Урок 25. М. Мусоргский. Фортепианный альбом «Картинки с выставки».

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

Урок 26. Музыкальное впечатление.

Урок 27. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Урок 28. В.А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо.

Тема VII раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7 ч.)

Урок 29 . Волшебный цветик - семицветик. И все это Бах!

Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.

Урок 30. Все в движении. Тройка. Попутная песня.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 31. Музыка учит людей понимать друг друга.

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

Урок 32.Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна.Осень.

Осень. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Урок 33. Мир композитора. (П.Чайковский).

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).

Урок 34-35. Могут ли иссякнуть мелодии?

Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).

Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного год.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Виды организации учебной деятельности: экскурсия, путешествие, выставка, игра, концерт.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения музыки во 2 классе обучающиеся научатся:

• воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыке

• проявлять эмоциональное и осознанное отношение к музыке разных направлений

• понимать содержание музыки простейших и более сложных жанров

• подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров

• различать на слух звучание музыкальных инструментов; узнавать тембры инструментов симфонического оркестра ; различных видов ансамблей (инструментального, вокального), хоров (народного, академического, церковного) и оркестров (народных инструментов, духового и симфонического);

• выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения

• различать особенности построения музыки: двухчастная, трёхчастная формы

• понимать основные термины и понятия музыкального искусства

• передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы

• эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы

• узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов

• рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов

• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;

• оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников

• общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных музыкальных (художественных) образов.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ урока Разделы и темы Кол-
    во
    часов
  Раздел I. Россия - Родина моя
     
Характеристика Размышлять об отечественной музыке,её характере и средствах  
основных видов выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание  
деятельности музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать  
ученика характер песен о Родине в своём исполнении. Исполнять Гимн  
(на уровне России. Закреплять основные термины и понятия музыкального  
учебных искусства. Расширять запас музыкальных впечатлений в  
действий) самостоятельной творческой деятельности.  
     
Мелодия
Здравствуй, Родина моя. НРК. Музыкальные образы родного
  края.  
Моя Россия. Гимн России
  Раздел II. День, полный событий
     
Характеристика Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и  
основных видов изобразительные особенности музыки. Определять жизненную  
деятельности основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные  
ученика состояния в разных видах музыкально-творческой деятельности.  
(на уровне Анализировать выразительные и изобразительные интонации,  
учебных свойства музыки. Понимать основные термины и понятия  
действий) музыкального искусства. Применять знания основных средств  
  музыкальной выразительности при анализе прослушанного  
  музыкального произведения. Передавать в собственном  
  исполнении различные музыкальные образы. Соотносить  
  содержание и средства выразительности музыкальных и  
  живописных образов. Различать особенности построения  
  музыки.  
Музыкальные инструменты
Природа и музыка. Прогулка
Танцы, танцы, танцы…
Эти разные марши
Звучащие картины
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама
  Раздел III. «О России петь – что стремиться в храм»
     
Характеристика Передавать в исполнении характер народных и духовных  
основных видов песнопений. Эмоционально откликаться на живописные,  
деятельности музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства  
ученика выразительности музыки и живописи. Передавать с помощью  
(на уровне пластики движений, детских музыкальных инструментов разный  
учебных характер колокольных звонов. Исполнять рождественские  
действий) песни. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных  
  жанров и стилей.  

Великий колокольный звон
Звучащие картины
Святые земли Русской. А. Невский
Святые земли Русской. С. Радонежский
Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Христово
  Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
     
Характеристика Разыгрывать народные игровые песни.Общаться и  
основных видов взаимодействовать в процессе ансамблевого,коллективного  
деятельности воплощения различных образов русского фольклора.  
ученика (на Осуществлять опыты сочинения мелодий,ритмических,  
уровне учебных пластических импровизаций на тексты народных песенок,  
действий) закличек. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских  
  композиторов. Выявлять особенности праздников народов  
  России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и  
  сопоставлять средства их выразительности. Использовать  
  полученный опыт общения с фольклором в досуговой и  
  внеурочной формах деятельности. Интонационно осмысленно  
  исполнять русские народные песни,танцы.  
     
