Беседа о музыкальных инструментах

¾ Мы сегодня говорили о том, что музыка – это искусство звуков, неудивительно, что основными жителями в стране Музыки являются музыкальные инструменты, которых существует огромное количество. Как вы думаете, чем отличаются одни инструменты от других? Откройте учебник на странице 10. (Музыкальные инструменты отличаются формой, разными способами извлечения звука, а самое главное – окраской звука (тембром).)

¾ За что же мы любим музыку?

¾ Ответы учащихся.

IV. Итог урока.

¾ Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, всё человечество.

Как вы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не то же творчество рождает шедевры литературы, изобразительного искусства, например: Парфенон, «Мона Лиза», «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Посмотрите внимательно на репродукцию картины «Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочный взгляд действительно не оставляет равнодушным ни одного человека на протяжении многих столетий.

Первоистоки всех искусств едины. Едины и их образы, сюжеты, темы. В любом произведении искусства мы чувствуем жизнь, видим её с разных сторон.

Никакая наука не способна вызвать в человеке такого эмоционального отклика, ничто так полно и ярко не может выразить человеческие переживания, как искусство, которое открывает нам жизнь через слово, изображение, мелодию.

Прочитайте слова из последнего абзаца на странице 11. Выскажите своё мнение.

Ответы учащихся.

V. Домашнее задание.

¾ Выполните задание на странице 3 и 4 в Дневнике музыкальных наблюдений.

***

Урок 3

Тема: Искусство открывает мир

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Рассмотреть искусство с точки зрения историко-философского аспекта.

Музыкальный материал урока:

Ø М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание и пение).

Ø Й. Гайдн, русский текст П. Синявского. Мы дружим с музыкой (пение).

Дополнительный материал:

Ø Учебник.

Ø Г. Х. Андерсен. Сказка «Соловей».

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит песня «Маленький принц», музыка М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова.

¾ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Много в пространстве невидимых Форм и неслыханных звуков, Много чудесных в нём есть Сочетаний и слова и света, Но передаст их лишь тот, Кто умеет и видеть, и слышать». А. Толстой

II. Сообщение темы урока.

¾ Мы продолжим беседу об искусстве, открывающем мир.

III. Работа по теме урока.

¾ Человек соприкасается с искусством каждый день, порой об этом не задумываясь. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Нет ни одного народа, независимо от степени его развития и цивилизованности, в жизнь которого искусство бы не вошло. Более того, возникновение, развитие и существование искусства разных народов обладает удивительным сходством, что свидетельствует о его общечеловеческих законах. У музыки, литературы и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования – человек, восприятие им окружающей действительности, его душевный мир.

Вся жизнь человека, как всего живого, состоит из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло, радость и горе, любовь и вражда, свет и тьма. Стремления человека всегда сводятся к продлению и укреплению того, что составляет лучшие стороны жизни. Для этого возникли религии, наука и искусство. Искусство в окружающей человека действительности – это радость, утешение, поддержка. На заре человечества люди только начали осознавать себя. Они придумывали разные слова, которые впоследствии становились речью, пытались воспроизводить разные звуки, которые постепенно превращались в мелодии, вырезали на стенах пещер контуры различных животных, сцены охоты, что впоследствии стало именоваться живописью.

Известно, что древние человеческие послания по большей части изображали какие-либо зашифрованные символы, расшифровать которые мог только истинный мудрец, включая своё богатое воображение, он видел связь между изображениями и той ситуацией, которые они выражали. А мы с вами можем прочитать любой текст, потому что специально этому обучались.

Однако и сейчас необходимо иметь воображение, и мудрость для того, чтобы понять произведения искусства, так как их смысл, истина не лежат на поверхности, а зашифрованы в словах, в мелодиях и красках.

Посмотрите на детские рисунки (рисунки детей 2 – 7 летних детей), что вы можете сказать об этих рисунках? (Каждый ребёнок видит мир по-своему, своими глазами, и отражает его в своих рисунках через сочетания красок, непривычными, с точки зрения взрослых, изображениями.)

То же касается и слов, которые придумывают дети для обозначения того или иного предмета. Приведите примеры из своего детства.

Учащиеся приводят примеры.

Работа с учебником

¾ А какие замечательные непосредственные стихи и истории сочиняют в этом возрасте!

К сожалению новизна восприятия с годами проходит у многих людей, и они перестают удивляться, восхищаться и видят мир по-другому. Давайте зачитаем фрагмент из замечательной сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», где как раз говориться об этом, а затем побеседуем.

Что вы можете сказать о прочитанном?

Ответы учащихся.

¾ Конечно, все взрослые – разные: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие – сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых эти разные люди с трудом понимают друг друга. А иногда, это даже приводит к тяжёлым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь.

Экзюпери писал: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного и того же корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга».

Пефразировав известную фразу можно сказать: «Понимание и доброта спасут мир!»

Вокально-хоровая работа.

¾ Мы с вами начинаем разучивать одну из самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы с вами сейчас прочитали. Давайте вспомним, как называлась эта сказка? («Маленький принц».)

Совершенно верно. А музыку к этой песне написал замечательный композитор, известный своей необыкновенной поэтичностью. Микаэл Леонидович Таривердиев. Его музыку отличает необыкновенная свежесть, искренность, тонкость и красота. Слова написаны поэтом-песенником Николаем Добронравовым.

Разучивание 1 куплета.

¾ Мы говорили, что существуют люди, которые поглощены только собой, своей выгодой, не видящие вокруг себя ничего прекрасного.

Но бывает так, что какое-то событие переворачивает жизнь такого человека – и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать. Всё это было в человеке, но только забилось за долгие годы пустой, ничем не одухотворённой жизни. И нужен был какой-то импульс, толчок, будь то встреча с добрым человеком, услышанная музыка, либо прочитанная книга для того, чтобы он вновь вернулся к самому себе, к своим истокам.

Наши рекомендации