РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Любимые праздники»
Задачи.Вызывать положительное эмоциональное отношение к праздникам. Развивать интонационную выразительность речи, умение разыгрывать ролевой диалог в игре-драматизации. Развивать дикцию, уточнять и закреплять правильное произношение звуков «р», «рь» в стихотворных строчках.
Материалы, инструменты, оборудование.Флажок. Шары.
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение. Зачитывает стихотворение В. Степанова «Любимые праздники»:
Мы любимых праздников С нетерпеньем ждем. Нам приносят праздники Радость в каждый дом.
С песни начинается Праздничный денек, В сердце зажигается Теплый огонек.
Жалко, что кончаются
Праздничные дни, Но не забываются Никогда они1.
Педагог рассказывает детям, что во время праздника люди гуляют по улицам с цветами, шарами, флажками. Предлагает выучить стихотворение про флажок. Зачитывает стихотворение А. Барто «Флажок» I
Дети читают стихотворение, держа в руках флажки. Выслушивают всех желающих.
Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение про воздушный шарик. Держа в руках воздушный шарик, читает стихотворение Э. Мошковской «Шарик».
—Шарик, хочешь — отпущу?
—Ой, хочу, хочу, хочу.
—Ты направо, или влево,
Или прямо-прямо в небо?
Ты ведь должен мне сказать,
Где потом тебя искать,
Я тогда тебя поймаю!
— Я не знаю ... Я не знаю ...
Ну а если б даже знал,
Ни за что бы не сказал!3
Педагог спрашивает детей: «Как вы думаете, кто мог разговаривать с шариком? Почему он не хотел сказать, куда улетит?» Предлагает разыграть сценку. Вызывает ребенка по желанию, вручает ему шар, а сама берет на себя роль воздушного шарика. Разыгрывают сокращенный ролевой диалог, во время которого передают друг другу шар.
Ребенок: Взрослый (от имени шарика): Ребенок: Взрослый: |
— Шарик, хочешь — отпущу?
— Ой, хочу, хочу, хочу!
— Ты ведь должен мне сказать,
Где потом тебя искать.
— Я не знаю ... Я не знаю...
Ну а если б даже знал, Ни за что бы не сказал!
Далее по желанию выбирают следующую пару. Сценка разыгрывается 3—4 раза. Если дети говорят тихо и невнятно, воспитатель повторяет их высказывания. Если молчат, то педагог подсказывает слова
1 Стихи к праздникам. — М.: Стрекоза-Пресс, 2005. С. 2.
2 Стихи для малышей. — М.: Олма-Пресс Образование, 2003. С.100.
3 Веселые сказки и стихи. — М.: Росмен. 2006. С. 153.
по тексту. Возможен вариант, когда дети разыгрывают ролевой диалог своими словами.
Воспитатель напоминает детям, что во время праздников вечером бывает салют. Спрашивает их, знают ли они, что это такое. Затем читает детям рассказ В. Сутеева «Салют»' от слов «Сегодня нам сказали...» до слов «Это было самое красивое, что мы видели в этом году!»
После чтения педагог просит детей рассказать, где они видели салют. Дети свободно высказываются.
АППЛИКАЦИЯ «Разноцветные шары»
Задачи.Формировать умение вырезать округлые формы способом последовательного закругления уголков трапеции. Познакомить с рациональным способом попарного закругления уголков квадрата и прямоугольника, сложенных пополам. Формировать навыки сотрудничества при обсуждении и создании коллективных композиций. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к сотворчеству.
Предварительная работа.Дидактическая игра «Воздушные шары» на развитие чувства формы и цвета: создание детьми линейных и круговых композиций по условию (чередование двух и более цветов, чередование форм и т. п.). Обследование формы воздушных шариков, экспериментирование с целью уточнения представлений (прозрачные и в то же время цветные, тонкие, легкие, при надувании изменяют форму и размер, могут лопнуть).