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши
Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам
  пришли  
Музыка в народном стиле. Сочини песенку
Проводы зимы. Встреча весны. НРК. Народные праздники
  Поволжья.  
  Раздел V. В музыкальном театре
     
Характеристика Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к  
основных видов музыкальным образам оперы и балета. Участвовать в ролевых  
деятельности играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных  
ученика (на фрагментов музыкального спектакля. Рассказывать сюжеты  
уровне учебных литературных произведений, положенных в основу знакомых  
действий) опер и балетов. Выявлять особенности развития образов.  
  Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.  
     
Сказка будет впереди
Детский музыкальный театр
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы
Какое чудное мгновенье. Увертюра. Финал
  Раздел VI. В концертном зале
     
Характеристика Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и  
основных видов сопоставлять их с музыкальными образами симфонической  
деятельности сказки. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра.  
ученика (на Участвовать в коллективном воплощении музыкальных  
уровне учебных образов. Выявлять выразительные и изобразительные  
действий) особенности музыки. Передавать свои музыкальные  
  впечатления в рисунке.  
     

Симфоническая сказка «Петя и волк»
Фортепианный альбом «Картинки с выставки»
Музыкальное впечатление
Звучит нестареющий Моцарт! Симфония №40
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
  Раздел VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
     
Характеристика Понимать триединство деятельности композитора-исполнителя-  
основных видов слушателя. Анализировать художественно-образное содержание,  
деятельности музыкальный язык произведений мирового музыкального  
ученика (на искусства. Оценивать собственную музыкально-творческую  
уровне учебных деятельность и деятельность одноклассников. Узнавать  
действий) изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.  
  Называть и объяснять основные термины и понятия  
  музыкального искусства. Определять взаимосвязь  
  выразительности и изобразительности в музыкальных и  
  живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной  
  деятельности известных исполнителей и исполнительских  
  коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.  
  Участвовать в подготовке и проведении заключительного  
  урока-концерта. Составлять афишу и программу  
  заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками.  
     
Волшебный цветик-семицветик. И всё это - Бах!
Всё в движении. Тройка. Попутная песня
Музыка учит людей понимать друг друга
Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень
Мир композитора
34-35 Могут ли иссякнуть мелодии?
Итого  
     

Урок 25. М. Мусоргский. Фортепианный альбом «Картинки с выставки». - student2.ru

Урок 25. М. Мусоргский. Фортепианный альбом «Картинки с выставки». - student2.ru

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Примерные программы по учебным предметам. «Музыка. 1-4 кл» М.: Просвещение, 2012г

2. Планируемые результаты начального общего образования/под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010г.

3. Учебно-методический комплект «Музыка 1- 4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

• «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2011г.

• «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 класс», М., Просвещение, 2011г.

• Фонохрестоматия музыкального материала для 2 класса: СD (mp 3), М., Просвещение, 2011 г.

• Учебник «Музыка. 2 класс», М., Просвещение, 2012г.

• Рабочая тетрадь «Музыка. 2 класс», М.: Просвещение, 2012г.

Учебная и методическая литература

Для учителя:

1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

7. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г

15. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе»,

М.,Владос,2003г

16. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

17. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

18. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

19. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург,

1997г.

20. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

21. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

22. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

23. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

24. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г

25. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

26. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

27. Песенные сборники.

28. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г

29. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

Для обучающихся:

1. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

2. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

3. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

4. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

5. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

6. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

7. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

8. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

11. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

12. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

13. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.

14. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

15. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

16. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

Информационное обеспечение образовательного процесса

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.» 10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск

(CD ROM) М.:ЗАО «Новый диск», 2008.

15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»

Наши рекомендации