Перекрещивающийся ( вперекрест, с перекрещивающимися ногами) — с продвижением вперед
Движение занимает 1/2 такта.
Исходное положение ног—1-е свободное.
Руки у девушек в 4-м, у парней — в 1-м основном положении.
«И» (затакт) — правая нога поднимается на полупальцы, одновременно с этим левая делает взмах на воздух невысоко вперед. Колени обеих ног подтянуты. Левая стопа, как у девушек, так и у парней может быть сокращена или вытянута в зависимости от характера создаваемого образа.
«Раз» — левая нога, совершив движение по воздуху назад вправо,, опускается на пол — у парней на всю стопу, у девушек через низкие полупальцы также на всю стопу, чуть впереди правой ноги по правую сторону от нее в перекрещенном положении. Носки обеих ног направлены вперед. Тяжесть корпуса переносится с правой ноги на левую; колено левой ноги вытянуто, правая, оставаясь на полупальцах, слегка сгибается в колене. Девушки слегка поворачивают корпус вслед за левой ногой вправо, у парней корпус может оставаться прямым. При этом шаге на затакт возможен скользящий удар каблуком или низкими полупальцами.
С подбивкой — с продвижением вперед
Движение занимает 1/2 такта.
Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в 1-м основном положении.
«Раз» — шаг с левой ноги вперед.
«И» — правая нога подставляется на низких полупальцах, с акцентом в пол сзади левой ноги около каблука, как бы подбивая ее. Правая нога присогнута в колене; колено направлено вперед. Левая — вытянута в колене.
«Два» — «и» — пауза.
При продолжении движения шаг делается с той же ноги.
На ребро каблука с подбивкой — с продвижением вперед
Движение занимает 1/2 такта.
Исходное положение ног — 1-е свободное.
Руки — в 1-м основном положении.
«И» (затакт) — небольшой взмах левой ногой вперед.
«Раз» — левая нога опускается на ребро каблука. Носок направлен вверх. Нога в колене вытягивается.
«И» — правая нога подставляется на низких полупальцах, с акцентом в пол сзади левой ноги около каблука, как бы подбивая ее. Нога находится на полупальцах; колено присогнуто и направлено вперед. Левая нога с вытянутым коленом находится на ребре каблука.
«Два» — «и» — пауза.
При продолжении движения делается шаг с той же ноги. Руки часто открываются в 3-е основное положение, парни иногда заводят правую, согнутую в локте руку за голову, к затылку, а левую вытягивают вперед (см. рис. 50, б).
В этих шагах при подбивке иногда обе ноги одновременно сгибаются в коленях.
Переменные шаги
Переменный шаг — это сочетание, комбинация из трех простых шагов, выполняемых на первые три восьмые такта; четвертая восьмая — пауза, небольшая задержка, как бы вздох, служащий подготовкой для повторения движения, но уже с другой ноги. Меняется нога, отсюда и название — «переменный шаг». Иногда это сочетание шагов называют «тройным шагом», «подменным шагом» и даже просто «русским шагом».
В последнее время название «русский переменный шаг» или просто «переменный шаг» стало более распространенным, чем другие названия.
В русском танце существует много разновидностей переменного шага. Это переменный шаг с притопом, и с подбивкой, и с каблука и т. д. Но по методике исполнения существуют два вида переменного шага — сочетание трех ровных шагов или одного длинного и двух коротких.
1) Ровные
С продвижением вперед
Движение занимает 1такт.
Исходное положение ног—1-е свободное.
Руки — в 1-м основном положении.
«Раз» — небольшой шаг правой ногой.
«И» — такой же шаг левой ногой.
«Два» — такой же шаг правой ногой.
«И» — ноги остаются на месте, но корпус продолжает движение вперед, как бы по инерции. Тяжесть корпуса переносится на правую ногу, левая поднимается на низкие полупальцы.
Следующий шаг начинается с левой ноги.
Шаги выполняются так же, как при простом шаге с продвижением вперед.
У девушек шаги короткие, выполняются свободно, без напряжения. Нога ступает на низкие полупальцы и затем мягко и осторожно опускается на всю стопу. У парней шаги широкие, крепкие, уверенные. Нога опускается на всю стопу. В зависимости от характера танца и музыкального сопровождения руки, как у парней, так и у девушек могут находиться во всех основных положениях. Корпус прямой, подтянутый. Голова гордо повернута вправо или влево. Но возможно разное по настроению и характеру выполнение этого шага. Например: корпус свободен, голова опущена вниз, глаза смотрят исподлобья. Или: корпус подтянут, голова вскинута, исполнитель задорно и с достоинством поглядывает вокруг.