Материалы, инструменты, оборудование.Демонстрационный материал: связка цветных воздушных шаров, 2—3 варианта аппликативной композиции «Воздушные шарики», большой лист бумаги голубого цвета и силуэты разноцветных воздушных шариков для демонстрации способа действий при составлении композиции, а также клей, клеевая кисточка и салфетка для показа техники наклеивания.
Раздаточный материал: для каждого ребенка по 3—5 бумажных квадратов и прямоугольников разного цвета с длиной стороны не менее 10 см; ножницы, прочные нитки (№ 10) или тонкие веревочки, ленточки для создания коллективных композиций; клей, клеевые кисточки, салфетки, листы бумаги голубого цвета (для фона).
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель показывает детям связку разноцветных воздушных шаров различной формы.
Воспитатель отвязывает несколько шариков и отпускает их, повторяя слова стихотворения: «Пусть летят, летят шары!».
1 Сутеев В.Г. Сказки, рассказы и сказочные повести. — М.: Астрель, ACT, Ермак, 2004. С. 234.
Предлагает детям самим вырезать из цветной бумаги разноцветные шары. Спрашивает, как (каким способом) это лучше сделать. Обобщает ответы детей, подтверждает, что дети уже умеют превращать квадраты в круги, а прямоугольники в овалы (показывает геометрические фигуры контрастного цвета и накладывает их друг на друга: овал на прямоугольник, круг на квадрат; обрисовывающим жестом показывает, как последовательно закругляются уголки, чтобы получились округлые формы). Уточняет задачу и поясняет, что шары дети будут вырезать из цветной бумаги знакомым способом — закругляя уголки, но сегодня это будет делать труднее. Выражает уверенность, что у всех детей обязательно получатся красивые воздушные шары. Предлагает взять для начала квадрат и срезать уголки так, чтобы получилась трапеция («лодка», «крыша») и затем закруглять утолки так, чтобы получился воздушный шарик. Дети выполняют задание, состоящее из двух последовательных операций: преобразование квадрата в трапецию и закругление уголков трапеции.
Педагог предлагает детям освоить новый способ вырезания округлых форм. Берет бумажную заготовку (квадрат), складывает пополам, держит за сгиб и закругляет два уголка, раскрывает форму и показывает детям круг (при этом все свои действия комментирует и просит назвать основные действия: «сложить пополам», «держать за сгиб», «закруглить сначала один уголок, потом другой — всего два уголка»). Предлагает детям попробовать вырезать воздушный шар новым способом из белой бумаги (можно вторичного использования). По мере освоения способа дети берут цветную бумагу и вырезают воздушные шары новым способом, закругляя попарно уголки прямоугольника или квадрата, сложенного пополам.
В конце занятия педагог показывает детям варианты коллективных композиций — шары в свободной связке, шары в гирлянде, шары на ниточках поднимаются в воздух — и предлагает составить несколько коллективных композиций для оформления детского сада к весенним праздникам (см. рисунок).
Воспитатель демонстрирует детям способы созданий композиций, по-разному размещая силуэты шаров, комментируя свои действия и называя варианты композиций (это — связка воздушных шаров, это — гирлянда и т. д.). Обращает внимание детей на то, что: — в связке или гирлянде шарики размещены тесно, плотно прижаты друг к другу (показывает композицию или схему, в которой шарики прикасаются и даже частично накладываются друг на друга);
— в свободном полете шарики находятся на некотором расстоянии друг от друга и лишь иногда прикасаются (показывает соответствующую композицию или схему, в которой воздушные шары находятся на расстоянии друг от друга).
Педагог предлагает детям разделиться на группы по 5—6 человек и создать свои коллективные композиции (связки, гирлянды и даже «узоры», выложенные из силуэтов шаров). При желании дети могут приклеить к своим шарикам нитки или веревочки, ленточки, свободно свисающие из-под нижней части шарика.
Последующая работа.Оформление помещения детского сада к весенним праздникам.
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «П о ч т а»
Задачи.Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых, работой почты, почтальона. Учить понимать значение адреса, марок, конвертов. Познакомить детей с этикетом общения по телефону.
