Статья 37. Авторское решение.
Авторское решение представляет собой совокупность вариантов, раскрывающих замысел композиции. Варианты могут разделяться на основные (идейные), в которых представлено тематическое содержание задачи, дополнительные (нетематические), не связанные с основным замыслом автора, но обогащающие содержание задачи, и технические, приводимые для полноты.
Авторское решение может (обычно в зависимости от жанра) состоять из нескольких отдельных решений, а также содержать дополнительные фазы: варианты иллюзорной игры, пробные попытки, ложные следы.
Статья 38. Обязательные требования.
38.1. Основные принципы.
Обязательными требованиями к этюдам и задачам являются: комплектность и легальность начальной позиции, решаемость, единственность решения. При нарушении любого из этих требований композиция считается некорректной.
38.2. Комплектность и легальность начальной позиции.
В начальной позиции композиций разрешены только фигуры, присутствующие на доске в начальной позиции шахматной партии. Если у одной из сторон имеется два слона, они должны находиться на полях разного цвета. Данное правило не применяется в сказочной композиции. Кроме того, данное правило может быть отменено в рамках конкретного соревнования.
Начальная позиция этюда или задачи (кроме сказочной композиции) должна быть легальной, т. е. должна существовать доказательная партия — серия формально возможных ходов, с помощью которых можно прийти к начальной позиции из исходного положения фигур шахматной партии. Доказательная партия допускает превращения пешек обеих сторон.
38.3. Решаемость.
Задание в этюдах и задачах должно выполняться во всех вариантах. Если хотя бы в одном варианте задание выполнить нельзя, композиция не решается.
Применительно к решению, для композиций, не содержащих элементов ретроанализа, действуют следующие правила. Рокировка считается возможной, если нужные король и ладья стоят на полях e1 и a1/h1, e8 и a8/h8, соответственно. Взятие на проходе считается в начальной позиции невозможным. Правило 50 ходов не применяется.
38.4. Единственность решения.
Задание композиции должно выполняться только предусмотренным автором способом (способами). Особенности авторского решения должны быть указаны явно и допустимы в том соревновании, в котором участвует композиция.
В соревнованиях в ортодоксальных жанрах и в жанре обратного мата допустимо только одно решение.
Задача имеет побочное решение, если она имеет решение, отличающееся от авторского уже на первом ходу, или позволяет достичь цели в меньшее число ходов, чем указано в задании (в задачах, не относящихся к кооперативному жанру, число ходов определяется по варианту максимальной длины). Для этюдов побочным решением считается выполнение задания любым способом, отличным от авторского плана игры. Требование единственности не распространяется на игру по окончании главного варианта авторского решения (на ходы, не несущие идейной нагрузки). При наличии побочного решения композиция считается некорректной.
Дуаль в задаче имеет место, если на втором или последующих ходах решения имеется несколько способов выполнения задания белыми.
Дуаль в этюде - возможность варьирования игры белых при неизменном плане достижения цели.
В композициях, не относящихся к кооперативному жанру, возможность различной игры черных не считается дуалью, но может в некоторых случаях рассматриваться как художественный недостаток.
Задачи кооперативного жанра некорректны при наличии любых дуалей.
Другие композиции признаются некорректными при наличии значимых дуалей в тематических вариантах.
Другие дуали и прочие недостатки (например, неоднозначные опровержения ложных следов) влияют на оценку композиции судьей.
Некоторые дуали (например, двойственные превращения пешки на матующем ходу: ферзь/ладья или ферзь/слон), считаются малозначимыми и практически не влияют на оценку композиции.
38.5. Некорректные композиции.
Композиции, признанные некорректными вследствие нарушения обязательных требований или из-за наличия предшественника, исключаются из текущего соревнования.
Некорректная композиция может быть исправлена автором и опубликована в любом печатном (или электронном) издании (предпочтительнее в том же, где она была опубликована впервые) или повторно (только один раз) принять участие в соревновании, как оригинальное произведение. Если автор в течение трех лет не исправил композицию, то другой композитор по истечении этого срока может опубликовать свою переработку. Новая композиция (исправление или переработка первой) может быть опубликована и как коллективное произведение авторов при их взаимном согласии.
Статья 39. Художественные требования.
Основные художественные требования к композиции определяются принципами единства формы и содержания, гармонического соответствия идейного замысла и средств, использованных для его воплощения. Важнейшими требованиями являются: выразительность замысла, экономичность формы, красота решения.
Арбитр учитывает художественные требования при оценке композиций. Типичные художественные требования показаны в приложении 1.