С продвижением назад
Шаги ровные, но короче, чем при исполнении переменного шага с продвижением вперед. Выполняются на низких полупальцах как парнями, так и девушками; колени подтянуты. После шага назад правая или левая нога, оставаясь впереди корпуса, не отрывается от пола. Шаги, так же как и при простом шаге с продвижением назад, могут выполняться с небольшим приседанием.
2) Один длинный и два коротких
С продвижением вперед
Движение занимает 1такт.
Исходное положение ног—1-е свободное.
Руки — в 1-м основном положении.
«Раз» — простой, обычный шаг правой ногой вперед. Колено левой ноги не сгибается.
«И» — небольшой шаг левой ногой; она как бы догоняет правую и ставится чуть впереди ее — каблук у середины стопы правой ноги.
«Два» — небольшой шаг правой ногой вперед. Нога ставится чуть впереди левой. Каблук у середины стопы левой ноги.
«И» — ноги остаются на месте, но корпус как бы по инерции продолжает движение вперед. Центр тяжести переносится на стопу правой ноги, левая нога переходит на низкие полупальцы.
Следующий шаг на 1-ю четверть нового такта начинается с левой ноги. Руки, как у парней, так и у девушек могут находиться во всех основных положениях.
С продвижением назад
Исполняется как парнями, так и девушками на низких полупальцах. Колени подтянуты. Шаги короче, чем при исполнении этого шага вперед. После каждого шага назад остающаяся впереди нога не отрывается от пола. Первый шаг может выполняться с низких полупальцев на полную стопу. При этом колени обеих ног слегка сгибаются. Остальные два шага выполняются на низких полупальцах; колени подтянуты.
3) С притопом (ровными шагами)
С продвижением вперед Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в 1-м основном положении.
«Раз» — шаг правой ногой вперед. «И» — шаг левой ногой.
«Два» — шаг правой ногой, одновременно левая нога с сокращенным подъемом слегка поднимается над полом.
«И» — удар всей стопой левой ноги в пол. Корпус мягко поворачивается в сторону притопывающей ноги.
Следующий шаг после притопа делается с левой ноги.
У девушек притоп легкий, острый, близко к правой ноге. У парней — сильный, уверенный, на расстоянии стопы от правой ноги. Притопы могут быть заменены ударами каблуком.
Руки во время притопа или удара каблуком могут оставаться в 1-м положении («подбоченившись») или раскрываться в Стороны — у девушек между 2-м и 3-м основными положениями, у парней— широко в стороны в 3-е основное положение.
Притопы и удары каблуком могут быть проскальзывающими. После удара каблуком или притопа нога энергично, но невысоко поднимается вперед с сокращенным или вытянутым подъемом. Колени обеих ног подтянуты.
С продвижением назад
Выполняется так же, как и переменный шаг с продвижением назад: на низких полупальцах, шаги ровные. Выполняя притоп, парень и девушка опускаются с низких полупальцев на полную стопу. При ударе каблуком в пол девушки остаются на низких полупальцах.
В момент притопа или удара каблуком корпус поворачивается в сторону притопывающей или ударяющей ноги. Положение рук и корпуса такое же, как в переменном шаге с притопом с продвижением вперед, или руки из 3-го основного на притоп закрываются в 1-е основное положение.
Переменный шаг с притопом (один длинный и два коротких шага) исполняется так же, как и описанный выше переменный шаг с притопом (ровными шагами). Поэтому отдельно мы его описывать не будем.
4) На ребро каблука с подбивкой (один длинный и два коротких шага) — с продвижением вперед (муж.)
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног—1-е свободное.
Руки — в подготовительном положении.
«Раз» — шаг правой ногой вперед на ребро каблука, носок направлен вверх; нога в колене вытягивается. Левая рука сгибаясь в локте, поднимается до уровня груди, правая, согнутая в локте, заводится за спину, кисти сжаты в кулак. Голова одновременно с движением рук слегка поднимается вперед-вверх.
«И» — левая нога одновременно с небольшим шагом вперед подставляется с акцентом в прямом положении на низкие полупальцы позади правой, как бы подбивая ее. Колено левой ноги полусогнуто и направлено вперед.
«Два» — небольшой шаг правой ногой вперед на всю стопу; колено слегка присогнуто. Левая нога, слегка присогнутая в колене, остается сзади на полупальцах.
«И» — пауза.
На следующий такт движение начинается с левой ноги. Соответственно меняется и движение рук (см. рис. 50,а).
Переменный шаг на ребро каблука может исполняться как в медленном, так и в быстром темпе, но чаще всего это движение исполняется стремительно, энергично. Иногда этот шаг исполняют и девушки.
5) На ребро каблука с подбивкой (с подскоком) (муж.)