Предварительная работа.Просмотр мультфильма по сказке Э.Успенского «Трое из Простоквашино». Экскурсия на почту совместно с родителями. Рассматривание конвертов, открыток с наклеенными марками. Разглядывание коллекции марок.
Материалы.Почтовый конверт с написанным адресом. Иллюстрации с изображением почтового отделения, почтового ящика, почтового вагона поезда, самолета на аэродроме, в который грузят багаж. Листочки бумаги размером в '/8 машинописного листа с написанными номерами по числу детей в группе, наборное полотно.
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель вспоминает с детьми, какой мультфильм они смотрели накануне, кто такой почтальон Печкин, какую посылку он принес дяде Федору. Спрашивает детей, знают ли они, как работают почтальоны. Объясняет, что обычно почтальоны разносят по домам письма, открытки, газеты и журналы, а посылки люди приходят забирать на почту сами. Спрашивает детей, получали ли они детские журналы или открытки.
Показывает и рассматривает с детьми иллюстрации с изображением почтового отделения. Спрашивает детей, что они видели на почте во время экскурсии: как люди покупают марки, открытки, конверты, отправляют или получают письма, бандероли и посылки. Рассказывает, что на почту приходят и детские журналы, которые выписывают для ребенка, и тогда почтальон кладет их в особую большую сумку, чтобы принести к домой подписчику.
Педагог рассказывает, что люди часто отправляют своим родным и знакомым, которые живут далеко от них, письма или посылки по почте. Но для этого нужно обязательно знать адрес того места, куда они хотят отправить письмо или посылку. Показывает детям большой почтовый конверт с написанным адресом и обсуждает с ними, что такое адрес — номер квартиры и дома, название улицы, на которой они живут, название города, деревни или поселка, в котором эта улица расположена. Спрашивает детей, знают ли они, как называется улица, на которой они живут.
Воспитатель рассказывает детям, как доставляют почту по нужному адресу. Сначала люди опускают письма или открытки в большие синие почтовые языки, которые стоят на улице или на почте. (Показывает иллюстрации.) Затем почтовые работники письма из почтовых ящиков достают и сортируют — разбирают в зависимости от того, куда их нужно доставить. После этого письма укладывают в большие мешки и везут на вокзал или в аэропорт, там их грузят на поезд или на самолет, и мешки с письмами едут на поезде или летят на самолете в другие города или даже страны. Когда их привезут в нужный город, деревню или поселок, то доставят на почту, а оттуда почтальоны разнесут их по домам и квартирам, опустят в почтовые ящики, которые висят в подъездах городских домов или на воротах дома в деревне.
Воспитатель предлагает детям поиграть в почтальонов и разнести письма по адресу. Показывает наборное полотно, на котором выставлены карточки с написанными номерами (имитирующими номера на почтовых ящиках). Раздает детям «письма» - листочки бумаги размером в '/8 машинописного листа с написанными на них номерами и предлагает по очереди находить для своего «письма» нужный «почтовый ящик».
Затем педагог предлагает детям послушать стихотворение, которое называется «Письмо» (автор — Э. Мошковская):
Я письмо держу в руке! Значит, кто-то вдалеке Захотел его писать, Чтобы мне его прислать.
Вспомнил точный номер дома И мои окошки оба, Вспомнил он мое крыльцо, Вспомнил он мое лицо...
Обо мне он, значит, вспомнил! Он меня как будто обнял! И его я обниму — Напишу-ка я ему!
Воспитатель обсуждает с детьми, почему людям приятно получать письма от друзей и родных. Рассказывает, что очень часто поздравительные открытки к праздникам отправляют по почте. Напоминает, что сейчас все люди в нашей стране отмечают очень важный праздник — День Победы. И на следующих занятиях они будут делать конверты и поздравительные открытки для своих родных. Предлагает подумать, какие рисунки, фотографии и стихи подходят для поздравительных открыток.
