство способно воспитывать, оно открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Мы уже знаем, что внешнее, поверхностное никогда не бывает самым главным.
Как создаётся искусство?
Ответы учащихся.
Искусство – это великая тайна природы. Не случайно древние греки считали это дело божественным. Не случайно создателя произведений искусства называют творцом, как Всевышнего. Не случайно и то, что гений, а творят искусство гении – у древних означал добрый дух, покровитель людей, а начиная с века Просвещения, этим словом назван человек, художник в широком смысле этого слова. Назвав творца гением, люди подчёркивали доброе, созидательное начало искусства как такового.
V. Домашнее задание.
Вопросы и задания к уроку, стр. 18.
Урок 4
Тема: Искусства различны, тема едина
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Выявить на конкретных примерах общность и своеобразие в произведениях музыки, литературы, изобразительного искусства.
Ø Учить анализировать услышанное и увиденное и искать ту основную нить, которая пронизывает творение.
Музыкальный материал урока:
Ø М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (пение).
Ø П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).
Ø Р. Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества» (слушание).
Дополнительный материал:
Ø Репродукция картины И. Бродского «Опавшие листья».
Ø Репродукция картины И. Левитана «Осенний день. Сокольники».
Ø Портреты композиторов: П. Чайковского, Р. Шумана.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звучит песня М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. «Маленький принц».
¾ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Живопись даёт образ и мысль, И нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, И по нему надобно воссоздать мысль и образ». Н. А. Римский – Корсаков |
II. Сообщение темы урока.
¾ Мы продолжаем разговор об искусстве и сегодня будем учиться искать взаимосвязи между музыкой и литературой и изобразительным искусством.
III. Работа по теме урока.
Храмы искусства
¾ Много времени прошло с тех пор, когда искусство начинало свой путь. Если вначале искусство было едино, как одно целое, то теперь все виды искусства разделились и живут параллельно друг другу. Стали более совершенными музыкальные инструменты, литература пользуется современным языком, художники – иными красками, но кроме этого каждый вид искусства образовал своё собственное государство – Живопись, Музыку, Литературу, со своими, только им присущими, историей, географией, населением и языком.
Чтобы научиться творить хотя бы в одной области данных государств, человек тратит на обучение многие и многие годы, овладевает разными знаниями для того, чтобы постичь эту сложную науку. Обратимся к учебникам на страницах 19 – 20. Вы видите храмы искусства. Скажите, к каким видам искусства относятся данные храмы? (Государственная Третьяковская галерея – храм живописи, где живут замечательные шедевры известных художников.
Большой театр – там живут театральные представления: опера, балет, проходят концерты известных исполнителей из мира музыки.
Большой зал Московской консерватории. В консерватории учатся будущие композиторы, музыканты.)
Как вы думаете, у слова консерватория и консервы есть что-то общее?
Ответы учащихся.
¾ Внешне, конечно же, ничего общего, хотя у них одинаковый корень итальянского глагола «conservare» – что означает беречь, сохранять.
Что такое консервы? (Консервы – это сохранённые пищевые продукты.)
А что же сохраняет консерватория?
Так вот послушайте. В старину в Италии консерваториями называли приюты для сирот, дома сохранения бедных детей от жизненных невзгод, выпавших на их долю. В этих приютах-консерваториях детей обучали разным ремёслам, а особо – очень уважаемому ремеслу у итальянцев – ремеслу музыканта. Любопытно, что в старой Италии школы музыки ещё называли знакомым нам словом госпиталь, что значит гостеприимный дом. Но слово госпиталь впоследствии стало относиться только к медицине, а название консерватория окончательно закрепилось за учебным заведением, предназначенным для музыкального образования.
Первая русская консерватория была открыта в Петербурге в 1862 году, вторая – в Москве в 1866 году.
Конечно, для того, чтобы стать профессионалом, нужно много учиться. Но можно быть любителем и знатоком музыки. Для этого нужно только стремиться понять смысл произведения, попытаться ощутить его характер и то, что хотел сказать автор. Для этого требуется чуткость и внимание, воображение и наблюдательность, которые присущи большинству из нас.