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног— 1-е свободное. Руки — в подготовительном положении.
«Раз» — шаг правой ногой вперед на ребро каблука, носок направлен вверх; нога в колене вытягивается.
«И» — одновременно с небольшим шагом вперед левая нога с акцентом подставляется в прямом положении на низкие полупальцы позади правой, как бы подбивая ее. Колено левой ноги полусогнуто и направлено вперед.
«Два» — небольшой подскок на правой ноге с акцентированным ударом в пол всей стопой или низкими полупальцами; колено присогнуто. Одновременно левая, сгибаясь в колене, резко поднимается невысоко над полом назад в прямом положении со свободной стопой.
«И» — пауза.
6)На ребро каблука с подбивкой (с приседанием) (муж.)
Движение занимает 1 такт.
Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в подготовительном положении.
«И» (затакт) — небольшое полуприседание на обеих ногах. Руки из подготовительного положения поднимаются в стороны — до уровня между подготовительным и 3-м основным положением. Голова опускается, подбородок касается груди.
«Раз» — шаг правой ногой вперед на ребро каблука; носок направлен вверх; в момент шага правая нога в колене вытягивается. Левая нога слегка вытягивается в колене.
«И» — левая Нога подставляется в прямом положении сзади правой ноги на низких полупальцах; колено полусогнуто и направлено вперед. Правая нога, вытянутая в колене, остается на ребре каблука.
«Два» — небольшой шаг правой ногой с ребра каблука на всю стопу; колено вытянуто. Левая, слегка присогнутая в колене, остается сзади на полупальцах.
«И» — пауза.
Этот шаг исполняется медленно, с большим фасоном, парень рисуется перед девушками. Порой, желая произвести еще больший эффект, парень начинает этот шаг с полуприседания на одной ноге, а не на двух, как было описано выше.
«И» (затакт) — одновременно с небольшим полуприседанием на всей стопе левой ноги, правая, сгибаясь в колене, поднимается невысоко над полом в прямом положении со свободной стопой.
«Раз» — шаг правой ногой на ребро каблука. В момент шага правая нога в колене вытягивается. Левая нога слегка вытягивается в колене.
Далее движение продолжается так же, как было описано выше.
Для большего усиления характера этого движения перед шагом правой ногой на ребро каблука, на затакт, на счет «и», добавляется скользящий удар каблуком правой ноги около середины стопы левой ноги.
В переменном шаге на ребро каблука с подбивкой (с подскоком и с приседанием) движение рук то же, что и в переменном шаге на ребро каблука с подбивкой (без подскока).
Танцевальный бег
Простой шаг, как правило, исполняется в медленном и среднем темпах. При увеличении темпа и при исполнении мелодии в быстром темпе шаг переходит в бег. Существует три вида танцевального бега: шаг-бег (беговой шаг), бег с отбрасыванием согнутых ног назад, бег с поднятием согнутых ног вперед.
Шаг-бег (беговой шаг)
Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 3-м основном положении.
Начиная с правой ноги, на каждую четверть или каждую восьмую такта в зависимости от темпа делается небольшой шаг вперед на всю стопу с легким акцентированным ударом — притопом. Шаг-бег исполняется на слегка присогнутых коленях, с «сокращенными» стопами.
Это движение выполняется одинаково как парнями, так и девушками. Оно может выполняться также на месте и с небольшим продвижением назад.
Шаг-бег бывает особенно эффектен, когда он повторяет ритмический рисунок переменного шага, особенно с притопом, и исполняется на месте, с продвижением вперед или с отходом назад.
С отбрасыванием согнутых ног назад
Исходное положение ног—1-е прямое.
Руки — в 3-м основном положении.
Начиная с правой ноги, на каждую четверть или восьмую такта, в зависимости от темпа, делается шаг — перескок на низкие полупальцы; колено присогнуто. Одновременно с перескоком левая нога, сгибаясь в колене, резко откидывается в прямом положении назад - вверх с вытянутой стопой.
Шаг — перескок может выполняться и на полную стопу. Тогда левая нога сгибается в колене назад - вверх с «сокращенной» стопой.
Бег с отбрасыванием ног назад исполняется с продвижением вперед, на месте и с небольшим продвижением назад. При этом виде бега очень характерно положение корпуса исполнителя: грудь вперед, спина прогнулась, плечи вместе с руками раскрыты в сторону, ноги как бы отстают от корпуса. Во время бега руки можно переводить из 3-го в 1-е основное положение медленно или резко.
Этот вид бега хорошо сочетается с фиксирующим хлопком перед собой или фиксирующим ударом по щиколотке, «вращением», «молоточками», с коротким подскоком, с притопом двумя ногами и рядом других элементов.