В заключение воспитатель обсуждает с детьми, как еще можно поздравить с праздником своих родных и друзей: отправить открытку по электронной почте с помощью компьютера, позвонить по телефону, послать телеграмму, заказать и отправить цветы.
РИСОВАНИЕ «Вот какой у нас салют!»
Поздравительная открытка
Задачи.Продолжать освоение способа «принт» (печать): закреплять умения ставить отпечатки одной и двумя руками синхронно (пальчиками, ватной палочкой, тряпочкой, ватным тампоном, пробкой). Развивать чувство цвета, ритма и композиции. Создать условия для экспериментирования с разными художественными инструментами и материалами в целях поиска способов изображения «огоньков салюта». Закреплять способ сложения прямоугольного листа бумаги пополам с совмещением противоположных сторон.
Предварительная работа.Знакомство с салютом: рассматривание картинок и фотографий; сравнение салюта с новогодней гирляндой с зажженными огоньками; геометрическая мозаика с разноцветными кругами.
Материалы, инструменты, оборудование.Демонстрационный материал: фланелеграф или магнитная доска, «разноцветные огоньки» — по два круга диаметром 7—10 см красного, желтого, зеленого цветов; цветные магниты для магнитной доски.
Раздаточный материал: листы бумаги белого цвета; по два круга диаметром 3 см красного, желтого, зеленого цветов на каждого ребенка; половинки листов бумаги А4 фиолетового, синего, черного, темно-голубого цветов; краски гуашевые; ватные палочки, карандаши, ватные диски и тампоны, тряпочки, пробки, печатки.
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут играть в «салют» с разноцветными «огоньками» (кругами). Проводит дидактическую игру «Разноцветный салют», главной задачей которой является закрепление
знаний детей о цветах (красный, желтый, зеленый); а также показ способов чередования элементов по форме и по цвету при составлении линейной и круговой композиции.
Вначале педагог закрепляет знание основных цветов: показывает поочередно «огоньки» и предлагает детям назвать их цвет, затем просит поднять вверх «огоньки» заданного цвета (желтого, красного, зеленого в любом порядке). Показывает варианты размещения «огоньков» салюта на демонстрационном экране (магнитной доске или фланелеграфе):
—все цветные огоньки в салюте могут перемешаться — вот так
(выкладывает цветные круги на фланелеграфе или магниты на маг
нитной доске вперемешку);
—огоньки могут чередоваться по цвету: сначала в воздух взлетел
зеленый, потом красный, потом опять зеленый и за ним — красный
(для того, чтобы дети уловили алгоритм, чередование элементов по
цвету нужно повторить хотя бы два раза), при этом педагог создает
линейную и круговую композиции (см.рисунок);
—цветной узор может усложниться: в небо взлетают поочеред
но огоньки трех цветов: сначала красный, за ним желтый, следом
зеленый, потом опять в таком же порядке — красный, желтый,
зеленый.
Педагог предлагает детям самим поиграть с «огоньками» праздничного салюта. Сначала просит взять по два круга разного цвета (в каждой руке круг одного цвета) и поочередно поднимать их в воздух, будто это взлетают огоньки. Педагог может «дирижировать» — управлять салютом. Затем советует выложить салют из чередующихся «огоньков» — кругов — на листах белой бумаги или на столах. При желании можно предложить детям работать в парах. Игра проводится в течение примерно пяти минут.
Далее педагог спрашивает детей, чем и как можно нарисовать «огоньки» салюта. Дети предлагают свои способы. Педагог уточняет и обобщает ответы: «огоньки» салюта можно изобразить с помощью отпечатков пальчиков, ватных палочек, тупой стороной карандаша, пробкой, срезом морковки, ватным диском, тряпочкой и т. д. Предлагает детям поэкспериментировать с разными материалами. Эту часть занятия можно провести за столами (в этом случае дети рисуют на листах бумаги) или же на полу — дети рисуют на общем рулоне обоев, обмениваясь материалами и инструментами). На эту часть занятия отводится не более 10 минут.
