Занятие 12. «Поиграем в поезд»
(по стихотворению А. Краснобаева «Поиграем»)
Оборудование: игрушки — паровоз, кошка, слон, кукла, самолет, Ванька-встанька, неваляшка-снеговик; кубики — по два каждому ребенку; погремушки — по одной каждому.
Ход занятия
У стены построен поезд, который везет игрушки.
Педагог.
По железной по дороге
Едет-едет паровоз.
Он подарки нам привез,
Как волшебный Дед Мороз.
1. Массаж спины «Паровоз»(см. занятие 11)
Педагог.
Паровоз привез Мишане
Кошку с черными ушами.
А чего привез он нам,
Это ты увидишь сам!
Логопедическая гимнастика
1) Упражнение «Киска умывается» (для укрепления мышц
языка, развития подвижности кончика языка). Рот открыт. Губы
в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык поочередно к
верхней и нижней губе. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, а язык не сужался.
2) Упражнение «Зевок» (для активизации мышц зева и глотки).
Позевывать, широко открывая рот, сильно втягивая воздух, но без заметного выдоха.
3) Упражнение «Киска лакает молочко» (для укрепления мышцы языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движение назад-вперед. Следить, чтобы язык оставался широким, а его кончик доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта. Губы
и челюсть должны быть неподвижны.
4) Упражнение «Чашечка» (для укрепления мышцы языка,
вырабатывания подъема боковых краев и кончика языка, умения удерживать язык в таком положении). Рот открыт. Губы в улыбке, высунут язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
Упражнение «Кошечка поет» на развитие чувства ритма
Мяу, мяу, мяу,
Пропевают восьмые длительности, поочередно поднимая и опуская мягкие руки.
Мур!
На четверть сделать хватательное движение двумя руками.
Повторить упражнение 4—6 раз.
4. Песня о кошке(по выбору)
Мимическое упражнение
Дети показывают мимикой, как куколка плачет, мы ее жалеем, сочувствуем ей, кукла улыбается.
Педагог.
Кукла Маша —
Знатная дама.
Умеет говорить она:
«Мама».
6. Пальчиковая игра «Не плачь, куколка моя»(см. занятие 11)
Фонопедические упражнения «Самолеты»
Педагог.
Самолет по комнате летит,
А летчик только вниз глядит:
«Куда посадить самолет?
Когда мне закончить полет?»
Заводим моторы.
«Тр-р-...» — в среднем регистре.
Мотор заработал.
«Р-р-...» — в низком регистре.
Самолет полетел.
«У-у-у...» — глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой.
Голосовое упражнение «Самолет летит»
Дети долго тянут звук «у», меняя силу. Если самолет летит далеко, разводят руки в стороны и делают звук тихим. Когдасамолет близко, приближают ладони друг к другу и усиливают звучание.
А еще паровоз
Ваньку-встаньку привез.
Дети рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями
Хором.
Ванька-встанька,
Ванька-встанька,
Приседай-ка, приседай-ка!
Полуприседания.
Непослушный ты какой,
Погрозить пальчиком
Нам не справиться с тобой!
Покачать головой.
10. Подвижные игра «Кто скорее возьмет игрушку» с погремушками(см. сб. «Музыка и движение». Вып. 2 , с. 81)
11. Массаж биологически активных зон «Наступили холода»для профилактики простудных заболеваний (авторская разработка)
Педагог.
Ехать в поезде тепло
Поглядим-ка мы в окно.
А на улице зима,
Наступили холода.
Давайте сделаем массаж от простуды.
Педагог.
Да-да-да —
Наступили холода.
Потереть ладошки друг о друга.
Да-да-да —
Превратилась в лед вода.
Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.
Ду-ду-ду —
Поскользнусь я на льду.
Указательными пальцами помассировать крылья носа.
Ду-ду-ду -
Я на лыжах иду.
Растереть ладонями уши.
Ды-ды-ды —
На снегу есть следы.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны — к середине лба.
Ди-ди-ди —
Хлопки в ладоши.
Ну, заяц, погоди!
Погрозить пальцем.
12. Песня о зиме(по выбору)
К нам приехал Снеговик.
Он к снегу, холоду привык.
Он не хочет здесь стоять,
Хочет с нами поиграть.
Хороводная игра «Снежная баба»
Педагог. А на последнем вагоне-платформе приехала красивая новая машина. На ней мы и отправимся в группу.
Машина едет,
Машина гудит,
Детям — «би-би» —
Она говорит.
Дети уходят из зала топающим шагом, как бы держа в руках руль («уезжают на машине»).
Занятие 13. «Снежная баба»
Оборудование: снежинки на ниточках — по одной каждому; неваляшка-снеговик; нарисованные снеговики с лицами, выражающими различные эмоции; пакет от Нового года с рисунком украшенной елочки и стоящими под ней зайчиками; маска лисы.
Ход занятия
Дети заходят в зал под песню о зиме (по выбору).
Пусть мороз трещит,
Вьюга в поле кружит —
Малышам-крепышам
Не страшна стужа.
Молодцы у нас ребята:
Сильные и смелые,
Дружные, умелые.