Затем дети садятся за столы и занимаются оформлением праз-
дничных открыток: берут половинки листов бумаги А4 фиолетового, синего, темно-голубого, черного цвета (на выбор), складывают пополам, разглаживают линию сгиба и на внешней стороне (обязательно цветной!) рисуют по своему желанию праздничный салют. Педагог советует разместить «огоньки» так, чтобы получился цветной узор. Для этого нужно окунуть два пальчика или две ватные палочки в краску разного цвета и ставить отпечатки поочередно (правой — левой рукой, правой — левой и т. д.)- Дети создают композиции по выбору — хаотичные или декоративные (см. рисунок).
В конце занятия педагог предлагает детям разложить открытки на просушку, полюбоваться тем, какой красивый получился салют, и подумать о том, кому можно подарить такие открытки.
КОНСТРУИРОВАНИЕ «Почтовые конверты»
Задачи.Продолжать учить детей складывать квадратный лист бумаги пополам по прямой линии, совмещая противоположные стороны; анализировать сделанные поделки (выделять в них общее — способ конструирования, и различное — дополнительные детали). Дать элементарные сведения о вспомогательных средствах создания поделок для игры в «Почту». Инициировать «включение» готовых поделок в игру.
Материалы, инструменты, оборудование.Демонстрационный материал: поделки, выполненные воспитателем из листа бумаги, сложенного пополам («Почта», «Машина-фургон с надписью «Почта», поздравительные открытки, сумка почтальона).
Раздаточный материал: по 1—2 бумажных квадрата разного цвета (15х15см), маленькие квадратики с картинками, клей-карандаш для каждого ребенка.
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель напоминает детям:
— Вы хорошо умеете складывать квадратный лист бумаги пополам по прямой линии, совмещая противоположные стороны. Давайте вспомним, какие игрушки вы делали этим способом. (Книжки, открытки.)
Выслушав ответы, воспитатель привлекает внимание детей к незнакомым поделкам, сделанным воспитателем из бумаги: «Сумка почтальона», «Машина-фургон с надписью «Почта».
Воспитатель показывает и называет каждую поделку, уточняя, что каждую из них можно использовать для игры в «Почту». Затем спрашивает детей: «Как вы думаете, каким способом сделаны эти поделки?» И продолжает: «Вы правильно отгадали. Эти поделки
сделаны из бумаги известным вам способом — «Квадрат сгибаем осторожно, чтоб пара противоположных сторон совпала, и тотчас прямоугольник есть у нас». Но без конвертов не получится игра. Давайте сделаем конверты, а затем поиграем в «Почту».
Воспитатель показывает детям настоящий конверт и рассматривает его вместе с ними. Обращает их внимание на то, что у конверта есть клапан. Обсуждает с ними, как можно сделать такой конверт. Обращает внимание детей на проведенную на листе бумаги линию для клапана. «Сначала нужно сложить лист бумаги по этой линии — сделать клапан. Затем перевернуть лист на обратную сторону (см. рисунок) и сложить пополам, совмещая противоположные стороны, — получился сам конверт. Теперь нужно склеить его боковые стороны. Осталось отогнуть клапан в обратную сторону и конверт готов.» Проговаривая процесс создания конверта, воспитатель одновременно демонстрирует, как это делается.
Затем предлагает детям самостоятельно сделать конверт. Тем детям, которые испытывают затруднения, воспитатель оказывает помощь советом и практически.
После того, как дети выполнят задание, воспитатель обращается к ним: «Скажите, а чем отличаются ваши конверты от настоящих конвертов?» (Нет марки и адреса). «Давайте подумаем, что может быть маркой на нашем конверте?» (Картинки с изображениями флажка, цветочка, шарика и т. п.)
Воспитатель предлагает детям выбрать для своего конверта картинку и приклеить на место марки. Затем дети вкладывают в свой конверт поздравительную открытку, выполненную на занятии по рисованию.
Последующая работа.Воспитатель завершает оформление конвертов по желанию детей — надписывает, кому они адресованы.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Н е у м е й к а»
Яков Аким
Задачи.Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, рассуждать по поводу услышанного, принимать участие в обсуждении для лучшего понимания смысла произведения. Помочь через художественный текст понять смысл слов «ленивый», «трудолюбивый».
Материалы, инструменты, оборудование.Запечатанный конверт с надписью «Неумейке». Книга Я. Акима с иллюстрациями.
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель сообщает детям, что в детский сад пришло письмо. Показьтает конверт и читает, кому оно адресовано — Неумейке. Спрашивает у детей, кто такой Неумейка. Выслушивает их мнения и обобщает ответы, что Неумейка — это человек, который не научился делать даже самые простые дела: следить за своей одеждой, убирать после игры игрушки, мыть посуду, подметать пол и пр.
Предлагает послушать стихотворение Якова Акима про Неумейку. Читает текст произведения, показывая иллюстрации книги.
После чтения воспитатель проводит обсуждение, помогая детям понять смысл стихотворения:
— Почему почтальон так долго не мог найти человека, которому
адресовано письмо?
Предлагает детям вспомнить, каких детей увидел почтальон в доме:
— На первом этаже жил мальчик Вова, который не умел... (Сам
есть суп).
— Почему же почтальон не вручил ему письмо? (Вова взял ложку
и стал есть сам. Он умел кушать самостоятельно, но иногда ленился.)
— Почему письмо не вручили Голубчикову Славе, которому сест
ренка натягивала чулки?
— А попались ли почтальону умелые и трудолюбивые дети? (Де
вочка, которая мыла с мамой посуду, мальчик Боря, который сам по
ливал цветы из лейки.)
— Письмо до сих пор ищет адресата. Вот и к нам в детский сад его
принесли. Может быть, среди вас есть Неумейки? — говорит воспи
татель. Она выслушивает высказывания детей. В этот момент важно
не допустить, чтобы дети обсуждали друг друга, а предложить им го
ворить о себе. После того, как дети выскажутся, воспитатель подво
дит итог: если дети что-то не умеют делать, они обязательно этому
научатся, надо только захотеть, постараться научиться и не лениться
самим одеваться, наводить порядок, самостоятельно кушать и т. д.
Воспитатель спрашивает детей, что же теперь делать с этим письмом. Решают, что его надо вернуть на почту, так как в их группе нет таких Неумеек.
После обсуждения педагог может прочитать детям стихотворение еще раз.
МАЙ. 34 НЕДЕЛЯ Планирование работы
Направленность педагогической работы.Последняя неделя учебного года будет посвящена приближающемуся лету, его ожиданию: педагог будет закреплять представления детей о временах года и их последовательности, обсудит с детьми, чем они будут заниматься летом, куда отправятся в путешествие. На занятиях по развитию речи воспитатель будет учить детей рассуждать, понимать смысл образования производных слов: почему у земляники, черники, подберезовика, подосиновика такие названия. Будет вовлекать их в содержательное общение, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
Продолжатся наблюдения за бабочками, стрекозами, божьими коровками и другими насекомыми, их окраской и движениями. Дети будут учиться создавать их яркие образы в аппликации и лепке, передавая характерные особенности строения и окраски; совершенствовать при этом технику вырезания округлых форм путем складывания прямоугольника пополам и попарного закругления уголков, а также развивать чувство формы и цвета, создавая поделки конструктивным способом.
Педагог будет знакомить детей с правилами поведения на природе; формировать у них бережное отношение к растениям и животным. Этому будет способствовать и чтение произведений художественной литературы вне занятий.
День недели | Временные отрезки дня | Содержание образовательной работы |
1 день | Утро | Игры по инициативе детей. |
После завтрака | 1. Познание окружающего мира. «Летние путешествия». 2. Физкультура № 34.1. Контрольно-проверочное занятие. Оценка уровня развития основных видов движения (ходьба, ползание, прыжки). Тестирование физической подготовленности детей: сохранение равновесия при стойке — носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, при открытых глазах (сек.); бег на 10 м с хода (сек). Могут быть использованы и дополнительные методики контроля. | |
Прогулка | Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Кегли», «У медведя во бору». Игры по инициативе детей. |
День недели | Временные отрезки дня | Содержание образовательной работы |
После сна | Чтение стихотворения С. Маршака «Багаж». | |
Вечер | Конструирование из влажного песка. Игры по инициативе детей. | |
2 день | Утро | Игры по инициативе детей. |
После завтрака | 1. Развитие речи. «Мы в лесок пойдем». 2. Музыка № 34.1. Слушание музыки: В. Дьяченко, «Эхо». Пение: «Птичка на ветке» (муз. Р. Паулса, ел. И. Мазнина (из Я. Райниса), «Про водичку» (муз. В. Жу-бинской, ел. И. Михайловой). Музыкальное движение: этюд «Эхо» (В. Дьяченко «Эхо»). | |
Прогулка | Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Кольцеброс», «Вороны». Игры по инициативе детей. | |
После сна | Чтение рассказов Е. Чарушина «Томка», «Томка испугался». | |
Вечер | Игры по инициативе детей. | |
3 день | Утро | Разные виды детских игр. |
После завтрака | 1. Математические представления. Занятие № 17. 2. Аппликация. «Божья коровка». | |
Прогулка | Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: игры и упражнения по желанию детей. Игры по инициативе детей. | |
После сна | Чтение рассказа Е. Чарушина «Как Томка не показался глупым», «Как Томка научился плавать». | |
Вечер | Конструирование из природного материала. Игры по инициативе детей. | |
4 день | Утро | Игры по инициативе детей. |
1. Лепка. «На лесной полянке». 2. Музыка № 34.2. Слушание музыки: Н. Полынский «К роднику за водой», |
День недели | Временные отрезки дня | Содержание образовательной работы |
После завтрака | В. Дьяченко «Эхо». Музыкальное движение: этюд «За водой» (Н. Полынский «К роднику за водой»), этюд «Игра с водой» (франц. нар. мел.), этюд «Эхо» (В. Дьяченко «Эхо»). | |
Прогулка | Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Попади в цель», «У медведя во бору». Игры по инициативе детей. | |
После сна | Чтение рассказа М. Зощенко «Умная птичка». | |
Вечер | Игры по инициативе детей. | |
5 день | Утро | Игры по инициативе детей. |
После завтрака | 1. Природа. «Правила поведения в природе». 2. Физкультура № 34.2. Контрольно-проверочное занятие. Оценка уровня развития основных видов движения (бег, лазание, бросание и ловля). Тестирование физической подготовленности детей: прыжок в длину с места (см). | |
Прогулка | Наблюдения в природе. Подвижные игры: по выбору детей. Игры по инициативе детей. | |
После сна | Чтение стихотворения Л. Квитко «Жучок». | |
Вечер | Конструирование из природного материала. Игры по инициативе детей. |
Наблюдения в природе.
Наблюдения на прогулке. Воспитатель организует на территории детского сада игры с водой, песком, камешками. Дети экспериментируют с водой, используя водяные мельницы, тазики, стаканчики, бутылочки из-под шампуня, в крышке которых проделаны дырочки. Можно сделать специальную емкость для опытов, проделав отверстия в нижней части прозрачной пятилитровой бутыли из-под воды. Когда в такую бутыль наливают воду, через дырочки в разные стороны выходят струи воды. Дети переливают воду из стаканчика в стаканчик, пробуют растворить в ней краски, соль, сахар, песок, глину; экспериментируют и играют с камешками; лепят из мокрого песка и
глины, сравнивают эти материалы (глина, засыхая, становится твердой, а песок — сыпучим).
Воспитатель организует летние путешествия, экскурсии, как по территории детского сада, так и в ближайшие окрестности. Дети ищут насекомых, наблюдают за их полетом, слушают пение птиц и другие звуки природы. У водоема можно послушать хор лягушек, а на мелководье и в крупных лужах поискать икру этих животных. Главная задача воспитателя во время таких походов — научить детей видеть природу, любоваться окружающим миром и стараться беречь его.